Interested Article - Цифровой кинопроектор
- 2021-05-21
- 1
Цифрово́й кинопрое́ктор — видеопроектор с высокой разрешающей способностью и мощным световым потоком , специально спроектированный для демонстрации цифровых кинофильмов на большом экране в кинотеатре . Является конечным устройством технологии цифрового кинематографа , позволяющего при производстве и демонстрации фильмов обходиться без киноплёнки .
Технология
Цифровая кинопроекция стала возможна после появления технологий, обеспечивающих на большом киноэкране световые потоки , сопоставимые с традиционными пленочными кинопроекторами при высокой разрешающей способности и точной передаче градаций яркости. На сегодняшний день основными технологиями в цифровой кинопроекции считаются DLP ( англ. Digital Light Processing ), запатентованная компанией Texas Instruments и основанная на применении отклоняемых микрозеркал, а также LCOS (SXRD), использующая вместо микрозеркал жидкокристаллические ячейки и разработанная фирмой Sony . Первая технология основана на принципе эпископической проекции , то есть работает в отражённом, а не прошедшем свете. Это исключает эффект «решетки», свойственный ранним видеопроекторам , когда на экране видны промежутки между отдельными пикселями . Также это повышает теплостойкость матрицы и позволяет использовать в качестве источника света кинопроекционную ксеноновую лампу . Третья конкурирующая технология D-ILA ( англ. Direct Drive Image Light Amplifier ), разработанная компанией JVC , сочетает принципы двух предыдущих: жидкие кристаллы наносятся на металлическую пластину и так же, как в DLP, работают на отражение .
Большинство современных цифровых кинопроекторов обеспечивает
высокое разрешение
, которое в цифровом кино несёт своё обозначение — 2К, соответствующее примерно 2000 пикселей по длинной стороне кадра. Точные значения зависят от
соотношения сторон кадра
. В большинстве случаев это 2048х1080 пикселей.
Новейшие цифровые проекторы обладают разрешением
4К
, что соответствует 4000 (4096) пикселей по горизонтали.
Цифровые стандарты
При демонстрации кинофильма цифровой кинопроектор получает со специального видеосервера , распаковывающего цифровой фильм с жесткого диска . Цифровое кино в соответствии со стандартами DCI сохраняется в контейнере MXF , где сжимается по технологии JPEG2000 . В цифровом кинематографе не используются стандарты сжатия видео , применяемые в телевидении высокой четкости . Каждый кадр видеопотока сохраняется с одинаковой степенью сжатия и в . Простейшая цифровая киноустановка состоит из собственно проектора и сервера воспроизведения, соединённых через зашифрованный интерфейс , исключающий несанкционированное копирование фильма даже обслуживающим персоналом. Сервер оборудован дисковым массивом , на котором хранятся 3—5 полнометражных фильмов , идущих в данный момент в прокате , а также рекламные ролики и заставки. Киномеханик при помощи сервера может составлять плей-листы и программировать киносеансы на несколько дней вперед.
Достоинства цифрового кинопоказа
Цифровой кинопроектор , в отличие от традиционного, не нуждается в частей фильма , поскольку вся фильмокопия хранится на одном сервере воспроизведения . Это делает ненужной установку в аппаратной нескольких постов кинопроекции, обеспечивавших в пленочную эпоху бесперебойный кинопоказ. Цифровой кинопроектор обладает значительно более низким уровнем производимого шума , благодаря чему цифровой кинопоказ обеспечивает более высокое качество звука и комфорта зрителей. Кроме того, цифровая копия фильма не подвержена механическому износу и обрывам, в отличие от киноплёнки , которая имела ограниченный прокатный ресурс и значительное снижение качества изображения после нескольких сеансов. Цифровое копирование файлов фильма гораздо дешевле, чем печать на киноплёнке и экологичнее , потому что исключает лабораторную обработку , дающую токсичные отходы. Благодаря необязательности физической доставки, появилась возможность легко проводить мировые одновременно в любой точке земного шара. Фильмокопия разрешения 2К, занимающая объём в 160-200 Гб , может быть передана во все нужные кинотеатры по защищённому каналу одновременно.
Распространение
Большинство современных кинотеатров уже оснащено цифровыми кинопроекторами и технологиями цифрового кинопоказа. Эти технологии позволяют значительно повысить качество изображения по сравнению с пленочной. Реконструируемые и строящиеся кинотеатры так же оснащаются цифровыми кинопроекторами взамен традиционных вследствие многочисленных преимуществ. 3D -технологии в подавляющем большинстве используют цифровую кинопроекцию. На сегодняшний день доля цифровой кинопроекции постоянно растёт, постепенно вытесняя плёночную. По данным компании Нева-фильм, на 1 декабря 2010 года в России насчитывалось 713 кинозалов, оборудованных цифровой проекцией . Большинство кинофильмов производится по цифровой технологии, и доля печатаемых на киноплёнке фильмокопий постоянно снижается, оставаясь главным образом в кинопрокатных организациях, не имеющих средств на приобретение цифровых кинопроекторов, значительно превышающих по стоимости самые современные плёночные. По общим оценкам, стоимость дооборудования существующего кинотеатра цифровым постом проекции обходится в среднем в сумму около 100 тысяч евро .
Производители
В настоящее время ключевыми производителями цифровых кинопроекторов являются фирмы ( ), Barco , NEC , , Cinemeccanica и Sony . Кроме проекторов, специально предназначенных для кинотеатров, большую популярность получают более дешёвые модели, рассчитанные для малых аудиторий и небольших залов. В России цифровые кинопроекторы не производятся. Почти половину занимают проекторы Christie. Несколько меньшей популярностью пользуются аппараты Barco, составляющие почти четверть парка проекторов, а далее по убыванию следуют Cinemeccanica, NEC и Kinoton .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 75.
- (англ.) . Digital Cinema Initiatives. Дата обращения: 18 сентября 2012. 4 декабря 2012 года.
- ↑ , с. 26.
- . «Мир цифрового кино». Дата обращения: 9 июня 2012. Архивировано из 27 июня 2012 года.
- , с. 76.
Литература
- Михаил Львов. № 26 . — С. 75—84 . // MediaVision : журнал. — 2012. —
- Борис Сорокоумов. № 6 . — С. 22—29 . 16 октября 2012 года. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2010. —
Ссылки
- ;
- ;
- 2021-05-21
- 1