Interested Article - Секс-работа в Санкт-Петербурге

Секс-работа и секс-торговля выступала неотъемлемой частью городской жизни Санкт-Петербурга , как и в любом другом крупном и портовом городе . В Петербурге с начала его основания проживало множество неженатых и разлучённых с семьями мужчин, давая главный толчок в развитии теневой индустрии секс-работы. В ранний период истории Петербурга секс-работницы подвергались гонениям и репрессиям, однако секс-торговлю никогда не удавалось полностью искоренить . С середины XIX века и до революции секс-работа была легализована и в Петербурге работали официальные дома терпимости . Борьба с торговавшими секс-услугами женщинами развернулась в Петрограде и затем Ленинграде при советском правлении, вплоть до перестройки данная тема замалчивалась . Однако расцвет секс-работы, как целой отрасли теневой экономики Петербурга пришёлся на 1990-е и затем 2000-е годы .

Сегодня секс-торговля и секс-работа в Петербурге нелегальна и расценивается, как административное правонарушение для лиц, вовлечённых в секс-работу и уголовной ответственностью для их опекунов и организаторов — сутенёров . По официальной статистике в 2021 году наибольшее количество правонарушений было зафиксировано в Московском , Центральном и Выборгском районах . Тем не менее в городе при негласном покровительстве властей и полиции существует развитая теневая отрасль, связанная с секс-работой. По данным на 2003 год, в городе действовало 280 своднических агентств с участием до 8 тысяч вовлечённых в секс-работу женщин, осуществлявших свою деятельность под видом клубов знакомств, саун, бань и гостиниц . Петербург приобрёл известность из-за обилия уличной рекламы, связанной с секс-работой .

Ранний период

Секс-работа стала массовым явлением ещё в Петербурге при правлении Петра I , как следствие разрастания армии и чиновничьего аппарата , не имевших средств перевезти и содержать семью в новом городе. Многочисленные одинокие мужчины удовлетворяли плотские потребности у женщин, тайно торговавших секс-услугами . При Петре основная часть жителей переселялась насильно и при высокой смертности, многие крестьянки, вначале выдернутые из своей общины и часто потерявшие мужа или овдовевшие оказывались в бедственном положении и секс-работа выступала для них единственным способом не умереть с голоду, в тот период рынок труда предназначался для мужчин и женщине почти не было возможно найти работу. Росту секс-работы также способствовало распространение сдачи жилья внаём и от этого появления личного пространства, не возможного в деревенской общине .

Женщины, предлагавшие секс-услуги солдатам назывались «солдатками» . Пётр первый боролся с этим явлением, требуя раздевать пойманных женщин до гола и выгонять их . Также было велено хватать и допрашивать всех людей, беспричинно слонявшихся на улицах .

Петербуржская секс-работа также отличалась от таковой в остальной России ввиду наличия множества иностранцев в городе и насаждаемого западного уклада в жизни, в итоге в городе стали формироваться два основных вида секс-работы, русский традиционный и по образцу западно-европейских городов с борделями. Такими заведениями управляли в основном голландки и немки, а сами секс-работницами тоже чаще всего были иностранками. Такие бордели посещали представители средних и высших сословий . Первые притоны западного образца возникли на территории немецкой слободы . Русские женщины, торговавшие секс-услугами или именуемые «Девками кабацкими» по русской традиции посещали кабаки, корчмы и бани и обслуживали представителей низшего сословия . Уже к 1718 году в городе существовали тайные публичные дома, сам Пётр I военным уставом запрещал изнасилования, гомосексуальность и педофилию, но не секс-торговлю . Таким образом деятельность торговавших секс-услугами женщин не была законной, но и не наказуемой .

Жёсткую борьбу с сакс-работой и секc-торговлей развернула императрица Елизавета Петровна , после истории с первым «официальным» публичным домом, открытым зажиточной немкой по кличке «Дрезденша» на Вознесенской улице . Дом предназначался для состоятельных офицеров, однако был вскоре закрыт по личному приказу императрицы . Сразу после этого Елизавета развернула массовые рейды по отлову торговавших секс-услугами женщин и их ссылке за черту города . Городская тюрьма быстро переполнились секс-работницами и сутенёрами , половина из пойманных были иностранцами , также был выявлен ряд случаев эксплуатации несовершеннолетних девочек собственными родителями . Кампания возымела временный успех, приведя к резкому снижению количества секс-работниц в городе, однако своё недовольство уже стали выражать многие мужчины высшего света и офицеры, также пользовавшиеся услугами секс-работниц . По приказу Елизаветы в 1750 году учреждено исправительно-лечебное заведение — Калинкинский исправительный дом , фактически место заключения для секс-работниц при госпитале . С 1763 года секс-работа наказывалась ссылкой в поселение .

Калинкинская больница , и по совместительству исправительный дом, построенный для отбывания там секс-работниц

Борьба с секс-работой продолжалась и при правлении Екатерины II . С 1771 года пойманных женщин по принятому закону ссылали на фабрики на работу , с 1980 года их ссылали уже в Сибирь или на нерчинские фабрики . Императрица также наказывала владельцев домов, открывавших свои двери торговавшим секс-услугами женщинам полугодовой ссылкой в смирительный дом . За неэффективностью борьбы с секс-работой, постаревшая императрица смягчила свои нравы и предприняла первые попытки государственного контроля над секс-работницами . В 1782 году был принят устав, предписывающий проводить постоянные осмотры торговавших секс-услугами женщин и контролировать их пребывание в строго отведённых местах . Также заболевшие сифилисом женщины могли получить бесплатное лечение . Екатерина также позволила в специально отведённом на то районе открывать публичные дома .

Эпоха правления Павла I и Александра I сопровождалась борьбой с секс-работой репрессивными методами . Павел при восхождении на трон организовал массовый рейд на торговавших секс-услугами женщин, сослав их в Иркутск на фабрики , затем Павел обязывал таких женщин одевать на улицу отличительные жёлтые платья, чтобы горожане видели, «с кем имеют дело» , за неподчинение таких женщин высылали на рудники , это не мешало дальше развиваться теневому рынку . До легализации секс-работы, пойманных торговавших секс-услугами женщин сажали в тюрьму от недели до трёх месяцев, а за организацию борделей выдавали штрафы и сажали на 6 — 12 месяцев . Также уличённых в добрачных отношениях женщин наказывали общественными работами, например подметанием улиц . Несмотря на все предпринятые попытки преследования и наказания лиц, привлечённых в секс-работу, она продолжала процветать в городе, в котором жило множество одиноких и расставшихся с семьёй мужчин, искавших потребность в женских ласках и находивших их у торговавших секс-услугами женщин .

Середина XIX — начало XX века

В 1844 году секс-работа была узаконена с подписанием императором Николаем I «Табеля о проституции» , тогда же был учреждён первый врачебно-полицейский комитет, обязывавший периодически проверять торговавших секс-услугами женщин . Эта мера была предпринята для борьбы с распространением сифилиса . Больных женщин оправляли на бесплатное лечение в Калинкинскую городскую больницу — первую венерологическую клинику России .

По новому закону, открыть публичный дом имела право женщина, имевшая свидетельство «о благонадёжности» и в возрасте от 30 до 60 лет . Бордель мог находиться не ближе 150 саженей от общественных заведений, церквей и школ . Табель также предписывал условия для проживания в домах терпимости и обязанности для содержавших их сутенёрок . Например хозяйка была обязана следить за порядком и чистотой в публичном домe, за гигиеной и документацией своих подопечных. Хозяйка также получала три четверти за услуги. Строго воспрещалось проживание детей в доме терпимости . Сами торговавшие секс-услугами женщины получали статус поднадзорных, и им вручали так называемые бланки с удостоверением личности и подтверждавших их физическое здоровье . В случае выявления болезни, секс-работницы шли лечиться в Калинкинскую городскую больницу — первую венерологическую клинику России . Вопреки общественному мнению, легализация секс-работы не привела к падению общественного нрава .

В Петербурге существовало несколько категорий торгующих секс-услугами женщин: «Билетная проститутка» была прикреплена к одному узаконенному публичному дому. Она обменивала свой паспорт на билет и должна была проводить постоянные медицинские осмотры . «Бланковые проститутки» не были прикреплены к публичному дому и работали самостоятельно . Основными клиентами становились мужчины в возрасте от 21 до 30 лет. Многие из них были представители высшего класса, молодежь и служащие в армии . Чернорабочие могли себе позволить только бланковых или тайных секс-работниц низшего разряда .

