Interested Article - Воронцовский дворец (Санкт-Петербург)
- 2021-11-10
- 1
Воронцо́вский дворе́ц — дворец в центральной части Санкт-Петербурга , расположенный на Садовой улице напротив Гостиного двора . Возведён по проекту архитектора Франческо Растрелли в 1749—1758 годах для канцлера Михаила Воронцова . Дворец отличался богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров, имеет более 50 парадных залов и помещений. Из-за колоссальных расходов на строительство уже через несколько лет после окончания работ Воронцов был вынужден продать дворец в казну за 217 тыс. руб. При Павле I дворец отдали Мальтийскому ордену , тогда была построена Мальтийская капелла по проекту Джакомо Кваренги . В 1810 году император Александр I разместил во дворце Пажеский корпус , ему здание принадлежало до революции .
В XX веке дворцовый комплекс занимали различные военные училища. В 2019 году здание занял Третий кассационный суд общей юрисдикции . В 2021 году учреждение под видом капитального ремонта инициировало конкурс на проведение работ по сносу трёх дореволюционных флигелей на территории дворца .
История
XVIII век
Земли между Фонтанкой и современной Садовой улицей постепенно застраивались с 1720-х годов, к 1740 на них располагались построенные по проекту Доменико Трезини усадьбы кабинет-секретаря Петра I Алексея Макарова и Алексея Волкова, секретаря князя Александра Меншикова . В 1740-х участки выкупил и объединил вице-канцлер Михаил Илларионович Воронцов , решивший возвести для себя обширную городскую усадьбу наподобие Аничкова дворца .
В документальных источниках приводятся разные даты строительства дворцового комплекса. В труде академика Игоря Грабаря «История русского искусства» указаны 1744—1745 годы, а в записках о русском зодчестве Якоба Штелина — период с 1746 по 1759 год. Наиболее достоверным годом завершения строительства считается 1758-й. В газете « Санкт-Петербургские ведомости » под номером 95 за 1758 год упоминается новоселье 23 ноября у графа Михаила Воронцова, на котором присутствовала лично Елизавета Петровна . Императрица подарила графу «указ на 40000 рублей» и присвоила звание канцлера . После этого дворец получил второе название — «Канцлерский дом» .
Дворец Воронцова стал ярким образцом городской усадьбы середины XVIII века. На участке в форме неправильного прямоугольника расположился главный корпус с двумя боковыми флигелями, к одному из которых примыкает П-образный двухэтажный корпус, образуя замкнутый внутренний двор. В основном курдонёре разбили регулярный сад, распланированный симметрично главной оси дворца. В саду выкопали пруд овальной формы, от которого в разные стороны расходились аллеи, чуть поодаль от него располагался бассейн, соединённый с Фонтанкой . Со стороны большого двора фасад протяжённостью 109 метров решён в характерном для Растрелли стиле — центральный ризалит фланкируют два боковых, оформленных менее пышно и уступающих по высоте. Фасады решены в барочном стиле, с фантазийными оконными обрамлениями, обильной золочёной лепниной, узорными решётками . По периметру усадьбу окружили оградой, отлитой по эскизам Растрелли. Центральные ворота с кованой решёткой поддерживают две приставные колонны, на которых изначально располагались скульптуры .
Роскошную отделку получили интерьеры дворца, только парадных залов и комнат в нём свыше 50. За центральным входом открывался обширный вестибюль с парадной лестницей, украшенной скульптурами и зеркалами. Лестница вела к залам второго этажа, предназначенным для приёмов и праздников. Главным парадным помещением являлся двухсветный зал в бельэтаже . Он получил особенно богатый декор, потолки украшали плафоны , расписанные сценами из античных мифов . Роспись стен выполнил болонский художник Анджело Карбони .
Расходы на строительство оказались так высоки, что разорили Воронцова. В письмах своему другу Ивану Шувалову он часто жаловался, что стал «совершенным банкротом из-за своего несчастного дворца». В 1763 году из-за колоссальных долгов вынужден был продать дворец в казну. Стоимость имения оценили в 217 тыс. рублей. Семь лет дворец пустовал, пока его не начали предоставлять иностранным гостям — в 1770 году в нём жил принц Генрих Прусский , после него — принц Нассау-Зиген , затем — вице-канцлер И. А. Остерман .
В конце 1790-х годов император Павел I передал дворец капиталу Мальтийского ордена . Для его нужд перестроили некоторые помещения, изменили главную лестницу и вестибюль. В 1798—1800 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги во дворце была построена церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи, а со стороны сада к главному корпусу пристроена Мальтийская капелла , оформленная в стиле высокого классицизма . Под руководством мастера Давида Ельцесера стены оформили искусственным мрамором, лепной мастер Берн выполнил декоративные рельефы. В капелле установили роскошный мраморный алтарь и 15-регистровый орган , в ней разместили орденские драгоценности и кресло главного магистра. Согласно городской легенде, от спальни Павла I в Михайловском замке проложили 3,5 километровый подземный тоннель, выходивший в подвал капеллы .
