Список органных залов на территории бывшего СССР
- 1 year ago
- 0
- 0
Список залов Главного музейного комплекса Эрмитажа включает в себя залы зданий Зимнего дворца, Малого Эрмитажа, Большого Эрмитажа и Нового Эрмитажа, а также фойе Эрмитажного театра. Все эти помещения имеют единую сквозную нумерацию, официально принятую в 1961 году . Служебные помещения (за редким исключением) в общую нумерацию не включены. Залы других подразделений Эрмитажа, таких как Здание Главного штаба , Зимний дворец Петра I , Запасной дом Зимнего дворца , Меншиковский дворец , РХЦ «Старая деревня» , музей Императорского фарфорового завода , имеют свою отдельную нумерацию залов, независимую от нумерации главного комплекса.
Фото | № | Раздел | Описание |
---|---|---|---|
1 | Главный вестибюль + Иорданская галерея + Иорданская лестница |
|
|
2 | Лестница и верхняя площадка к Школьному гардеробу | ||
3 | Проход к Школьному гардеробу | ||
4 | Служебное помещение | ||
5 | Служебное помещение | ||
6 | Школьный гардероб | ||
7 | Служебное помещение | В 1917 году — приёмная комиссара Временного правительства Ф. А. Головина | |
8 | Служебное помещение | В XIX веке из этого зала был пробит выход на Дворцовую набережную, так называемый Детский (Невский) подъезд ; этот подъезд был ликвидирован в конце 1945 года . | |
9 | Вестибюль Школьного гардероба | ||
10 | Проходной зал к Большой церковной лестнице | ||
11 | Зал палеолита |
Бывшая
Передняя в апартаментах дочерей Николая
( архитектор А. П. Брюллов , 1838—1839 гг.) |
|
12 | Зал эпохи неолита и ранней бронзы | Бывшая Готическая гостиная в апартаментах дочерей Николая I , архитектор А. П. Брюллов, 1838—1839 годы, перестроен А. И. Штакеншнейдером в 1855—1856 годах с сохранением общего оформления зала. В 1950 году колонны были зашиты , во второй половине 1980-х годов зал был отреставрирован и восстановлена отделка Брюллова. | |
13 | Зал эпохи бронзы | Первоначально — Библиотека , отделка по проекту А. П. Брюллова, затем Гостиная с амурами или Гостиная рокайль , архитектор А. И. Штакеншнейдер , заново отделана в 1855—1856 годы. В зале был пробит выход на Дворцовую набережную, так называемый Угловой подъезд (иначе Собственный их Императорских Величеств подъезд ); этот подъезд был ликвидирован в конце 1945 года . В настоящее время отделка зала в основном утрачена, сохранилась лишь лепнина сводов (без позолоты) и фигурки амуров на пилонах . | |
14 | Зал эпохи бронзы (2) | Бывший Кабинет великой княжны Ольги Николаевны (дочери Николая I), в середине 1850-х гг. декорирован А. И. Штакеншнейдером. В начале XX века — Детская гостиная ; в 1917—1918 годах — приёмная наркома просвещения А. В. Луначарского | |
15 | Бывшая Спальная комната на Четвёртой запасной половине . | ||
16 | |||
17 | До 1926 года зал был разделён на два помещения. В левой части располагался Верхний кабинет Николая I , в правой части — Адъютантская Николая I . | ||
18 | Служебное помещение | ||
19 | Служебное помещение | ||
20 | Служебное помещение | ||
21 | Служебное помещение | ||
22 | Искусство средневекового Азербайджана |
|
|
23 | Салтыковская лестница | Часть нижней площадки лестницы отгорожена и используется как служебное помещение. | |
24 | Кутузовский коридор |
|
|
25 | Служебное помещение | ||
26 | Зал культуры и искусства кочевых племен Алтая VI—IV вв. до н. э. |
Бывшая
Дворцовая гауптвахта
|
|
27 | Вестибюль Салтыковского подъезда | ||
28 | Зал культуры и искусства кочевых племен Алтая VI—IV вв. до н. э. (2) | ||
29 | Зал культуры и искусства кочевых племен Алтая VI—IV вв. до н. э. (3) | ||
30 | Культура Тувы скифского периода | ||
31 | Южная Сибирь и Забайкалье в железном веке и раннем Средневековье |
|
|
32 | Зал культуры и искусства кочевых племен Саяно-Алтая и Южной Сибири VI—XIII вв. |
|
|
33 | Кутузовский коридор. Европа в эпоху Великого переселения народов и раннего средневековья |
|
|
34 | Южная Сибирь и Забайкалье в железном веке и раннем средневековье | ||
35 | |||
36 | |||
37 | |||
38 | Средняя Азия. Древность и раннее средневековье |
|
|
39 | Средняя Азия. Древность и раннее средневековье (2) | ||