Секс-работницам запрещалось появляться в центре города, а точнее на Пассаже , Невском , Литейном , Владимирском и Вознесенском проспектах, Гороховой , Большой и Малой Морской улицах, чтобы не мешать «почтенной публике» . Промышлявших секс-услугами женщин было легко ловить по причине чёткого деления улиц на «аристократические» и «плебейские» . Запреты не мешали секс-работницам искать клиентов в вышеперечисленных улицах, однако они были вынуждены скрываться от взора полиции. В случае угрозы облавы, такие девушки могли хватать руку первого попавшегося мужчины и умолять его притвориться её знакомым или другом .

Камелии

« Неизвестная », Иван Крамской . По одной из версий, на полотне изображена камелия в поиске нового покровителя

Существовала отдельная категория «Камелий» — содержанок у мужчин высшего общества, тогда это рассматривалась, как форма секс-работы, однако камелии никак не были связаны в петербургскими женщинами, оказывавшими за деньги секс-услуги и не стояли на учёте. Содержанками чаще всего были иностранками — немками и француженками из небольших городов и вращались в обществе аристократов . Камелии, как особый класс сформировались ещё до легализации секс-работы .

Современники отмечали, что гетеры одевались, как аристократки, но их выдавала безграмотность. Гетер можно было встретить на улицах Петербурга, куда запрещалось ходить бланковым . Камелии как правило вставали поздно, катались на каретах но Невскому и выставляли себя напоказ у французского театра . Они зачастую носили яркие, пышные и вызывающие наряды . Этим словом также обозначали тайных секс-работниц, работавших хористками и работницами в кафе-шантанах , и в целом женщин, занимавшихся тайной секс-работой при наличии «чистой» работы и жизни .

В конце XIX с камелиями стали конкурировать так называемые «новые женщины», придерживавшиеся нигилистских взглядов. В противовес безграмотным и ярким камелиям нигилистки были образованны, им было свойственно свободомыслие. Они одевались подчёркнуто сдержанно и мрачно, часто с коротко постриженными волосами . Новые женщины в итоге начали оказывать сильное влияние на общественную и культурную жизнь аристократии и культурной интеллигенции . К началу XX века ни один модный салон деятелей литературы не обходился без присутствия «новых женщин» . Несмотря на то, что многие «новые женщины» были содержанками, их не было принято рассматривать, как камелий — секс-работниц. Свободные отношения и секс до брака «новые женщины» рассматривали, как часть своего права. Например «новой женщиной» считалась знаменитая поэтесса Зинаида Гиппиус .

Публичные дома

Секс-работница отдавала свой паспорт и в обмен получала жёлтый билет, подтверждавший её удовлетворительное состояние здоровья . Только совершеннолетние девушки могли получить бланк . Фактически хозяйки борделей часто нарушали законы для дополнительного заработка, они могли например забирать себе весь заработок подопечных женщин, втягивать их в долги, чтобы вынуждать работать в публичном доме . Для борьбы с этим явлением власти ввели расчетные книжки, выдаваемые с каждым бланком . Согласно официальной переписи комиссии «по надзору за бродячими женщинами», в 1853 году числилось 1378 уличённых в секс-работе женщин, было зарегистрировано 148 публичных домов, эти данные учитывали только «поднадзорных» секс-работниц . Публичные дома были сосредоточены на Петербургской стороне , около , у кабака «Веселые острова», на Песках , Покровской , Болотной улице и в Коломне . Сенная площадь была известна, как самое злачное место, во всех домах прилегающего переулка Бринько имелось по борделю .

Переулок Бринько , до революции во всех прилегающих зданиях располагались публичные дома

Место содержания торговавших секс-услугами женщин и цены за их услуги разительно отличались в зависимости от их места работы, физического здоровья и клиентской базы. Лучшим положением обладали «билетные», работавшие в дорогих фешенебельных публичных домах, внешне напоминавших клубы. Там работали молодые женщины с привлекательной внешностью, также образованные, начитанные, говорившие на нескольких языках . В самых дорогих публичных домах часто работали иностранки, обслуживавшие клиентов в своих национальных костюмах . Также в дорогих борделях могли устраивать ролевые игры . Многие публичные дома располагались в сдаваемых комнатах при трактирах , поэтому сами трактиры сыскали дурную славу у современников, как места не только для пьянок, но и оргий. Скандальной известностью пользовались трактиры вокруг Сенной площади . В целом трактиры было принято делить на «серые» и «грязные». Первые предназначались для приказчиков, торговцев и мелких чиновников, торговцев, вторые — для извозчиков и чернорабочих .

Доходный дом Е. А. Брюна был известен своими борделями с самыми разнообразными секс-услугами, в том числе однополыми и БДСМ

Карьера женщины, торговавшей секс-услугами была скоротечной, так как самыми востребованными оставались молодые девушки. Секс-работница даже при врачебном уходе рано или поздно была обречена получить венерические заболевания и после этого попадала в разряд «бедных» . В дешёвых борделях женщинам требовалось обслуживать как минимум по 15—20 человек , они утоляли свою боль алкоголем и в итоге начинали спиваться . Самой дурной славой пользовался « малинник », располагавшийся в доме № 3 по Сенной площади . Там царила антисанитария, а женщины обслуживали до 50 клиентов в день . Ещё больше побитых временем и болезнями женщин в итоге выбрасывали на улицу и они чаще всего отправлялись торговать секс-услугами в ночлежки или оседали в вяземской лавре . В какой то момент женские ночлежки стали превращаться в своего рода бордели, обслуживавшие мужских ночлежников. Например известной секс-работницей стала «Верка Арбуз», поселившаяся в первом женском городском ночлежном доме и командовавшая секс-работницами в округе . Также секс-работниц низшего разряда делили на «кабачниц», бездомных женщин, живущих у кабаков и готовых предоставить услуги за паёк . «Гнилушницы» собирали гнилые фрукты и торговали ими, попутно предлагая себя . Гнилушницы и кабачницы укрывались в вяземской лавре . Также они могли жить в « Холмушах » на Боровой улице, «Петушках» за Волковым кладбищем, в «Порт-Артуре» и «Маньчжурии» на Смоленской . Современники отмечали, что такие женщины внешне могли выглядеть на 20 лет старше своего возраста .

Конец XIX века государство развернуло борьбу с дешёвыми публичными домами в связи с ужесточением норм гигиены и массовой ликвидации дешёвых борделей , это привело к значительному снижению числа публичных домов . Бордели также закрывались под возрастающим давлением либеральной общественности, рассматривавших публичные дома, как главный инструмент угнетения женщин, продававших секc-услуги и выступавших за замену борделей «домами свиданий» или выступав за независимую секс-работу .

Бланковые секс-работницы

«Бланковые проститутки» появились, как итог неудачной попытки государства собрать всех секс-работниц в публичных домах после легализации секс-работы. Тогда в 1852 году была создана специальная комиссия, чья цель сводилась к поиску безбилетных секс-работниц и выдаче им специальных бланков с требованием следовать правилам и проходить медицинские осмотры . «Бланковые» не были прикреплены к публичному дому и работали самостоятельно . Они обладали в целом более уязвимым положением нежели «билетные», так как чаще всего это они начинали нелегально оказывать секс-услуги и в итоге прошли учёт во врачебно-полицейском комитете после облавы . На рубеже веков средний возраст «бланковой» составлял 25 лет со средним рабочим стажем в 5 лет и как минимум 2 раза заболевшей венерическим заболеванием .

