Interested Article - Самоубийца (пьеса)

«Самоубийца» — пьеса Николая Эрдмана , написанная в 1928 году . При жизни автора не печаталась и не ставилась в театре. Одна из первых «чёрных комедий» в литературе.

История создания

Эрдман начал работать над «Самоубийцей» сразу после премьеры « Мандата ». Пьесу высоко оценили М. Горький , А. В. Луначарский и К. С. Станиславский (последний сравнил Эрдмана с Гоголем) .

В 1928 году Эрдман и Мейерхольд подписали договор о постановке в театре, но Главрепертком её запретил. В газете « » вышла статья «Попытка протащить реакционную пьесу. Антисоветское выступление в Театре им. Мейерхольда». В Театре им. Е. Вахтангова поставить пьесу тоже не удалось. Репетиции опальной пьесы были разрешены К. С. Станиславскому после его личного письма Сталину , однако, когда спектакль был готов, Сталин наложил на него запрет:

…Я не очень высокого мнения о пьесе «Самоубийца». Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна…

из письма Станиславскому от 9 ноября 1931 года

В 1932 году Мейерхольд снова ставит «Самоубийцу», но после закрытого просмотра спектакль был запрещён партийной комиссией, которую возглавлял Л. Каганович .

Во время хрущёвской оттепели попытки поставить или опубликовать пьесу возобновились. В 1982 году В. Плучек ставит пьесу в Театре Сатиры , однако вскоре после премьеры спектакль снимают с репертуара. Спектакли в Театре имени Вахтангова, в Театре на Таганке также были запрещены.

Впервые пьеса была опубликована на русском языке в 1969 году в ФРГ. В том же году в Гётеборге (Швеция) она была впервые поставлена на театральной сцене.

В начале 70-х годов пьеса была переведена на немецкий язык. Ставилась в театрах Цюриха, Западного Берлина, Вены, Мюнхена, Франкфурта-на-Майне. Затем появились постановки во Франции, Канаде, США (Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго и другие города). В Англии пьесу играла труппа «Королевской шекспировской компании».

В 1982 году бывший актёр ГосТиМа Валентин Плучек поставил многострадальную пьесу Эрдмана в Московском театре Сатиры , но прожил спектакль недолго и вскоре был запрещён ; лишь в 1986 году Плучек смог возобновить «Самоубийцу».

В СССР пьеса была впервые опубликована в 1987 году в журнале « Современная драматургия » (№ 2) .

Действующие лица

  • Подсекальников Семён Семёнович.
  • Мария Лукьяновна — его жена.
  • Серафима Ильинична — его тёща.
  • Александр Петрович Калабушкин — их сосед.
  • Маргарита Ивановна Пересветова.
  • Степан Васильевич Пересветов.
  • Аристарх Доминикович Гранд-Скубик.
  • Егорушка (Егор Тимофеевич).
  • Никифор Арсентьевич Пугачёв — мясник.
  • Виктор Викторович — писатель.
  • Отец Елпидий — священник.
  • Клеопатра Максимовна.
  • Раиса Филипповна.
  • Старушка.
  • Олег Леонидович.
  • Молодой человек — глухой, Зинка Падеспань, Груня, хор цыган, два официанта, модистка, портниха, два подозрительных типа, два мальчика, трое мужчин, церковные певчие — хор, факельщики, дьякон, две старушки, мужчины, женщины.

Сюжет

Подсекальников живёт с женой и тёщей в коммунальной квартире . Он не работает, и мысль об иждивенчестве его очень угнетает. Поссорившись с женой из-за ливерной колбасы, он решает покончить с собой. Жена с тёщей и сосед Калабушкин пытаются отговорить его, однако многим его самоубийство оказывается на руку.

Аристарх Доминикович:

Так нельзя, гражданин Подсекальников. Ну, кому это нужно, скажите, пожалуйста, «никого не винить». Вы, напротив, должны обвинять и винить, гражданин Подсекальников. Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. <…> Вы хотите погибнуть за правду, гражданин Подсекальников. <…> Погибайте скорей. Разорвите сейчас же вот эту записочку и пишите другую. Напишите в ней искренне все, что вы думаете. Обвините в ней искренне всех, кого следует.

Клеопатра Максимовна хочет, чтобы Подсекальников застрелился ради неё, Виктор Викторович — ради искусства, а отец Елпидий — ради религии.

Незабвенный покойник пока ещё жив, а предсмертных записок большое количество. <…> «Умираю, как жертва национальности, затравили жиды». «Жить не в силах по подлости фининспектора». «В смерти прошу никого не винить, кроме нашей любимой советской власти».

Предприимчивый Калабушкин собирает с них по пятнадцать рублей, намереваясь устроить лотерею.

Но Подсекальников вдруг понимает, что ему вовсе не хочется умирать. Он задумывается о жизни и смерти:

Что такое секунда? Тик-так… И стоит между тиком и таком стена. Да, стена, то есть дуло револьвера… И вот тик, молодой человек, это ещё всё, а вот так, молодой человек, это уже ничего. <…> Тик — и вот я ещё и с собой, и с женою, и с тёщею, с солнцем, с воздухом и водой, это я понимаю. Так — и вот я уже без жены… хотя я без жены — это я понимаю тоже, я без тёщи… ну, это я даже совсем хорошо понимаю, но вот я без себя — это я совершенно не понимаю. Как же я без себя? Понимаете, я? Лично я. Подсекальников. Че-ло-век.

На следующий день Подсекальникову устраивают роскошный прощальный банкет, и он осознаёт значимость своего самоубийства:

Нет, вы знаете, что я могу? Я могу никого не бояться, товарищи. Никого. Что хочу, то и сделаю. Все равно умирать. <…> Я сегодня над всеми людьми владычествую. Я — диктатор. Я — царь, дорогие товарищи.