40 | |||
41 | Золотая кладовая Эрмитажа | ||
42 | Золотая кладовая Эрмитажа | ||
43 | Золотая кладовая Эрмитажа | ||
44 | Золотая кладовая Эрмитажа | ||
45 | Золотая кладовая Эрмитажа | ||
46 | Средняя Азия. Древность и раннее средневековье (3) | ||
47 | Средняя Азия. Древность и раннее средневековье (4) |
|
|
48 | Зал культуры и искусства доисламской Средней Азии |
|
|
49 | Средняя Азия. Древность и раннее средневековье |
|
|
50 | Средняя Азия. Древность и раннее средневековье (2) |
|
|
51 | Средняя Азия. Древность и раннее средневековье (3) |
|
|
52 | Средняя Азия. Древность и раннее средневековье (4) | ||
53 | Средняя Азия. Древность и раннее средневековье (5) |
|
|
54 | Средняя Азия. Древность и раннее средневековье (6) |
|
|
55 | Южный Кавказ к. II-нач. I тыс. до н. э. | ||
56 | Зал культуры и искусства Урарту |
|
|
57 | Мощевая Балка — археологический памятник на Северокавказском шелковом пути | ||
57а | Могильник Мощевая Балка |
|
|
58 | Культура и искусство Дагестана |
|
|
59 | Культура и искусство Дагестана (2) |
|
|
60 | Культура и искусство Дагестана (3) | ||
61 | История и культура Золотой Орды |
|
|
62 | Зал культуры и искусства Грузии | ||
63 | Зал культуры и искусства Армении |
|
|
63а | Зал культуры и искусства Армении | ||
64 | |||
65 | Оружейное искусство Востока XV—XIX вв. |
Первоначально зал являлся вестибюлем дворцового театра
(Оперного дома)
, однако театр был разобран ещё в конце XVIII века, а сам вестибюль был разделён на несколько помещений и в нём возведён антресольный этаж. Впоследствии здесь размещались канцелярские комнаты дворцового правления. В 1926—1932 годах все небольшие комнаты, включая антресольный этаж, были снесены и восстановлена первоначальная планировка Растрелли. До 1945 года зал назывался
Большой зал
или
Зал на площадь
и в нём выставлялся макет
московского метро
. После
Великой Отечественной войны
получил своё современное название —
Белоколонный зал
и в нём была создана постоянная экспозиция восточного оружия.
|
|
66 | История и культура Золотой Орды | ||
67 | |||
68 | История и культура Золотой Орды (2) | ||
69 | История и культура Золотой Орды (3) |
|
|
70 | Служебное помещение | ||
71 | Октябрьская лестница |
По другим данным — служебное помещение в северо-восточном ризалите Зимнего дворца
|
|
72 | Служебное помещение | ||
73 | Служебное помещение | Нижняя площадка служебной Первобытной лестницы . В XIX веке из этого зала был пробит выход на Дворцовую набережную, так называемый Запасный (Министерский) подъезд ; этот подъезд был ликвидирован в конце 1945 года . | |
74 | |||
75 | Служебное помещение | ||
76 | Растреллиевская галерея | До 1917 года — Кухонный коридор. В настоящее время — зона отдыха посетителей. | |
77 | Большой кафетерий | ||
78 | Служебное помещение | ||
79 | Музейный магазин | ||
80 | |||
81 | Компьютерный зал | ||
82 | Музейный магазин | ||
83 | Малый кафетерий | ||
84 | Зона отдыха для посетителей | ||
85 | До 2019 года в зале выставлялись коптские ткани , затем зал был закрыт на реконструкцию. С 2021 года используется как выставочное помещение Отдела Древнего Востока. | ||
86 | Зал используется для проведения временных выставок Отдела Древнего Востока. | ||
87 | Зал используется для проведения временных выставок Отдела Древнего Востока. | ||
88 | Зал используется для проведения временных выставок Отдела Древнего Востока. | ||
89 | Зал культуры и искусства древнего Ближнего Востока |
|
|
90 | Зал культуры и искусства древнего Ближнего Востока (2) |
|
|
91 | Зал культуры Пальмиры |
|
|
92 | Служебное помещение | ||
93 | Служебное помещение | ||
94 | Служебное помещение | ||
95 | Служебное помещение | ||
96 | Служебное помещение | ||
97 | Малый Комендантский коридор | Зона отдыха для посетителей | |
98 | Комендантский гардероб | ||
99 | Большой комендантский коридор | Входная зона и вестибюль Комендантского подъезда Зимнего дворца, нижняя площадка Комендантской лестницы | |
100 | Зал Древнего Египта |
Создан в 1940 г. по проекту
А. В. Сивкова
на месте
Главного буфета Зимнего дворца
.