Жёлтый бланк женщины, торговавшей секс-услугами, заменявший ей удостоверение личности, 1904 год

«Бланковые», будучи независимыми от каких-либо посредников с одной стороны могли полностью распоряжаться заработанными средствами, с другой стороны постоянно рисковали, так как их средствами неизменно интересовались сутенёры и уголовники . По этой же причине многие бланковые искали защиту, для чего были образованы притоны . Хотя бланковые не работали в борделях, с 1860-х годов в городе начали открываться зарегистрированные дома свиданий, в просторечии именующиеся «притонами», к 1871 году в городе работало уже более 30 домов свиданий. Де-факто дом свиданий во многих смыслах был похож на бордель, где «хозяйка» обеспечивала кровом, едой женщин и обязывала их проходить медосмотр, хотя у бланковых было куда больше свободы: они могли гулять на улице и самостоятельно приводить клиентов . Тем не менее всегда существовал риск попасть в полное подчинение владелицы квартиры, в которой снимали угол. Также бланковые всегда подвергали себя риску во время поиска клиентов, так как они могли нарваться на преступника или маньяка . Обеспеченные бланковые принимали клиентов в снимаемых квартирах на улицах, где раньше были публичные дома. Чтобы квартира не превратилась в бордель, официально было запрещено сдавать секс-работницам более трёх квартир в одном доме. Арендодатели не всегда соблюдали законы .

В начале XX века, чаще всего бланковых можно было встретить в александровском парке у народного дома , где скапливалось нетрезвое население. Секс-работницы часто были связаны с преступниками . Бланковые низшего разряда и без постоянного крова вели бродяжный образ жизни и искали клиентов по кабакам и харчевням, чиновники врачебно-полицейского комитета обвиняли их в распространении венерических болезней среди солдат и простолюдин .

Причины становления

На секс-работу женщин толкало прежде всего нищета и отсутствие элементарных бытовых условий . Подавляющая доля вовлечённых в секс-работу приходилась на женщин из бедных слоёв населения , находившихся в уязвимом социальном и экономическом положении и испытывала в детстве сексуально-психологические травмы . Доля аристократических женщин среди секс-работниц в 1889 году не превышала 4 % .

Освящение публичного дома, 1900 год. Эскиз Владимира Егоровича Маковского

Из-за особенности сословного земляческого разделения трудовой деятельности, выпавшим «из круга» людям было крайне сложно обустроиться и найти работу, в итоге чтобы выжить в городе, путь мужчин лежал к воровству и разбою, а женщин — к секс-работе. Многие секс-работницы ранее работали горничными, белошвейками, портными и в прочей сфере обслуживания . По наблюдениям доктора П. Е. Обозненко, в конце XIX века 40 % женщин начали заниматься добровольно секс-работы из-за нужды .

Часто женщин втягивали в секс-торговлю против их воли . Поставленная на учёт женщина получала бланк взамен на паспорт, а значит больше не могла официально заниматься никакой другой работой. В городе орудовали сутенёры — бандиты или женщины, сами в прошлом оказывавшие секс-услуги, стремившиеся разными способами затащить женщину во врачебно-полицейский комитет и затем путём обмана сделать своей невольницей . Например у нищих девушек, ночевавших в трактирах воровали паспорт, чтобы сыскная полиция после облавы по ошибке приняла девушку за секс-работницу и выдала бланк. Затем сутенёр выдавал себя за единственного защитника, заставляя заниматься секс-работой и отдавать доходы с неё . Сутенёры также сдавали угол в квартире женщинам с низким достатком и затем обвиняли их в занятии тайной секс-работой с хозяевами квартиры, после чего девушку ставили на учёт, как секс-работницу . Во врачебно-полицейский комитет иногда женщин против их воли приводили их мужчины или родственники — представители социального дна. Такие женщины, часто лишённые воли к жизни быстро падали на дно .

Некоторые женщины начинали торговать секс-услугами по личному желанию, как правило это были работницы самых дорогих борделей и выходцы из обеспеченных семей. Они были осведомлены о сопутствующих рисках, тщательно оберегая себя от болезней, работая в одном заведении много лет и накапливая средства на жизнь после карьерного заката . Существовала отдельная категория «аристократок», имевших достаточно средств принимать клиентов в хороших апартаментах. Они стремились найти себе постоянного содержателя .

Правозащита

Правозащитница Анна Павловна Философова помогла тысячам обездоленных женщин найти жильё и профессию, не связанную с секс-работой

К началу XX века заметно выросла критика врачебно-полицейского комитета со стороны демократически настроенной общественности вместе с идеей о недопустимости осуждения секс-работниц и ограничения их гражданских прав, среди таких критиков были видные писатели, например Александр Куприн . Правозащитники были выходцами из городского среднего класса, основная масса населения продолжала категорически порицать женщин, торговавших секс-услугами .

В этот период в Петербурге нарастало движение аболиционистов , рассматривавших сакс-работу и секс-торговлю, как форму угнетения женщин и контроля женского тела мужчинами. Аболиционисты возлагали полную вину за секс-торговлю на мужчин и выступали за её искоренение путём полового контроля над мужской частью населения. Их главные требования сводились к упразднению врачебно-полицейского комитета, билетов секс-работниц публичных домов и всего, что по их мнению было связано с контролем над телами оказывавших секс-услуги женщин. К моменту гражданской войны движение стало достаточно сильным, чтобы это влияло на общее снижение количества публичных домов и зарегистрированных женщин, оказывавших секс-услуги . На фоне демократизации общественных настроений врачебно-полицейский комитет было решено распустить, как неэффективный и устаревший, хотя это повышало общественный статус секс-работниц. Комитет был также призван контролировать и предотвращать распространение венерических заболеваний . Попытки министерства внутренних дел сформировать новый «более демократический» комитет взамен упразднённого встречали яростный отпор у аболиционистов, не допускавших сам факт государственного контроля над торговавшими секс-услугами женщинами, как формы контроля мужчиной женского тела . Такая борьба за права женщин, торговавших секс-услугами имела спорные результаты. Упразднённый комитет несмотря на свою спорность помимо организации медицинских просмотров также обеспечивал систему социальной реабилитации. После ликвидации комитета и за невозможностью создать новый комитет в результате давления аболиционистов, секс-работницы лишались вышеописанных возможностей . Взгляд аболиционистов на секс-работу был достаточно радикальным, чтобы они обрушивали критику на любых общественных деятелей и писателей, чей взгляд на сакс-работу и секс-торговлю хоть немного расходился или даже пытались ввести нравственную цензуру в фильмы, затрагивавшие тему секс-торговли .

Свою долю в улучшении жизни и положения секс-работниц сыграли правозащитники дома милосердия. Они стремились улучшить материальное положение обращавшихся к ним женщин, в частности входившая туда Анна Павловна Философова организовала общество « Общество дешёвых квартир », помогая находившимся в нужде женщинам найти работу, не связанную с секс-работой и обеспечивая их жильём. Только с 1900 по 1905 год жильё получили 3,5 тысяч женщин. Члены дома милосердия также проводили правовые консультации для секс-работниц и защищали их интересы в суде, в том числе и против врачебно-полицейского комитета . Общественной адаптацией и реабилитацией секс-работниц также занималось « Российское общество защиты женщин » под покровительством Евгении Максимилиановной Лейхтенбергской . Правозащитники также организовывали меры, призванные предотвратить вовлечение в секс-торговлю девушек и женщин, оказавшихся в нужде .

Тайная секс-работа

К началу первой мировой войны , вместе с распространением тайной секс-работы, количество зарегистрированных женщин, торговавших секс-услугами заметно уменьшилось. Тайно промышлявшие секс-работой женщины не стояли ни на каких учётах . Рынок теневой секс-работы контролировался бандитами, сутенёрами и притоносодержательницами . Тайной секс-работой занимались женщины из театральных подмостков, а именно хористки и танцовщицы кафешантанов. Секс-услуги предлагали цыганские хористки, пользовавшиеся интересом у аристократов .

При отсутствии медицинских проверок, среди женщин, тайно оказывавших секс-услуги значительно выросла скорость распространения венерических заболеваний . Если в 1910 году каждая вторая вовлечённая в секс-работу женщина заболевала сифилисом, то к 1914 году по примерным данным их доля составляла уже три четверти .

На рубеже XIX и XX веков наблюдалась устойчивая тенденция росту доли женщин, тайно торговавших секс-услугами в городе и наоборот к явному снижению доли женщин, делавших это легально, так в 1900 году было зарегистрировано в два раза меньше секс-работниц, чем в 1880-м, это при том, что за это время население города, а вместе с ним и секс-работа значительно выросли . Нет единого объяснения этому феномену. Это могло быть связано с излишней бюрократизацией, например легализовавшиеся секс-работницы вынуждены были оказываться «на простое» во время проверок и лечений от венерических заболеваний, также на рост нелегальной секс-работы влияла общая демократизация городского быта и смягчение нравов . На рост доли тайных секс-работниц оказала влияние отмена уголовной ответственности «за блуд», который раннее мотивировал многих торговавших секс-услугами женщин вставать на учёт .

