Театрон (театр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Моско́вский драмати́ческий Теа́тр на Бро́нной (с 1945 по 1968 год Моско́вский драмати́ческий теа́тр , с 1968 по 2021 — Театр на Малой Бронной ) — драматический театр Москвы , основанный в марте 1945 года . Первым руководителем был режиссёр Сергей Майоров . В 1968 году театр стал называться Театром на Малой Бронной, а в 2021 — Театром на Бронной. В репертуаре театра преобладают спектакли, основанные на произведениях русской и зарубежной классики . В 2019 году художественным руководителем театра стал Константин Богомолов .
Театр драмы был основан в 1945 году решением управления по делам искусств Мосгорисполкома и располагался на востоке Москвы, в доме 26 на Спартаковской улице . На то время это был единственный театр в Бауманском районе . Театру было передано здание на Спартаковской улице, после чего было принято решение о перестройке помещения. Проект предусматривал реконструкцию всего здания, переоборудование зрительного зала, фойе, сцены, вестибюля и подсобных помещений. В совет содействия строительству вошли председатель райисполкома Лебедев, секретарь Бауманского райкома ВКП (б) Игнатов и другие лица. Всё необходимое для проведения реконструкции изготавливалось на предприятиях района. Оборудование для сцены создавали на заводе опытных конструкций, фабрика декоративных тканей имени Маркова занималась изготовлением драпировки и занавесов. Трест № 6 «Мосгазстрой» осуществлял все отделочные, строительные и покрасочные работы. Всего в реконструкции театра принимало участие около 20 предприятий Бауманского района. Во время реконструкции стены партера были отделаны полированным деревом. Новый планшет сцены был сконструирован из пятидесяти подвижных частей, которые могли подниматься и опускаться.
Директором театра был назначен Леонтий Егорычев . Художественным руководителем нового театра назначили режиссёра Сергея Майорова . Труппа состояла из 55 человек — актёры из московских театров и выпускники Щепкинского училища . Среди них: заслуженная артистка РСФСР Зинаида Зорич , артистки Наталья Медведева , , Вера Царёва, заслуженный артист РСФСР , , , , , Николай Чистяков , Семён Гольдштаб , . 9 марта 1946 года театр был открыт для зрителей премьерой пьесы Анатолия Мариенгофа и Михаила Козакова «Золотой обруч» . Основными же темами спектаклей были события Великой Отечественной войны и мирная жизнь послевоенного времени .
На начальном этапе с театром сотрудничали драматурги Владимир Билль-Белорецковский , Арвид Григулис , Габит Мусрепов , Сергей Антонов , Анатолий Софронов , Афанасий Салынский , Павел Маляревский и другие. В течение 11 лет состоялось 45 премьер, а ставшие популярными спектакли «Вокруг ринга», «Канун грозы», «Поэма о любви», «Поддубенские частушки», «Сердце не прощает», «Грач — птица весенняя» определили творческое своеобразие и направление театра. Каждый из них был показан от 200 до 300 раз. Позже в театре ставили классические пьесы российских и зарубежных авторов. В 1957-м руководство театра обвинили в недостаточном внимании к советской драматургии и Сергея Майорова перевели в Театр имени Ленинского комсомола , а на его должность назначили Илью Судакова , участника 2-й студии МХАТ . Но из-за тяжёлой болезни режиссёр оставил работу в театре, и с 1958 года новым руководителем стал Андрей Гончаров . Он развивал методы психологического театра и ставил спектакли по современным зарубежным пьесам .
В 1959 году в театре состоялась премьера пьесы « Вид с моста » Артура Миллера , которая стала первой постановкой Андрея Гончарова в качестве руководителя театра. Спектакль демонстрировался 500 раз за первые 5 сезонов . Андрей Гончаров — заслуженный деятель искусств РСФСР, работал в Московском театре имени Ермоловой , был постановщиком спектаклей на сцене Малого театра. В Театре на Малой Бронной поставил спектакли «Закон зимовки» Бориса Горбатова , «Барба» , «Девятый вал», «Аргонавты» Юлиу Эдлиса и другие .
В 1962 году Московский драматический театр переехал в здание на Малой Бронной , дом 4. Андрей Гончаров работал в театре до 1965 года . После его ухода главным режиссером театра стал В. К. Монюков (Франке) . Он поставил один спектакль по пьесе В. Раздольского «Беспокойный юбиляр» и покинул театр из-за большой занятости в Школе-студии при МХАТ им. Чехова .