|
Фото | № | Раздел | Описание |
---|---|---|---|
Античный мир
|
|||
106 | Римская скульптура II—III вв. |
Первоначально —
Кабинет скульптуры
. Ранее здесь выставлялся
Скорчившийся мальчик
. В 1938—1939 годах архитектором
А. В. Сивковым
в зале сделан переход в Малый Эрмитаж и Зимний дворец
.
|
|
107 | Зал Юпитера. Искусство Древнего Рима I—IV веков |
Первоначально —
Первый зал новейшей скульптуры
.
|
|
108 | Античный дворик или Зал Ауры. Античная декоративная скульптура |
Первоначально
Зал древней скульптуры
. Отделка зала П. Катоцци,
А. И. Теребенев
и другие
.
|
|
109 | Зал Диониса. Римская декоративная скульптура |
|
|
110 | Вестибюль Главного подъезда и нижняя площадка парадной лестницы Нового Эрмитажа |
В вестибюле Главного подъезда выставляются римские копии греческих статуй IV до н. э., нижняя площадка лестницы используется как зона отдыха посетителей, подлестничное пространство занято под служебные помещения.
|
|
111 | Зал искусства Древней Греции периода архаики и ранней классики | По проекту зал предназначался для одной из библиотек императорского музея, но был задействован как Зал русской скульптуры , с 1859 года — Зал рисунков . | |
112 | Зал Афины. Искусство Древней Греции эпохи классики |
Зал предназначался для одной из библиотек императорского музея, первоначально —
Зал манускриптов
.
|
|
113 | Овальный зал. Искусство Древней Греции конца VI — начала IV вв. до н. э. |
Первоначально —
Зал археологии
|
|
114 | Зал Геракла. Искусство Древней Греции IV в. до н. э. |
Зал предназначался для одной из библиотек императорского музея.
|
|
115 | Зал культуры и искусства античных городов Северного Причерноморья |
Зал предназначался для одной из библиотек императорского музея. Ныне здесь экспонируются
Мирмекийский саркофаг
и другие находки из Северного Причерноморья.
|
|
116 | Зал культуры и искусства античных городов Северного Причерноморья (2) |
Зал предназначался для одной из библиотек императорского музея.
|
|
117 | Зал культуры и искусства античных городов Северного Причерноморья (3) | Первоначально в зале располагалась Библиотека Вольтера . | |
118 | Зал ваз |
Первоначально —
Зал гравюр
.
|
|
119 | Античная колонизация Северного Причерноморья |
В советское время в зале располагалась одна из экспозиций, посвящённых Античному миру; в конце 1970-х зал был закрыт и использовался как служебное помещение; в 2010-х годах проведена капитальная реставрация помещения и в конце декабря 2019 года в зале вновь была развёрнута экспозиция посвящённая античности —
Античная колонизация Северного Причерноморья
.
|
|
120 | Зал резных камней (2) |
Первоначально — планировался
Кабинет рисунков
, но в итоге была размещена
Галерея древностей Боспора Киммерийского
|
|
121 | Зал культуры и искусства эпохи эллинизма |
Первоначально —
Зал древностей Боспора Киммерийского
и предназначался для памятников Херсонеса Таврического
.