Увеличение доли тайной секс-торговли объяснялось и демографическими изменениями в Петербурге, который за последние десятилетия прирос бывшими крестьянами, это и повлияло и на демографию торговавших секс-услугами женщин, большая часть из которых к моменту гражданской войны были выходцами из деревень и не интегрировались в городское сообщество .

Секс-работа была тесно связана городской преступностью , в городе стал популярным способ воровства, когда секс-работница работала в паре со своим «котом» . Когда женщина ублажала клиента, её кот-напарник обшаривал предметы гардероба, оставленные у входа. Такие преступники назывались хипесниками. Некоторые секс-работницы — «кошки» становились городскими знаменитостями, например хипесница Марфушка таким образом сумела скопить 90 000 рублей, её коллега Сонька Синичка на ворованные деньги открыла собственную модную мастерскую .

При советском правлении

Ранний период

После революции секс-работа была запрещена и ушла в подполье . Количество секс-работниц значительно сократилось в годы гражданской войны из-за тяжёлых жизненных условий, вызванных гражданской войной и нехваткой мужчин — клиентов . Оставшиеся секс-работницы начали массово употреблять кокаин . Методы борьбы с секс-работой несли непостоянный характер, реабилитационные меры смешивались с репрессивными . Так как продажа секс-услуг была запрещена, секс-работницы перестали проходить медицинские осмотры, это привело к значительному ускорению распространения сифилиса .

«Проститутка и жиган », 1917 год, Борис Григорьев

Расцвет проституции пришёлся на период новой экономический политики , когда государство ослабило преследование «нетрудовых элементов» . Несмотря на запрет секс-работы, такие женщины не скрывались, их можно было узнать по вызывающим нарядам . В Петрограде в 1920-х годах по примерным оценкам 32 тысячи женщин на миллион жителей занимались секс-работой . В основном это были девушки, до 24 годов, выходцы из крестьян и рабочих, часто жившие в ночлежных домах , чаще всего грамотные. Они искали клиентов в основном на улицах, затем отправлялись с ними в бани, домой или кабинеты ресторанов . Часто из-за жилищного кризиса у клиента не было своей квартиры и услуги могли оказывать улицах и железнодорожных вокзалах . Тем не менее секс-работа не была столь массовым явлением, как до революции .

Секс-работницы и их клиенты снимают номер в отеле « Европа », 1925 год

К секс-работе женщин толкало бедственное материальное положение, вынуждавшее искать любые источники дохода . Многие секс-работницы были студентками, которые жили в тяжёлых жилищных условиях и недоедали . С возрастом ценность секс-работницы падала и она рано или поздно заражалась сифилисом или гонореей .

Секс-работницы причислялись к враждебных классовым элементами и одновременно к жертвам буржуазии, это отражалось на отношении к таким женщинам, перетекавшим с сострадания, желания помочь, к репрессивным мерам . Многими клиентами и покровителями секс-работниц были милиционеры, которые в обмен на услуги предоставляли защиту девушкам. Секс-работницы были постоянными посетительницами школы милиции и командного состава уголовного розыска .

В Петрограде существовало множество тайных притонов, где углы комнат сдавались женщинам, оказывавшим секс-услуги или услуги оказывали сами жительницы этих комнат. Большинство притоносодержателей были женщинами . Многие тайные притоны работали вместе с частными банями, в чьих помещениях секс-работницы обслуживали клиентов . Притоны тайно посещали в том числе горожане среднего достатка и представители власти . Самым известным «тайным» притоном была , популярный у бандитов . В 1923 году 61 % мужчин, трудившихся на фабриках и заводах, хотя бы раз спали с женщиной, торговавшей секс-услугами . Чем больше зарабатывал мужчина, тем чаще он искал услуги у секс-работниц .

В Петрограде работали подпольные публичные дома разной тематики для приличной публики, в том числе и с БДСМ -тематикой, бордели рекламировались под видом массажа или уроков французского языка. Среди посетителей заведений были такие знаменитости как Иосиф Оршер или Дмитрий Голубинский , его жена руководила одним из таких заведений . Многие секс-работницы отказывали услуги в общественных банях и их притоны содержались тайно при заведениях, в итоге власти организовывали рейды на бани или запрещали посещать их совместно женщинам и мужчинам .

При правлении Сталина

Активная борьба с секс-работой развернулась к началу 1930-х годов, что привело к фактическому уничтожению организованной индустрии секс-работы, но не самого явления. Государство предпринимало репрессивные меры против женщин, уличённых в секс-работе . Тем не менее в 30-е годы в городе продолжали открываться и закрываться тайные притоны, они выступали подсобным заработком у самых бедных слоёв населения . Секс-работа ввиду своей незаконности оказалась сплетена с городским преступным сообществом и блатной культурой . Хипесничество, известный ещё до революции вид преступности продолжал процветать в городе . Многие женщины, занимавшиеся секс-работой также занимались воровством или это были члены бандитских группировок, выдававшие себя за секс-работниц, чтобы завлечь жертву и затем оглушить её и обворовать . В целом количество вовлечённых в секс-работу и секс-торговлю женщин в Ленинграде неизвестно ввиду того, что милиция того времени по умолчанию записывала всех пойманных бандиток в секс-работницы и наоборот . В Ленинграде имелась особая каста «профессиональных» секс-работниц, искавших богатых клиентов в ресторанах . При этом работники ресторанов тайно получали часть прибыли от этих женщин . Многие бедные женщины, оказывавшие секс-услуги отправлялись к матросам в ленинградском порту . Больше всего секс-работниц сосредотачивалось у Лиговского проспекта , который до революции был пристанищем для множества ночлежных домов для бездомных и в советское время выступал одним из самых неблагоприятных районов . Услугами женщин, торговавших секс-услугами пользовались члены партии и ленсовета , в том числе и принуждая их к сожительству . Данных о секс-работе и секс-торговле в 40-е годы, особенно во время войны крайне мало, однако известно существовании группы женщин в Блокадном Ленинграде , обязывавшихся обслуживать офицеров .

Причина становления

Женщин на секс-работу толкало тяжёлое жизненное положение, девушки, терявшие комсомольский билет , а вместе с тем — жильё и работу в итоге вставали на путь секс-работы, чтобы прокормить себя . Среди торговавших секс-услугами женщин значительная доля приходилась на матерей-одиночек в связи с их особенно уязвимым материальным положением и крайне малыми пособиями размером в в пять рублей в месяц. Матерей-одиночек было особенно много после окончания Великой Отечественной войны . Секс-работа заманивала женщин прежде всего возможностью быстрее заработать деньги ввиду тяжёлых условий труда с низкими зарплатами . Секс-работой массово начинали заниматься выходцы детских домов из-за их плохой профессиональной и трудовой подготовки. Только в 1934 году «детдомовцы» составляли 13,5 % из всех пойманных на оказывании секс-услуг женщин . Популяризации секс-работы невольно способствовала советская пропаганда, в частности навязывавшаяся новая половая мораль, отрицавшая институт церковного брака .

Меры борьбы

Советский плакат против секс-работы, 1929 год

Новое советское руководство объявило секс-работу незаконной . Советская идеология провозглашала секс-торговлю и секс-работу пережитком капитализма, чуждым явлением для коммунистического общества будущего и заявляла о необходимости «перевоспитать» подобных женщин . При этом если до революции мужчины, посещавшие секс-работниц практически не порицались, то советское руководство также начало активно порицать и мужчин, посещавших секс-работниц и также показательно составляя уголовные дела против клиентов-мужчин . Причисление как секс-работниц, так и их клиентов к маргиналам и классовым врагам стало частью новой советской идеологии . Уже в 1918 году в за пределами Петрограда был организован концентрационный лагерь для секс-работниц .