XIX век
В 1810 году по указу императора Александра I дворец был передан Пажескому корпусу . Поскольку планировка и отделка дворца не подходила для нужд военного учебного заведения, дворец решили перестроить. Возглавить проект пригласили архитектора Александра Штауберта . Оформление фасадов оставили без изменений, но оригинальные интерьеры были практически полностью утрачены: для нужд учебного заведения перепланировали практически все внутренние помещения. В этот период были сняты потолочные и настенные рельефы, паркетный пол, исчезла живопись, парадную лестницу передвинули ближе к церкви. От оригинального интерьера сохранились лишь несколько сводчатых галерей и коридоров . Помещения на первых этажах флигелей стали сдавать внаём под магазины. Одним из арендаторов была книжная лавка Ивана Лисенкова , куда часто ходил поэт Александр Пушкин . Дворец содержали на средства, вырученные с арендной платы .
В дальнейшем дворцовый комплекс достраивался и расширялся согласно нуждам Пажеского корпуса. Дворцовый сад постепенно заполнили хозяйственные пристройки. В 1832—1834 году под руководством архитектора Альберта Кавоса были перестроены служебные корпуса по Чернышёву переулку . В 1853—1856 годах расширили Мальтийскую капеллу — возвели пристройку с восточной стороны и увеличили ризницу , а в заалтарной части добавили придел , под которым расположился склеп герцога Максимилиана Лейхтенбергского .
Следующий этап перестроек дворца происходил в 1883—1884 годы. Тогда на территории возвели несколько новых служебных корпусов, к северной части главного здания и к капелле пристроили флигели, юго-западный корпус основной части дворца надстроили на этаж. В новом объёме распланировали помещения для третьей роты .
Пажеский корпус размещался во дворце с 1810 года вплоть до революции .
XX век
После революции дворец заняла Первая Петроградская пехотная школа РККА. В 1927—1933 годах была проведена реставрация комплекса, руководил проектом архитектор Н. П. Никитин. В годы Второй Мировой войны в здании работал госпиталь. С 1950-го дворец заняло Ленинградское пехотное училище имени Кирова, а с 1958 — Суворовское училище . В этот период прошла серия реставрационных и ремонтных работ, в ходе которых восстановили фасады основного корпуса и флигелей, вестибюль, столовую, заменили балки перекрытий. Под руководством художника Николая Перцева были отреставрированы росписи в церкви и капелле .
Современность
10 июля 2001 года дворцу был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения . В 2013 году рядом с дворцом был установлен памятник выпускникам суворовских училищ и кадетских корпусов скульптора Карэна Саркисова .
В 2019 году Воронцовский дворец был передан Третьему кассационному суду общей юрисдикции .
Снос флигелей
В июне 2021 года был опубликован акт экспертизы , «обосновывающий меры по обеспечению сохранности» Воронцовского дворца и ансамбля улицы Зодчего Росси, за авторством эксперта Галины Александровны Курленьиз. В документе три флигеля дворца по адресу ул. Садовая, д. 26, литеры Р, П, Н, упоминаются как находящиеся в неудовлетворительном состоянии и подлежащие сносу, однако не приведены данные как об истории флигелей, так и о целях демонтажа. Петербургское отделение ВООПИиК направило в КГИОП требование доработать акт и не допустить сноса . Третий кассационный суд 30 июня 2021 года объявил конкурс на подряд по «выборочному ремонту» дворца . В ВООПИиК подозревают, что снос флигелей хотят провести ради организации парковки на их месте .
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка — ) . Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (3 июня 2021). Дата обращения: 13 сентября 2021.
- ↑ , с. 37.
- , с. 38.
- . Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (10 июня 2021). Дата обращения: 16 сентября 2021. 19 июля 2021 года.
- ↑ , с. 42.
- . «Санкт-Петербургские ведомости» (24 июля 2017). Дата обращения: 13 сентября 2021. 17 сентября 2021 года.
- . Дата обращения: 26 января 2014. 1 февраля 2014 года.
- Мария Голубкова. . Открылся Третий кассационный суд общей юрисдикции . Российская газета (8 октября 2019). Дата обращения: 22 января 2021. 30 января 2021 года.
- . РБК (19 июля 2021). Дата обращения: 11 сентября 2021. 17 сентября 2021 года.
- . Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (10 июня 2021). Дата обращения: 11 сентября 2021. 19 июля 2021 года.
- . «Фонтанка» (30 июня 2021). Дата обращения: 17 сентября 2021. 17 сентября 2021 года.
- . «Деловой Петербург» (25 августа 2021). Дата обращения: 17 сентября 2021. 17 сентября 2021 года.
Литература
- Ленинград: Путеводитель / Сост. , Б. М. Кириков . — Издание 2-е, стереотипное, с изменениями. — Л. : Лениздат , 1988. — 366 с. — ISBN 5-289-00492-0 .
- Матвеев, А. А. // Растрелли. — Ленинград: Искусство, 1938. — С. 37—45. — 228 с.
- 2021-11-10
- 1