|
|
122—126 | Бриллиантовая (Особая) кладовая | ||
127 | Зал Августа. Искусство Рима эпохи Республики и ранней Империи |
Ранее на месте зала было два небольших помещения и сквозной проезд из юго-западного в северный двор Нового Эрмитажа, затем
Кабинет скульптуры
.
|
|
128 | Зал Большой вазы. Искусство Рима эпохи императоров Траяна и Адриана, конец I—II в. |
Зал должен был стать главным вестибюлем императорского Нового Эрмитажа.
|
|
129 | Помпеянский зал. Прикладное искусство Римской империи |
Первоначально —
Кабинет египетской скульптуры
|
|
130 | Двадцатиколонный зал. Искусство Древней Италии VII—III веков до новой эры |
Первоначально —
Зал греко-этрусских ваз
.
|
Фото | № | Раздел | Примечание |
---|---|---|---|
143 | Древнерусская иконопись XIV — начала XVIII века |
Залы 143—146 долгое время были закрыты для посетителей и частично использовались как служебные помещения, с марта 2020 года в них развёрнута постоянная экспозиция русских икон XIV — начала XVIII века.
|
|
144 | Древнерусская иконопись XIV — начала XVIII века |
|
|
145 | Древнерусская иконопись XIV — начала XVIII века |
|
|
146 | Древнерусская иконопись XIV — начала XVIII века |
|
|
147 | Древнерусская культура |
|
|
148 | Древнерусская культура |
|
|
149 | Древнерусская культура |
|
|
150 | Культура Московского царства |
Часть зала отгорожена и является площадкой служебной
Конторской лестницы
|
|
151 | Портретная галерея дома Романовых | Первоначально — Помпейская галерея , построена после пожара 1837 года по проекту В. П. Стасова на месте нескольких небольших залов, перестроена в 1886 году по проекту А. М. Горностаева | |
152 | Выставочный зал Восточной галереи | Используется для проведения временных выставок. До 1946 года вместе с залом 399 составлял одно двухсветное помещение, в нём была размещена оранжерея - «Помпейский сад Зимнего дворца». В ходе реконструкции 1946—1947 годов на уровне 3-го этажа было возведено перекрытие и образован зал 399, отданный под нумизматические коллекции . | |
153 | Портретная галерея дома Романовых |
Интерьер 1880-х годов.
|
|
154 | Малая (Сретенская) церковь |
После Октябрьской революции церковь была закрыта и использовалась как служебное помещение — реставрационные мастерские. Здесь была проведена реставрация «
Данаи
»
Рембрандта
. В 2018—2021 году церковные интерьеры были восстановлены и 5 мая 2021 года зал был открыт для публики
.
|
|
155 | Арапский зал или Большая столовая | Зал создан А. П. Брюлловым после пожара 1837 года, в отделке использованы лепные медальоны по рисункам Б. Торвальдсена .Название получил от того, что когда он использовался как столовая в нём прислуживали арапы (эфиопы). В настоящее время используется для проведения временных выставок . | |
156 | Ротонда |
Архитектор
О. Монферран
, после пожара 1837 года восстановлен А. П. Брюлловым.
Экспозиция «Галерея Петра Великого», обновленная открыта в январе 2022 года.
|
|
157 | Экспозиция «Галерея Петра Великого», обновленная открыта в январе 2022 года. | ||
158 |
Экспозиция «Галерея Петра Великого», обновленная открыта в январе 2022 года.
|
||
159 | Зал русской культуры первой половины XVIII века | Обновленная экспозиция «Культура России в первой половине XVIII века», посвященная Петру и Елизавете, должна открыться в течение 2022 года. | |
160 | Зал русской культуры первой половины XVIII века (2) | Обновленная экспозиция «Культура России в первой половине XVIII века», посвященная Петру и Елизавете, должна открыться в течение 2022 года. | |
161 | Зал русской культуры |
Первоначально —
Гимнастическая комната великих князей или Корабельная
.