Жёсткая борьба с секс-работницами развернулась c 1922 года . Социологи Львович и Голосенко заметили, что такая борьба повторяла худшие приёмы, принципы и установки, использовавшиеся в России прошлого и государство вело борьбу с самими женщинами оказывавшими секс-услуги вместо того, чтобы бороться с причинами, содвигавшими этих женщин идти на секс-работу . Нередко под репрессии попадали женщины, занимавшиеся внебрачным сексом, но не являвшиеся секс-работницами . Проблема также была связана с отсутствием единого плана по борьбе с секс-торговлей и секс-работой и постоянными сменами методов борьбы, в какой то момент преобладали филантропические методы борьбы через попытки реабилитации вовлечённых в секс-торговлю и секс-работу женщин и программы по поддержке женщин с детьми. Петроград стал первым городом, где была предпринята программа по созданию условий для возвращения секс-работниц к «нормальной» жизни и чей опыт был затем перенят в других советских городах . Однако выполнение этих планов было неэффективным ввиду недостатка бюджетных средств и общего обнищания населения. Филантропические методы сменялись репрессивными методами массовых облав и даже массовой ссылкой этих женщин в в 140 километрах от Ленинграда. Заведения, задумавшиеся с целью реабилитации торговавших секс-услугами женщин на деле превращались в карательные лагеря. Освобождённые из заключения женщины чаще всего снова возвращались к секс-работе . К концу 1930-х годов за неэффективностью любых мер в борьбе с секс-работой она была фактически свёрнута . В связи с неэффективностью административных гонений против секс-работниц, их преследование ослабилось, а эту тему стало принято замалчивать и отрицать . В эпоху сталинизма любая тема, связанная с современной секс-торговлей и секс-работой стала замалчиваться . Идея победы над «проституцией» стала частью поздней советской идеологии .

Поздний период

Подпольная секс-торговля и секс-работа сохранялась на протяжении всей советской эпохи , победа над «проституцией», как пережитка прошлого выступала частью советской идеологии , тем не менее секс-работа продолжала существовать и осуждалась общественной моралью, при этом в обществе существовали двойные стандарты, так как мужчины, искавшие услуги секс-работниц осуждались куда меньше, или вовсе не осуждались. Правоохранительные органы могли тайно вербовать секс-работниц, как агентов и шпионок . Известно, что женский персонал в банях и санаториях мог оказывать тайные сексуальные услуги . Также оказывавших секс-услуги женщин можно было встретить на обочинах дорог с просьбой «подвезти» . Любые данные, связанные с секс-торговлей и секс-работой были тщательно засекречены в 1970-е года .

Перестройка, 1990-е и 2000-е годы

О секс-работе в Ленинграде, как отдельном явлении стало известно благодаря ослаблению государственной цензуры и снятия запрета на обсуждение этой темы . Известно, что перестройка на фоне общей либерализации сопровождалась и расцветом организованной секс-торговли . В 1980-е годы половина секс-работниц имели гражданскую профессию, чаще всего это были санитарки, горничные, дежурные парикмахерки и т. д. Каждая пятая была ученицей ССУЗа и ВУЗа . Тогда же средства массовой информации продвигали образ валютной-гостиничной и интуристовской секс-работницы, сексуальной, но укрывающей тёмную предысторию . Прибывавшие из стран запада туристы часто искали отношений с женщинами, оказывавшими секс-услуги . В обществе начал укрепляться образ «интердевочки», добывавшей множество денежных средств у иностранцев, способной заработать за один день несколько средних месячных зарплат. Согласно опросу в Литературной газете в 1987 году, учащиеся ПТУ поставили «интердевочку» на десятое место среди престижнейших профессий . Из-за романтизации образа интердевочки в СМИ, многие молодые девушки стали воспринимать секс-работу престижной и желанной профессией . Несмотря на вышеописанное, интуристовские секс-работницы всегда рисковали столкнуться с насилием, унижением и болезнями . Государство охотилось на интердевочек, привлекая их к ответственности за «операцию с валютой» (хранение иностранных денег) . Основная часть женщин, вовлечённых в секс-работе, вопреки романтизации образа не обслуживала иностранных туристов и не купалась в деньгах. Карьера женщины, вовлечённой в секс-работу была скоротечна, повзрослевшая женщина быстро «теряла в стоимости». Основная масса торговавших секс-услугами женщин состояла из «квартирных», работавших на дому и обслуживавших постоянных клиентов. «Гостиничные», в отличие от интердевочек, обслуживали советских граждан. «Уличные» составляли крайне малую долю от общего числа — не больше 2 % — 3 %. «Вокзальные» или «бомжихи», предлагавшие самые дешёвые услуги и составляли 3 % — 5 % от общего числа торговавших секс-услугами женщин . Они состояли в основном из бедных, преждевременно постаревших и зачастую больных женщин, страдавших алкоголизмом . Работа женщины, оказывавшей секс-услуги была сопряжена с высокими рисками, они становились излюбленным жертвами у бандитов и бывших кадровых военных .

В 1990-е годы 90 % гостиничных секс-работниц были моложе 30 лет, каждая третья имела высшее или незаконченное образование. Среди оказывавших секс-услуги в гостиницах интердевочки составляли 70 %, остальные, именуемые «гостиничными», обслуживали сограждан за рубли . Среди гостиничных существовали и так называемые кидалы, бравшие деньги за секс, но всячески избегавшие его, устраивая побеги и скандалы .

Реклама секс-работниц в Газете Экстра-Балт, 2006 год

Ещё до падения СССР, в Ленинграде стали открываться бордели, работавшие под прикрытием массажных, косметических салонов и саун . Несмотря на предпринятые попытки борьбы с секс-работой, по статье было привлечено всего несколько человек . В начале 1990-х годов стали появляться конторы телефонных девушек. Торговавшие секс-услугами женщины на улице той эпохи часто работали на сутенёров , связанных с преступными группировками . В 1992 году в Петербурге только по официальным данным предлагало секс-услуги 6000 — 8000 женщин . В условиях крайнего экономического кризиса, секс-работа стала для многих женщин единственным способом реального заработка денег . В городе с участием секс-работниц также стали создавать порно-материалы, распространявшиеся на чёрном рынке вместе с видеокассетами и печатной продукцией . Женщины, оказывавшие в притонах секс-услуги, хоть и были обязаны отдавать часть заработанного гонорара, однако им обеспечивалась лучшая защита прежде всего от клиента. Независимые секс-работницы часто сталкивались с ситуацией, когда клиент отказывался платить за услугу или приглашал с собой непрошенных гостей, устраивая групповое изнасилование. Бордели нанимали охранников, способных по необходимости успокаивать клиентов и выбивать из них обещанные гонорары . Если секс-работниц защищали бандитские группировки, то они по необходимости могли наказывать клиентов за проявленную жестокость . Работа сутенёром была сопряжена с высокими рисками, преступные группировки вели конфликты за «владение» секс-работницами и основными жертвами таких «разборок» становились сутенёры и охранники .

Секс-работа была связана с преступным миром, бандиты экспортировали петербургских секс-работниц за границу, например в Финляндию или Германию , секс-работниц с венерическими заболеваниями могли подсылать к бизнесменам и следователям в рамках компании по их нефизическому устранению . Секс-работниц могли использовать, как агентов .

Неопытных и молодых женщин, вовлечённых в секс-работу называли «пипетками» . Многие стремились уехать за границу, в основном в страны запада в поисках лучшего заработка, но многие из таких женщин попали в рабство .

В рамках борьбы с секс-торговлей и секс-работой в городе была организована полиция нравов, которая только в 1995 году провела более 130 поисково-профилактических мероприятий . Тем не менее эскортный бизнес начал сильно расти к 2000-м годам. По состоянию на начало 2003 года по неофициальным данным в Петербурге работало 8000 секс-работниц, 90 % из них употребляли наркотики и почти все были были заражены ВИЧ . Значительная часть секс-работниц состояла из приезжих, хотя девушки по вызову были в основном местные . Секс-работа практически не наказывалась, например в 2000 году только каждый третий наложенный штраф «за проституцию» оплачивался. За пять лет в городе в пять раз выросло количество женщин, вовлечённых в секс-торговлю и секс-работу в том числе и несовершеннолетних .