В 1967 году, отстранённый от руководства в Театре имени Ленинского комсомола , с группой из 12 актёров в театр перешёл Анатолий Эфрос . В том же году главным режиссёром театра стал Александр Дунаев . Первые спектакли Эфроса на новом месте — «Три сестры» и «Обольститель Колобашкин» — были сняты с репертуара. Но при всём различии творческих индивидуальностей, режиссёры сработались — годы их сотрудничества стали периодом расцвета театра. Дунаев создал для Эфроса комфортные условия работы в театре, предоставил творческую свободу в выборе репертуара и артистов .
Мне кажется, нас объединяет единое понимание глубинности человеческой природы. Стремление передать на сцене сложность и уникальность человеческих взаимоотношений. А почерк у каждого, естественно, свой Александр Дунаев
В 1968 году театр получил новое название — Московский драматический театр на Малой Бронной . В театральный сезон 1969—1970 годов Александр Дунаев пригласил польского режиссёра Конрада Свинарского для постановки пьесы Ежи Шанявского «Мореход» . Когда в 1970 году Эфрос поставил пьесу «Ромео и Джульетта», это вызвало бурное обсуждение в прессе, и Дунаеву пришлось заступаться за своего напарника . В 1971 году Дунаев уже сам поставил два спектакля «На балу удачи» и «Трибунал» , в 1973 году — успешный спектакль по пьесе румынского драматурга Аурела Баранги «Общественное мнение», который ждал успех. Пьеса была поставлена к Дням румынской культуры в Москве .
В 1974 году в Театр на Малой Бронной из МХАТа перешёл Михаил Козаков . Он принёс новую пьесу Леонида Зорина «Покровские ворота», пьеса стала его режиссёрским дебютом . Впоследствии Козаков поставит по этой пьесе популярный одноимённый фильм . В 1977 году Дунаев поставил «Варваров» М. Горького , работу над спектаклем начал ещё в 1971 году . В начале 1980-х годов, помимо Эфроса, Дунаева и Козакова, на сцене Театра на Малой Бронной свои спектакли ставили Геннадий Сайфулин , Лев Дуров , Николай Волков , Владимир Портнов .
И всё же в глазах московских театралов Театр на Малой Бронной того времени был скорее «театром Эфроса». За 17 лет работы Анатолий Эфрос создал здесь ряд спектаклей, ставших классикой советского театра, в их числе « Три сестры » Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Месяц в деревне» Тургенева , «Женитьба» Гоголя , «Дон Жуан» Мольера , в котором заглавную роль в очередь исполняли Михаил Козаков и Николай Волков , — и это были два разных спектакля. О театре Эфроса и его актёрах заговорили как о художественном направлении .
В 1977 году в Театре на Малой Бронной произошли изменения. Директор Михаил Зайцев перешёл в театр им. Маяковского . На его место был назначен Николай Дупак , проработавший в этой должности ровно 500 дней . В 1978 году директором стал , которому предстояло управлять театром почти 30 лет.
Через год после назначения Когана Эфрос поставил неудачный спектакль «Дорога», подорвавший авторитет режиссёра. В 1981 год был отмечен успехом спектакля «Волки и овцы» в постановке Дунаева, с Антониной Дмитриевой в роли Мурзавецкой . Дунаева с его постановкой пригласили в ГДР , в театр города Ростока . Что касается Эфроса, то его постиг затяжной творческий кризис. Интерес зрителей к его работам падал, и в 1984 году после скандала с директором и труппой Эфрос ушёл в Театр на Таганке . Ушёл и Дунаев — в .
На Малой Бронной наступил длительный период режиссёрской «чехарды» . 28 октября 1984 года главным режиссёром был назначен Евгений Лазарев , который проработал до 1987 года. С 1988 по 1990 годы эту должность занимал Владимир Портнов . В течение шести последующих лет главный режиссёр в театре и вовсе отсутствовал — действовала «режиссёрская коллегия» в лице Льва Дурова и Сергея Женовача .
В 1996 году Женовач стал единоличным художественным руководителем театра. Но уже в 1998 году, по истечении двухгодичного контракта и в результате обострившихся отношений с Коганом, он покинул пост. Ему на смену пришёл Андрей Житинкин . Через два года он также покинул театр после конфликта с Коганом и письма труппы, выразившей недовольство его работой .