Через несколько часов в квартиру, где жил Подсекальников, привозят его бездыханное тело: он мертвецки пьян. Придя в себя, Подсекальников сначала считает, что его душа на небесах, принимает жену за Богородицу, а тёщу за ангела. Но когда Мария Лукьяновна и Серафима Ильинична убеждают его, что он ещё на этом свете, Подсекальников сокрушается, что напился и пропустил назначенное время самоубийства. Увидев, что к дому идут Гранд-Скубик, Пугачёв, Калабушкин, Маргарита Ивановна, отец Елпидий и другие, он прячется в гроб. Его принимают за мёртвого, над ним произносят торжественные речи, но на кладбище Подсекальников не выдерживает и встаёт из гроба:

Товарищи, я хочу есть. Но больше, чем есть, я хочу жить. <…> Товарищи, я не хочу умирать: ни за вас, ни за них, ни за класс, ни за человечество, ни за Марию Лукьяновну.

Пьеса заканчивается словами Виктора Викторовича, что Федя Питунин застрелился, оставив записку «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит».

Отзывы о пьесе

Н. Я. Мандельштам :

«По первоначальному замыслу пьесы, жалкая толпа интеллигентишек, одетых в отвратительные маски, наседает на человека, задумавшего самоубийство. Они пытаются использовать его смерть в корыстных целях…
Эрдман, настоящий художник, невольно в полифонические сцены с масками обывателей [так любили называть интеллигенцию, а „обывательские разговоры“ означало слова, выражающие недовольство существующими порядками] — внёс настоящие пронзительные и трагические ноты. Но в первоначальный замысел (анти-интеллигентский, анти-обывательский) прорвалась тема человечности. Отказ героя от самоубийства тоже переосмыслился: жизнь отвратительна и непереносима, но надо жить, потому что жизнь есть жизнь. Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя всё толкало нас на самоубийство» .

В. Н. Плучек :

Подсекальников, несмотря ни на что, человек, жалкий человек, почти нечеловек. Смиренный, жалкий, он решает бросить вызов человечеству: уйти из жизни. Он так ничтожен, так загнан, что решение его — подвиг, достойный японского камикадзе. Герой московского мещанства чудом преображается в мирового героя и произносит свой монолог о цене секунды. Он вдруг осознает, что назначенное время прошло, а он жив .

М. Д. Вольпин :

«А всё ведь дело в том, что это написано как стихи, таким ритмом и в таком порядке — его пьесы и невозможно играть как бытовые: получается плоско и даже пошло. Если когда-нибудь у кого-то выйдет удачно „Самоубийца“, то обязательно будет звучать не бытовая речь, а как будто стихами написанная. Правильно сравнивают с „ Ревизором “. Я думаю, что по концентрации стихотворной энергии, да и по юмору… это даже выше, чем „Ревизор“…»

Критика о пьесе

А. Василевский:

«Самоубийца» открыто тяготеет к широким социальным обобщениям. Сюжетный узел пьесы возник из той сцены « Бесов » Достоевского , когда Петруша Верховенский обращается к Кириллову, готовому покончить с собой: вам, дескать, все равно, за что умирать, так уж вы напишите бумажку, что это вы Шатова убили.
Трагедийная ситуация повторяется как фарс: к новейшему самоубийце «из-за ливерной колбасы» Подсекальникову стекаются просители. Его соблазняют: вы станете героем, лозунгом, символом; но все заканчивается скандалом: Подсекальников расхотел умирать; он по-настоящему никогда и не хотел умирать. Он не хотел быть героем .

Постановки в театре

Первые постановки

Известные постановки

Экранизации

Литература

  • Велехов Л. Самый остроумный // Театр. — 1990. — № 3.
  • Рассадин С. Самоубийцы. Повесть о том, как мы жили и что читали. — М., 2007.
  • Стрельцова Е. Великое унижение // Парадокс о драме. — М., 1993.

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 июля 2009. 29 июня 2009 года.
  2. . Дата обращения: 27 января 2012. 7 марта 2012 года.
  3. Вульф В. Я. / Предисловие и комментарии В. Вульфа.. — М. : АСТ, Астрель, 2011. — 256 с. — ISBN 978-5-17-046907-9 . 13 марта 2016 года.
  4. . Дата обращения: 13 июля 2009. Архивировано из 23 марта 2012 года.
  5. Фрейдин Ю. Н. Р. Эрдман и его пьеса «Самоубийца» в «Воспоминаниях» Н. Я. Мандельштам)
  6. Трауберг Л. Ордер на самоубийство
  7. . Дата обращения: 13 июля 2009. Архивировано из 18 августа 2010 года.
  8. Василевский А. О драмах и комедиях Н. Эрдмана
  9. . Дата обращения: 11 июля 2009. 28 августа 2009 года.
  10. . Дата обращения: 11 июля 2009. 6 августа 2007 года.
  11. . Дата обращения: 1 февраля 2013. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  12. Штерн В. . Дата обращения: 1 февраля 2013. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  13. . // РАМТ. Спектакли прошлых лет. Дата обращения: 26 марта 2020. 26 марта 2020 года.
  14. Беркович А. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Восточно-Сибирская правда , 06.03.2007.
  15. vlk (рус.) . Открытый Омск . Дата обращения: 26 декабря 2023.
  16. . Новости Омска и Омской области (10 марта 2009). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  17. . serov.bezformata.ru. Дата обращения: 30 сентября 2016. 1 октября 2016 года.
  18. . tvkultura.ru. Дата обращения: 26 марта 2020. 26 марта 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Самоубийца (пьеса)