К началу 2000-х годов в городе по данным полиции нравов действовало около 280 своднических агентств с участием до 8 тысяч женщин, оказывавших секс-услуги, осуществлявших свою деятельность под видом клубов знакомств, саун, бань и гостиниц. Наибольшее количество агентств приходилось на Невский район . При этом у подразделения при имевшихся данных не было возможности ликвидировать эти агентства за недостатком средств и наличием милицейской «крыши» у этих заведений . Основными клиентами оказывавших секс-услуги женщин были бизнесмены, строители и чиновники . Уличных секс-работниц можно были увидеть ночью на определённых улицах или у вокзалах, где они толпились на остановках или вдоль проезжих частей. Самые дорогие услуги предлагали в Старо-Невском , Загородном , Московском проспектах . На территории Васильевского острова , на Искровском проспекте и других дальних и пригородных районах Петербурга наоборот предлагали самые дешёвые услуги побитые и часто наркозависимые женщины. При этом в данном списке не учитывались вокзальные секс-работницы самого низшего разряда, бравшие за услуги мало денег и страдавшие от болезней . В городе занимавшиеся секс-работой женщины рекламировали свои услуги через раздачу журналов на улице .

Позднейший период

В Петербурге по состоянию на 2016 год действовала сеть подпольных борделей или салонов, каждый их которых предлагал услуги в разных ценовых категориях. Элитные салоны набирают молодых девушек с привлекательной внешностью . Бордели существуют под прикрытием стриптиз-баров, массажных салонов и других заведений . По числу протоколов, составленных на секс-работниц Петербург занимает первое в России место, опережая Москву . По утверждению редакции Бумаги , в городе работают сотни подпольных борделей, чей месячный оборот составляет несколько миллиардов рублей . Их владельцы — чаще всего замужние женщины средних лет, часто сами когда-то работавшие секс-работницами . Бордели — как правило крупные жилые квартиры с 3 — 4 комнатами . Клиентами становятся мужчины самых разных социальных слоёв населения, в том числе и депутаты . Всегда существует шанс, что клиент вместо секс-работницы нарвётся на мошенников . Основными клиентами секс-работниц являются мужчины от 25 до 35 лет — сотрудники органов, военные и работники в сфере IT. Чиновники наладили собственный эскорт . В сравнение с 2000-ми среди клиентов значительно выросла доля военных .

Реклама секс-услуг в Купчино , 2016 год

Несмотря на отсутствие легализации, полиция контролирует все основные сферы, связанные с секс-работой и секс-торговлей и даже может защищать их от активистов . Представители полиции взимают с борделей часть прибыли за «крышу», такое сотрудничество сочетается с периодическими и показательными облавами и минимальными штрафами для их участников, в том числе и для сутенёров несмотря на наличие уголовной статьи . Когда власти Петербурга затрагивают тему, связанную с секс-работой, они склонны осуждать самих женщин, оказывавших секс-услуги, но не организаторов бизнеса. При этом власти не предпринимают никаких попыток борьбы с секс-работой , ограничивая свою деятельность показательными рейдами, которые усиливаются во время саммитов и государственных мероприятий . Правоохранительные органы также ведут борьбу с сайтами объявлений под предлогом порчи имиджа города, хотя такие сайты привели к уменьшению количества уличной рекламы, также клиенты, ищущие секс-работниц через сайты имеют меньше шанса нарваться на мошенников .

Секс-работой чаще всего начинают заниматься женщины, оставшиеся без работы, неудовлетворённые зарплатой или пережившие потрясения в семейной жизни . Молодых девушек завлекают обещаниями высокой зарплаты и «возможностью уйти в любой момент» . Общее количество женщин, вовлечённых в секс-торговлю и секс-работу не известно, предположительно несколько тысяч работающих в борделях и несколько тысяч самостоятельно без посредников, так называемые «индивидуалки» . Чаще всего работающие в борделях женщины — выходцы из стран СНГ , по состоянию на 2010-е годы в основном это были украинки, также было много узбечек . Работающие в борделях или через посредников женщины получают как правило половину от цены, выложенной клиентом . Индивидуалки же как правило являются местными горожанками. У многих секс-работниц есть мужья, знающие об их карьере и иногда могут относиться к этому терпимо

В городе действуют сутенёры или рекрутеры, готовые помочь женщинам начать и наладить карьеру секс-работницы взамен на «комиссии» . В качестве рекрутеров нанимают молодых и красивых мужчин, или это могут быть женщины, прикрывающиеся аккаунтами красивых мужчин, чтобы они соблазняли и влюбляли в себя женщин и затем пытались убедить начать заниматься секс-работой . С утверждения организации Рёбра Евы , большая часть женщин, оказывавших секс-услуги оказалась вовлечена в бизнес обманом . Так как в элитных салонах самая высокая зарплата, женщины в ней как правило держатся за своё место, в то время, как в дешёвых салонах наблюдается высокая текучесть кадров .

Петербург стал известен из-за обилия уличной рекламы, связанной с секс-работой и секc-торговлей, которая наносится в основном трафаретом на асфальте. Впервые такого рода реклама появилась в 2012 году и за несколько лет ею оказались покрыты все асфальтовые улицы в городе. При этом с рекламой боролись в основном некоммерческие организации и активисты на фоне равнодушия городской власти , случались прецеденты, когда полиция ловила стиравших рекламу активистов, обвиняя их в мелком хулиганстве .

Мужская секс-работа

О мужской секс-работе известно гораздо меньше, чем о женской, так как это явление не было столь массовым и игнорировалась отечественной криминологической наукой . В целом мужская секс-работа с точки зрения общественной морали ещё более социально осуждаема и низменна, нежели женская . О мужчинах и юношах, торговавших секс-услугами было ещё известно в дореволюционном Петербурге XIX века, которых можно было поделить на две основные категории. Первыми были юноши и мальчики, выраженно женственные и иногда напудренные, именуемые современниками буграми или бардашами. Они гуляли по улицам ночного города и устремлялись к мимо приезжавшим мужчинам, отвечавшим им улыбкой . Секс-работа выступала для них побочным заработком, сами юноши в основном работали форейторами, учениками ремесленников, писарями или даже иногда чиновниками низшего ранга . Общество относилось крайне враждебно к подобным юношам, рассматривая это, как форму мужеложества — один из страшных грехов в христианстве . Даже секс-работницы низшего разряда их презирали и могли нападать на секс-работников и изгонять их из «своих» районов, юноши же в ответ организовывали собственные банды, периодически устраивая стычки с группами секс-работниц . Тем не менее среди общества высшего света сложилось довольно терпимое отношение к разным формам нетрадиционным с точки зрения христианской морали отношениям . Клиентами и покровителями «мальчиков» становились как правило представители высших сословий . Среди их поклонников имелись графы и высшие чиновники, о чьих предпочтениях зачастую было известно общественности . Среди них например был князь Владимир Петрович Мещерский . Некоторые из секс-работников состояли в бандитских группировках и после оказания «услуги», начинали шантажировать своих клиентов в обмен на деньги и имущество, угрожая раскрыть общественности их тайные предпочтения .

Другая категория секс-работников — юнкера, кадеты, гимназисты или мальчики подмастерья, часто осуждавшие гомосексуальные формы отношений , но готовые торговать секс-услугами ради денежной выгоды . Их основными клиентами становились богатые мужчины — «тетки» . Они собирались летом в основном в Зоологическом Саду . За предварительную оплату тетки ощупывали секс-работников в туалете и если были довольны, отправлялись в бани для секса. Даже позволяя себя только ощупывать, юноши могли заработать за один день много денег . Помимо зоопарка, тетки и юнкера посещали другие городские общественные пространства с чистым туалетам, местом своих встреч также избирали Михайловский театр , цирк Чинизелли , рестораны, особенно на углу Невского и Владимирского проспектов . Среди теток были те, кто предпочитал как активный, так и пассивный секс с юнкерами . «Тётки» также могли выбирать себе молодых мужчин в любовные пары, организовывая закрытые балы и вечеринки, где либо сами тетки, или их «юноши» наряжались в женские платья, после ужина начинался секс и оргии .

Мужская секс-работа в её современной форме развилась в 1990-е годы, получив наибольшее распространение Санкт-Петербуре и Москве. Предоставляющие услуги — в основном молодые мужчины из бедных слоёв населения. В отличие от женщин, они склонны работать в одиночку, распространение интернета послужило дополнительным толчком к развитию мужской секс-работы . Значительная доля клиентов секс-работников помимо женщин состоит из гомосексуальных и бисексуальных мужчин .