«В театре на Малой Бронной было по-разному. Нельзя однозначно сказать, что здесь было плохо или хорошо. Де-факто существовала ситуация, при которой худруки долго не задерживались. Коллектив находился вне какой-либо творческой ориентированности. Свои исторические проблемы есть у каждого театра, в нашем театре их тоже никто не отменял. Театр нуждался в успехе, в работе. Я изначально поставил перед собой задачу — предложить работу труппе, по возможности, привести в театр молодежь. Думаю, что-то мне удалось».
С 2003 по 2006 год главным режиссёром являлся народный артист СССР Лев Дуров . Он добровольно покинул пост, который передали Леониду Трушкину — основателю и худруку Театра Антона Чехова . В июне 2007 года Трушкин объявил на брифинге, что покидает театр .
Год назад Комитет по культуре Москвы пригласил меня на должность художественного руководителя театра на Малой Бронной. Сегодня я покидаю эту должность по собственному желанию. Сразу хочу оговориться, что никто меня из театра не выживал. Дело в том, что я не могу быть здесь полезным — меня пригласили к «больному», но «больной» оказался «покойником». Театры, к сожалению, как и люди, умирают. Леонид Трушкин
После его ухода в 2007 году театр возглавил Сергей Голомазов . В 2010 году в труппу приняли выпускников его актёрско-режиссёрского курса в Российской академии театрального искусства . В эти годы театр входил в десятку самых посещаемых театров Москвы. В сентябре 2013-го труппа высказала худруку претензии к его работе. Актёры старшего поколения были недовольны тем, что в спектаклях в основном была занята молодёжь .
В 2016 году в театре появилась малая сцена . В том же году в честь юбилея был открыт музей театра, прошла первая выставка «Театр на Малой Бронной: начало и современность», на которой представили исторические материалы, фотографии самых первых спектаклей театра, фотохронику гастролей и творческих встреч в 1960-70-х годах и многое другое. В июне того же года в СМИ распространили информацию, что после окончания контракта с Голомазовым новым режиссёром театра станет Владимир Панков , но она оказалась не достоверной, контракт с Голомазовым продлили .
В 2017 году театр принял участие в программе «Большие гастроли», в рамках которой совершил тур по 50 регионам России . В сентябре указом мэра Москвы артистам Театра на Малой Бронной Екатерине Дуровой и Геннадию Сайфулину было присвоено звание «Почетный деятель искусств города Москвы». В канун Нового года труппа представила спектакль «Особые люди», основанный на дневниках родителей, чьи дети страдают психическими заболеваниями и речевыми задержками в развитии, а все сборы от показов были направлены в Центр лечебной педагогики для детей с нарушениями развития .
В начале 2018 года в рамках фестиваля, посвященного 100-летию Андрея Гончарова в театре открылась выставка, рассказывающая о жизни и деятельности режиссёра, а главная сцена стала кинозалом, в котором демонстрировались его работы. В мае того же года коллектив вновь принял участие в программе «Большие гастроли» и отправился в тур по Северной Осетии , где показал пять своих спектаклей .
29 мая 2019 года театру был представлен новый главный режиссёр, им стал Константин Богомолов .
В начале 2020 года в здании Театра на Малой Бронной началась реконструкция, и все спектакли стали демонстрироваться труппой театра в театрально-концертном зале « Дворец на Яузе », по адресу: площадь Журавлёва , 1 . 19 сентября 75-й театральный сезон был открыт премьерой спектакля «Бульба. Пир» Александра Молочникова .
В феврале 2021 года Елена Мироненко была назначена директором Театра на Малой Бронной . Инициатором этого назначения выступил художественный руководитель театра Константин Богомолов. Тандем директора и главного режиссёра приступил к реорганизации театра . Для решения этой задачи театр кардинально обновил репертуар — через привлечение молодых режиссёров, для которых были созданы благоприятные условия . Среди новых имён театра такие режиссёры-постановщики как Микита Ильинчик , Александр Молочников , , Евгения Громова . Регулярно отмечается новыми работами на сцене театра и Константин Богомолов . С начала сезона, осенью 2021 года, Театр на Малой Бронной в публичном пространстве стал упоминаться как Театр на Бронной .
