Мессерер, Асаф Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
«Тщетная предосторожность» ( фр. La Fille mal gardée — в дословном переводе Плохо присмотренная дочь ) — балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем .
Премьера: 1 июля 1789 года , Бордо . Музыка специально к балету не сочинялась, Ж. Доберваль использовал французские народные мелодии .
«Тщетная предосторожность» — единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры .
Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей в создании действенного балета (ballet d’action) — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия , самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце XVIII столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене .
После смещения Ж.Новерра с Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо , куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встречала его балеты о таких же простых людях, постоянно попадавших в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.
Одним из таких его балетов стал двухактный Le Ballet de la paille ou Il n’y a qu’un pas du mal au bien («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг») — именно так назвал сам автор своё произведение, покорившее в дальнейшем все мировые балетные сцены и более известное под названием La Fille mal gardée , а в России — «Тщетная предосторожность».
В театральном мире существуют разные легенды о зарождении сюжетной фабулы балета. Есть мнение, что Ж.Доберваль не сам придумал сюжет балета, а однажды подсмотрел эту вполне реальную, фактически произошедшую, историю в какой-то деревне. Балетмейстер, посмеявшись забавному случаю, решил воплотить его на сцене .
По другой версии, его вдохновил офорт работы (Pierre-Philippe Choffard) (1730—1809) по картине с изображением комической бытовой сценки: пожилая дама распекает юную девушку, а по лестнице чердака со всех ног улепетывает её любовник с панталонами в руках.
А есть версия, что в образе красавца Колена Жан Доберваль намекал на себя и собственные амурные похождения .
Действующие лица и сюжет даются по версии композитора Фердинана Герольда в переводе на русский язык, запись Л.Энтелиса . Первоначально, у Доберваля, имена персонажей несколько отличались от тех, что имели место в позднейших редакциях. Так, главных героев звали не Лиза (фр.: Lise) и Колен (фр.: Colin), а Лизон (Lison) и Кола (Colas). А современная Марцелина звалась вдовой Раготтой (Ragotte) или в более поздних версиях — Симоной (Simone), при этом партия всегда исполнялась мужчинами.
Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.
Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.
Ж. Доберваль ещё повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка поначалу использовалась любая по вкусу постановщиков. В 1796 году П. Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, и эту музыку использовал Омер для своей постановки балета. Однако музыка Пьера Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Фердинан Герольд одарил балет наконец постоянной музыкой. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор — П. Гертель . Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах .
Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза — в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита — кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей — словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.
Некоторые постановки:
С этого времени балет Ж.Доберваля победно пошёл по европейским сценам.
В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797) .
В версии музыки Луи Герольда балет неоднократно ставился на европейских сценах, в том числе в России: в Петербурге в Большом Каменном театре : 20 ноября 1848 (по редакции Ш. Дидло, Лиза — Ф. Эльслер ; Колен — Х. П. Иогансон ; Марцелина — Ж. Перро ) и 28 октября 1854 (балетмейстер Ж. Перро, Лиза — А. Прихунова ) и в московском Большом театре : 12 февраля 1845 (балетмейстер по редакции Ш. Дидло, Лиза — Е. Санковская ; Колен — И. Никитин) и 11 мая 1850 ( Лиза — Ф. Эльслер) .
Партию Лизы в Ленинграде и Москве также исполняли Е. Люком , М. Кожухова , Е. Смирнова , Т. Вечеслова , М. Семёнова , О. Лепешинская , Р. Стручкова , Л. Лежнина , , и др., партию Марцелины — В. Гельцер , В. Рябцев , Т. Стуколкин , В. Цаплин , А. Чекрыгин , Г. Янин , , и др.
За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля .
Совместная постановка Пермского государственного хореографического училища и Пермского театра оперы и балета Петер Гертель, Лео Делиб ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ Балет в двух действиях (трех картинах) Либретто Жана Доберваля: https://permopera.ru/playbills/repert... Хореография танца саботьер Мариуса Петипа Хореография pas de deux в первом действии Александра Горского Постановка 2018 года Запись спектакля от 1 ноября 2018 года Продолжительность спектакля: 2 часа (с антрактом) Музыкальный руководитель постановки и дирижер — лауреат международных конкурсов Илья Гайсин Балетмейстер-постановщик — заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Кирилл Шморгонер Художник-постановщик — Наталья Хохлова Художник по свету — Игорь Цинн Действующие лица и исполнители: Марцелина, зажиточная крестьянка — Иван Сидельников Лиза, ее дочь — Елизавета Домрачева Колен, бедный крестьянин — лауреат Международного конкурса, обладатель бронзовой медали Дельфийских игр России Иван Суродеев Мишо, откупщик — Дмитрий Смолянин Никез, его сын — Прохор Зеленин Нотариус — Дмитрий Ведерников Подруги Лизы — Алина Бургова, Анастасия Журавлева, Диана Куцбах, Вероника Некрасова Друзья Колена — Сергей Боровых, Александр Бородин, Вячеслав Спильчевский, Котаро Хиросэ Танец саботьер — Анна Черткова, Константин Леньков, учащиеся младших классов Крестьяне и крестьянки — учащиеся Пермского хореографического училища Симфонический оркестр театра A co-production by Perm State Ballet School and Perm Opera and Ballet Theatre Peter Hertel, Léo Delibes LA FILLE MAL GARDÉE Ballet in two acts (three scenes) Libretto by Jean Dauberval La Sabotière (the Clog Dance) choreographed by Marius Petipa Pas de deux from Act 1 choreographed by Alexander Gorsky 2018 production Recorded live at the Perm Opera and Ballet Theatre on November 1, 2018 Running time: 2 hours (with intermission) Musical Director and Conductor — Ilya Gaysin Choreographer — Kirill Shmorgoner Set Designer — Natalia Khokhlova Lighting Designer — Igor Zinn Cast: Marceline, an prosperous peasant woman — Ivan Sidelnikov Lise, her daughter — Elizaveta Domracheva Colin, a poor peasant — Ivan Surodeev Michot, a farmer — Dmitri Smolyanin Nicaise, his son — Prokhor Zelenin Notary — Dmitri Vedernikov Friends of Lise — Alina Burgova, Anastasia Zhuravleva, Diana Kutsbakh, Veronika Nekrasova Friends of Colin — Sergei Borovyh, Alexander Borodin, Vyacheslav Spilchevsky, Kotaro Hirose La Sabotière — Anna Chertkova, Konstantin Lenkov, pupils of the Perm State Ballet School Peasants and peasant women — students of the Perm State Ballet School Symphony Orchestra of the Theatre