Детская секс-торговля и секс-работа

Эксплуатация несовершеннолетних девочек собственными родителями была выявлена ещё при правлении Елизаветы Петровны . Детская секс-торговля была незаконной, однако процветала на рубеже XIX и XX веков. В городе работали целые заведения с несовершеннолетними девочками , иногда по 10-12 лет. Детские бордели располагались часто на территории гостиниц, самый знаменитый бордель располагался в гостинице «Лондон» на углу Муринского проспекта и Спасской улицы . Заниматься секс-работой начинали, как правило, дети из социального дна, которые сожительствовали с родители — алкоголиками . Их родители сами вовлекали детей в секс-торговлю, особенно матери — секс-работницы, также для этих целей сутенёры отлавливали детей — бродяг . Клиенты были готовы платить большие деньги за девочек, чем пользовались некоторые неблагополучные родители .

В гостинице Лондон располагался самый знаменитый «тайный» детский бордель

Доля девочек среди вовлечённых в секс-торговлю неизвестна в связи с отсутствием данных, предположительно дети 10 — 12 лет могли составлять до 10 % от всех тайных секс-работниц в городе . Были известны многочисленные случаи, когда девочки, занимавшиеся секс-работой добровольно приходили к работникам врачебно-полицейского комитета, но те отказывались выдавать им бланки из-за возраста . Для борьбы с детской секс-торговлей и секс-работой были учреждены дома милосердия, где отлавливались и содержались уличённые в секс-работе девочки, однако это не возымело нужного эффекта, так как они возвращались к неблагополучным семьям, зачастую побуждавшим их снова идти на секс-работу . На теневом рынке также торговали мальчиками, предназначенными для клиентов — педерастов . Малолетних мальчиков можно было найти в кондитерских на Невском проспекте, где свои бордели организовывали единомышленники .

Расцвет детской секс-работы в Петрограде прошёлся на 1920-е годы, так как в городе подрастало поколение сирот, лишившихся родителей в первой мировой и гражданских войнах . Эти девочки также были выходцами из общественного дна или были дочерями матерей в свою очередь занимавшихся секс-работой. Чаще всего такие девочки уже в прошлом подвергались сексуальному насилию . Детская секс-работа была связана с детским беспризорничеством и хулиганством . Они также, как правило, формировали пары с «котами» — мальчиками-сиротами, защищавших таких девочек, попутно занимаясь воровством и бандитизмом . Девочки — секс-работницы и мальчики — хулиганы формировали закрытие сообщества, злоупотреблявшие наркотиками . Проблема с детской беспризорностью, как следствие массовых сталинских репрессий , а вместе с тем и детской секс-работы сохранялась и в 30-е года .

Очередная волна детской секс-работы пришлась на 1990-е годы, когда по улицам Петербурга гуляли беспризорные дети. В 1993 году в Петербурге в рамках социологического опроса были выявлены несовершеннолетние дети 12-ти — 15-ти лет, занимавшиеся секс-работой, при этом среди них было много мальчиков. Организаторы опроса заметили тенденцию, что девочки выглядели старше своего возраста, а мальчики — наоборот . Существовала отдельная категория «дальнобойщиц», обслуживавших водителей на шоссе, состоявших в основном из несовершеннолетних девочек . В целом бизнес, завязанный на детской секс-торговле существовал в условиях особой скрытности из-за табуированного отношения к ней даже со стороны других замешанных в секс-торговле агентств , и усиленного преследования детских сутенёров правоохранительными органами . Подростки получали мало денег за услуги . При этом существовала система доставки подростков в гостиницы к иностранцам, такие агентства очень осторожно подбирали клиентов, готовых много платить за сеансы . Сегодня большинство борделей в городе отказываются иметь дело с несовершеннолетними из-за страха уголовного преследования . Тем не менее секс-торговля несовершеннолетними существует, и клиенты готовы больше платить за девочек .

Общественное восприятие и дискриминация

Отношение к секс-работе исторически рассматривалось через призму христианской морали, рассматривавшей её, как форму прелюбодеяния , одного из главных грехов в Христианстве. Предубеждения против секс-работниц были достаточно сильными. Они воспринимались общественностью даже хуже, чем бандиты или бездомные . Для женщины вовлечение в секс-работу было признаком явного позора и унижения её женского достоинства с точки зрения общественной морали . Павел I требовал от женщин, оказывавших секс-услуги носить на улице Петербурга отличительные жёлтые платья . Самые распространённые предубеждения касались идеи того, секс-работницы являлись главными виновницами в распространении дурных нравов , что на секс-работу их толкала прирождённая и наследственная порочность , а также, что это пришедшее из запада явление , хотя торговавшие секс-услугами женщины в достатке встречались в русских городах и до основания Петербурга . Традиционно на женщин, оказывавших секс-услуги перекидывали вину за распространение сифилиса . Несмотря на крайне высокую заболеваемость этим недугом среди бедного городского населения, секс-работницы по-прежнему составляли крайне малую долю от всех заражённых сифилисом горожан . Даже в советскую эпоху, продвигавшую идею равноправия полов, общество продолжало относиться к таким женщинам с неприкрытым отвращением . Советское руководство унаследовало идею, продвигавшуюся аболиционистами , что секс-работа — это форма подчинения женщины мужчине и подлежит искоренению. Советская идеология, объявляла секс-работниц классовыми врагами, подлежащими перевоспитанию . Из-за сильных предубеждений секс-работницы чаще остальных женщин сталкивались с зачастую необоснованным насилием , травлей, издёвками, сексуальными домогательствами . В царскую и советскую эпоху в секс-работе могли обвинить женщин, уличённых в добрачных отношениях и наказывать их за это .

При этом общество в разные эпохи снисходительно относилось к мужчинам, посещавшим секс-работниц и общественность это воспринимала, как часть мужского досуга . В разные периоды истории города клиентами таких женщин становились представители высших сословий, аристократия, офицеры , партийные чиновники , депутаты . Попытка Елизаветы Петровны полностью искоренить секс-работу и секс-торговлю в Петербурге встретила протестную реакцию у офицеров и дворян, лишившихся досуга развлекаться с женщинами, оказывавшими секс-услуги . Накануне революции примерно 50% юношей в Петербурге имели первый сексуальный опыт с секс-работницами . Даже несмотря на то, что клиенты торговавших секс-услугами женщин объявлялись советской идеологией классовыми врагами и руководство показательно проводило рейды на таких мужчин , это не смогло переломить снисходительное отношение общества к клиентам секс-работниц. В советскую эпоху среди рабочих фабрик считалось в почёте иметь опыт снятия секс-работницы и наличие венерического заболевания, как доказательство «молодечества» . Многие молодые люди подбивали своих младших коллег идти к секс-работницам для доказательства мужества . Уже в 16 лет юношей без сексуального опыта унижали и обзывали «красными девицами», «бабами» итд . Частыми клиентами секс-работниц были женатые мужчины с семьями . Секс-работниц могли насильно принуждать к сожительству офицеры , члены партии и ленсовета .

Промышлявшие секс-услугами женщины подвергались репрессиям и гонениям на протяжении всего XVII века , начала XIX века и при правлении Сталина . Даже в эпоху легализации секс-работы на рубеже XIX и XX веков, пренебрежительное отношение к торговавшим секс-услугами женщинам выражалось в способе проставления их на учёт. Если женщина до этого и имела паспорт, то лишалась его, получая взамен билет или бланк «проститутки». Это означало, что женщина по умолчанию понижалась в своих гражданских правах, становилась общественной парией , даже при наличии программы по реабилитации со стороны врачебно-полицейского комитета . Занимавшаяся секс-услугами женщина, как правило, не могла скрыть свою деятельность от остальных, поменять профессию и стать частью «чистой семьи», билетные секс-работницы не имели право менять место жительства . При этом в империи продолжала действовать уголовная ответственность «за блуд», то есть секс-работница вставала перед выбором — оставаться свободной с риском привлечения уголовной ответственности или же пройти регистрацию и потерять свой паспорт, а вместе с тем — общественный статус и гражданские права . В то время беспаспортные люди воспринимались современниками, как неполноценные члены общества .