В октябре 2021 года спектакль «Благоволительницы» Микиты Ильинчика открывал фестиваль «Литература» в Омске . Той же осенью прошли первые гастроли театра в Казахстане . На сцене Театра «Астана Балет» состоялся показ спектакля Саши Денисовой «Человек Летучая Мышь против Леонида Ильича Брежнева» (новое название: «Бэтмен против Брежнева») в городе Нур-Султан . Гастроли театра со спектаклем «Женщина-змея» Олега Долина прошли в Новотроицке Оренбургской области , в Старом Осколе и Губкине Белгородской области , и в городе Железногорске Курской области . Спектакль Константина Богомолова «Бесы Достоевского» был показан в Новосибирске на Международном фестивале актуального театра ХАОС .
|
К лету 2022 года директор Театра на Бронной Елена Мироненко планировала вернуть театр в историческое здание .
Весной 2022 года Театр на Бронной вернулся в историческое здание после проведения там ремонтно-реставрационных работ .
27 апреля 2022 года на обновленной сцене состоялась премьера спектакля «Таня» Константина Богомолова .
С июля 2023 года директором Театра на Бронной стала Валентина Яковлева.
Театр активно присматривается к выпускникам разных театральных училищ и приглашает к себе молодых артистов .
Генеральные партнеры театра – Сбер , Фонд поддержки и развития современного театра им. Соломона Михоэлса и Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» .
Здание Московского Драматического театра на Малой Бронной было возведено по частям в конце XIX — начале XX века в результате присоединения соседних строений к небольшому основному дому . Комплекс зданий принадлежали купцу второй гильдии Митрофану Самойловичу Романову (1841—1906), содержателю меблированных комнат. В 1881 году здесь было выстроено каменное трёхэтажное жилое здание доходного дома по проекту архитектора Василия Загорского .
Район пользовался популярностью у студенчества, поскольку здесь можно было снять дешёвое жильё. Студенты проводили время в трактире Романова «Скала», и для концертов и танцевальных вечеров купец решил построить отдельный зал . В 1893 году архитектор Николая Струков по заказу Романова подготовил проект нового трёхэтажного здания с театральным залом, примыкающего к жилому дому перпендикулярно Малой Бронной улице . При этом перестраивалось здание 1879 года постройки. Однако результат, по всей видимости, Романова не устроил, и владелец привлёк к переработке проекта другого архитектора — Ивана Поздеева . Новый проект был готов в 1893 году, но его реализацию прервал конфликт между владельцем и архитектором. В результате постройка проводилась в 1895—1896 годах под наблюдением архитектора Ивана Павловича Машкова . Концертный зал на 800 человек быстро снискал популярность у публики и, вместе со всем кварталом, был прозван «Романовкой» (Малая Бронная, 4, стр. 2) .
В 1902 году было построено ещё одно здание дома «вспомоществования студентам Московского университета» , по проекту архитектора Карла Гиппиуса . До 1917 года в нём находились столовая и бюро по найму студентов.
После Октябрьской революции в помещении зала «Романовка» проводились репетиции Московского художественного театра , а здании бывшей столовой располагались клубы московских извозчиков и торгово-промышленных служащих. В 1921 году архитектором Машковым был выполнен проект приспособления «Романовки» под Государственный Еврейский Камерный театр (позднее ГОСЕТ), переехавший на Малую Бронную в апреле 1922 года . В 1949 году ГОСЕТ был закрыт, а с 1951 года в здании располагался Театр сатиры . Наконец, в 1962 году в здание въехал Московский театр драмы — будущий Театр на Малой Бронной .
В 1960—1980-х годах к зданию театра были присоединены соседние постройки, в которых размещались производственные мастерские. Здание столовой было отведено под административные нужды театра. В 1974 году в главном здании было расширено фойе. На месте, где раньше располагалась декорационная мастерская, организовали буфет. Фасад театра был облицован естественным камнем, была проведена перепланировка вестибюля, над входом сооружён блестящий козырёк .
В 1980 году на месте бывшей студенческой столовой открылся малый зал. Он вмещал 100—150 мест и выделялся сценой-ареной, с четырёх сторон окружённой местами для зрителей .
Главный дом усадьбы Голицыных с флигелями — доходный дом М. С. Романова с магазинами (ул. Малая Бронная, 2/7), а также жилой флигель с концертным залом «Романовка» (главное здание Театра на Бронной) — доходный дом с конторами (ул. Малая Бронная, 4 стр. 2) отнесены к объектам культурного наследия регионального значения. Дом «Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского Университета» (административное здание Театра на Бронной: ул. Малая Бронная, 4 стр. 2) — отнесён к выявленным объектам культурного наследия.
|
|
|
|
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
<ref>
; для сносок
Елена Мироненко назначена директором Театра на Малой Бронной
не указан текст