Несмотря на репрессивную политику в отношение женщин, вовлечённых в секс-работу и секс-торговлю, проводимую в сталинскую эпоху, секуляризация городского общества в условиях социалистического строя привела и к улучшению общественного положения среднестатистической женщины, занимавшейся секс-услугами. Если в дореволюционную эпоху секс-работой почти всегда начинали заниматься выпавшие из общества незамужние девушки и вынужденные отныне существовать, как общественные парии без шанса найти другую работу и выйти замуж, то советская женщина, вовлечённая в секс-работу чаще всего была (бывшей) замужней женщиной с детьми у которой секс-работа выступала тайным способом дополнительного заработка .

Литература

  • A. G. Bykova. . — Омск. юрид. инст., 2004. — 64 с. — ISBN 785980650131.
  • Константинов Андрей Дмитриевич . . — АСТ, 2016. — 292 с. — ISBN 978-5-17-096473-4 .
  • Алла Станская. . — Litres, 2005. — 593 с. — ISBN 978-5-457-87045-1 .
  • Князькин И.В. . — Балтика, 2003. — 452 с. — ISBN 9785983500020 .
  • Богданов И. А. Три века Петербургской бани. — Искусство, 2000. — 254 с.
  • Светлана Ульянова, Илья Сидорчук. Пагубные страсти населения Петрограда–Ленинграда в 1920-е годы. Обаяние порока. — Литрес, 2020. — 215 с. — ISBN 978-5-227-08873-4 .
  • Сергей Яров, Александр Рупасов, Александр Чистиков, Вадим Мусаев, Евгений Балашов. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны. — Литрес , 2013. — 624 с. — ISBN 978-5-227-04577-5 .
  • Засосов Д.А., Пызин В.И. . — Мол. гвардия, 2003. — 273 с.

Примечания

Комментарии
  1. Дом свиданий или в просторечии притон — заведение, похожее на бордель, но где работали бланковые секс-работницы и формально снимали там жильё. В отличие от работниц борделей, работницы притонов имели гораздо больше свободы и могли самостоятельно приводить клиентов
  2. Кот — в дореволюционном сленге это мужчина — покровитель секс-работницы — «кошки», часто её сожитель, который обеспечивал ей защиту и часто также получал свою долю с доходов от секс-работы
  3. «Хипесники» — воровская пара, состоящая из секс-работницы и её «кота» — мужчины-сообщника. Пока секс-работница развлекала клиента, кот обкрадывал его снятую одежду. Или клиента спаивали алкоголем и выносили из квартиры.
  4. Тетка — обозначение богатых мужчины — клиентов, искавших отношений с мужчинами — секс-работниками. Также выступало синонимом гомосексуалов в целом
Источники
  1. Наум Синдаловский. . — Litres, 2013-01-30. — 384 с. — ISBN 978-5-457-24145-9 .
  2. . spbvedomosti.ru . Дата обращения: 2 августа 2023. 28 марта 2023 года.
  3. , с. 385.
  4. . Санкт-Петербург.Ру (5 декабря 2017). Дата обращения: 20 августа 2023. 16 сентября 2019 года.
  5. Шалагин А. E, И. С. Гайсина. (кг) // КиберЛенинка . — 2017.
  6. , с. 33.
  7. (рус.) . Arzamas . Дата обращения: 18 октября 2023. 19 октября 2023 года.
  8. , с. 106.
  9. , с. 99.
  10. statehistory.ru . Дата обращения: 17 июля 2023. 28 февраля 2019 года.
  11. , с. 98.
  12. , с. 34.
  13. , с. 102.
  14. , с. 103.
  15. , с. 104.
  16. , с. 105.
  17. , с. 35.
  18. , с. 107.
  19. statehistory.ru . Дата обращения: 19 июля 2023. 4 ноября 2016 года.
  20. , с. 108.
  21. , с. 101.
  22. (рус.) . Arzamas . Дата обращения: 15 июля 2023. 10 июня 2023 года.
  23. , с. 4.
  24. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 16 июля 2023.
  25. , с. 39.
  26. adaily . Antenna Daily (30 июня 2019). Дата обращения: 16 июля 2023. 29 октября 2023 года.
  27. statehistory.ru . Дата обращения: 17 июля 2023. 25 августа 2023 года.
  28. , с. 38.
  29. statehistory.ru . Дата обращения: 18 июля 2023. 16 марта 2015 года.
  30. adaily (рус.) . Antenna Daily (9 января 2018). Дата обращения: 17 сентября 2023. 8 ноября 2023 года.
  31. , с. 36.
  32. , с. 10.
  33. Николай Свечин. . — Litres, 2022-05-15. — 402 с. — ISBN 978-5-457-27089-3 . 12 июля 2023 года.
  34. Николай Свечин. . — Litres, 2022-05-15. — 402 с. — ISBN 978-5-457-27089-3 . 27 августа 2023 года.
  35. adaily (рус.) . Antenna Daily (29 октября 2019). Дата обращения: 16 июля 2023. 12 июля 2023 года.
  36. statehistory.ru . Дата обращения: 17 июля 2023. 6 марта 2019 года.
  37. , с. 37.
  38. Елистаров А. И. Задачи государства и общества в борьбе с секс-торговлей: Публичные лекции. M., 1911 — С. 116.
  39. , с. 41.
  40. . — Litres, 2022-05-15. — 603 с. — ISBN 978-5-04-330171-0 .
  41. , с. 43.
  42. statehistory.ru . Дата обращения: 19 июля 2023. 12 октября 2017 года.
  43. , с. 57.
  44. , с. 169.
  45. , с. 170.
  46. , с. 166.
  47. , с. 172.
  48. , с. 226.
  49. , с. 173.
  50. , с. 148.
  51. , с. 174.
  52. , с. 177.
  53. , с. 181.
  54. , с. 183.
  55. , с. 172.
  56. , с. 175.
  57. statehistory.ru . Дата обращения: 18 июля 2023. 18 февраля 2019 года.
  58. statehistory.ru . Дата обращения: 19 июля 2023. 31 июля 2021 года.
  59. , с. 171.
  60. , с. 60.
  61. , с. 63.
  62. , с. 59.
  63. , с. 377.
  64. Центр хранения документов молодёжных организаций (ЦХДМО) Ф. 1 Оп. 5. Д. 54 — Л. 102
  65. , с. 65.
  66. statehistory.ru . Дата обращения: 19 июля 2023. 12 июля 2022 года.
  67. Голосенко И. А., Голод С. И. Социологическое исследование проституции в России. СПб.: Петрополис, 1998. 123 с.
  68. statehistory.ru . Дата обращения: 17 июля 2023. 13 августа 2020 года.
  69. , с. 376.
  70. , с. 79.
  71. , с. 69.
  72. Они сражались за Родину в постели врага // Мир новостей. 2003. 25 февраля.
  73. , с. 378.
  74. , с. 379.
  75. , с. 381.
  76. , с. 380.
  77. , с. 383.
  78. , с. 43.
  79. , с. 384.
  80. , с. 386.
  81. , с. 387.
  82. , с. 80.
  83. , с. 78.
  84. , с. 65.
  85. , с. 399.
  86. , с. 98.
  87. , с. 130.
  88. . fontanka.ru - новости Санкт-Петербурга (16 августа 2023). Дата обращения: 20 августа 2023. 19 августа 2023 года.
  89. . fontanka.ru - новости Санкт-Петербурга (19 апреля 2001). Дата обращения: 20 августа 2023. 18 декабря 2021 года.
  90. (рус.) . «Бумага» (14 сентября 2016). Дата обращения: 2 августа 2023. 4 июля 2022 года.
  91. . Афиша . Дата обращения: 2 августа 2023. 15 августа 2022 года.
  92. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 23 августа 2023.
  93. , с. 246.
  94. , с. 244.
  95. , с. 251.
  96. , с. 245.
  97. , с. 249.
  98. (рус.) . Викитека
  99. , с. 247.
  100. , с. 247—248.
  101. , с. 248.
  102. , с. 56.
  103. , с. 56—57.
  104. , с. 61.
  105. , с. 178.
  106. , с. 401.
  107. , с. 403.
  108. statehistory.ru . Дата обращения: 18 июля 2023. 12 октября 2017 года.
  109. (рус.) . Arzamas . Дата обращения: 4 ноября 2023. 10 июля 2023 года.
  110. , с. 190.
  111. , с. 176.
  112. «Вечерний Петербург», 26 декабря 1992
Источник —

Same as Секс-работа в Санкт-Петербурге