Обновленная экспозиция «Культура России в первой половине XVIII века», посвященная Петру и Елизавете, должна открыться в течение 2022 года. |
|
162 | Обновленная экспозиция «Культура России в первой половине XVIII века», посвященная Петру и Елизавете, должна открыться в течение 2022 года. | ||
163 | Обновленная экспозиция «Культура России в первой половине XVIII века», посвященная Петру и Елизавете, должна открыться в течение 2022 года. | ||
164 | Обновленная экспозиция «Культура России в первой половине XVIII века», посвященная Петру и Елизавете, должна открыться в течение 2022 года. | ||
165 | Обновленная экспозиция «Культура России в первой половине XVIII века», посвященная Петру и Елизавете, должна открыться в течение 2022 года. | ||
166 | Обновленная экспозиция «Культура России в первой половине XVIII века», посвященная Петру и Елизавете, должна открыться в течение 2022 года. | ||
167 | Зал русской культуры второй половины XVIII века | ||
168 | Зал русской культуры второй половины XVIII века | ||
168а | Ванная | На схемах этот зал также фигурирует под № 945 | |
169 | Зал русской культуры второй половины XVIII века | Первоначально — Библиотека | |
170 | Зал русской культуры второй половины XVIII века | ||
171 | Зал русской культуры второй половины XVIII века (2) | ||
172 | |||
173 |
|
||
174 | |||
175 | Интерьер в неорусском стиле | ||
176 | Интерьер эпохи модерн | ||
177 | Интерьер в неоклассическом стиле | ||
178 | Библиотека Николая II | Архитектор А. Ф. Красовский. 1894—1895 годы | |
179 | Курительная комната | ||
180 | Гостиная в стиле «второго» рококо | ||
181 | Экспозиция: Помпейская столовая | Бывший Кабинет императора Николая II. Представлены предметы, сохранившиеся от первоначального убранства «Помпейской столовой», оформленной в 1836—1839 годах А. П. Брюлловым. | |
182 | Готический кабинет |
Мебельный гарнитур сделан в 1830-х годах для усадьбы Голицыных-Строгановых «Марьино» фирмой братьев Э. и П. Гамбсов.
|
|
183 | Будуар 1840—1850 гг. | Бывшая Уборная императрицы Александры Федоровны (архитектор А. Красовский, 1894—1895). Поставлен гарнитур Розовой гостиной (не сохранилась) Зимнего дворца, созданной по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1846—1847 гг. | |
184 | Экспозиция: Гостиная усадебного дома | Архитекторы А. П. Брюллов и А. Ф. Красовский | |
185 | Экспозиция: Зал Гамбса | ||
186 | Зал Росси | ||
187 | Гостиная Зимнего дворца | Архитектор А. Ф. Красовский | |
188 | Помпейская, или Малая столовая | До пожара 1837 года — неиспользуемое помещение, подготавливаемое к отделке. После пожара зал отделан по проекту А. П. Брюллова с учётом проекта 1831 года и с использованием заготовленных ещё тогда расписанных панелей. Перестроен в 1894 году по проекту Р. Ф. Мельцера. В октябре 1917 года в этом зале было арестовано Временное правительство России . | |
189 | Малахитовая гостиная |
А. П. Брюллов, 1839.
Парадная гостиная императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. |
|
190 | Концертный зал |
Создан архитектором Д. Кваренги, восстановлен В. П. Стасовым после пожара 1837 года со значительными изменениями. В 1979—1981 годах была проведена капитальная реставрация росписей
.
|
|
191 | Николаевский зал | Создан архитектором Д. Кваренги, воссоздан В. П. Стасовым после пожара 1837 года со значительными изменениями . Главный зал Невской парадной анфилады предназначался для официальных церемоний и балов. | |
192 | Аванзал |
Первый зал Парадной Невской анфилады. Создан по проекту Растрелли, перестроен в 1793 году Д. Кваренги, восстановлен архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 г. с сохранением интерьеров Д. Кваренги. Используется для проведения временных выставок
.
|
|
193 | Фельдмаршальский зал |
Зал открывает Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Интерьер восстановлен после пожара 1837 г. В. П. Стасовым близко к проекту О. Р. де Монферрана (1833—1834).
|
|
194 | Петровский (Малый тронный) зал |
Создан в 1833 г. О. Монферраном и восстановлен после пожара 1837 г. В. П. Стасовым
|
|
195 | Гербовый зал |
Первоначально на месте зала была
Светлая галерея
, созданная по проекту Ф. Б. Растрелли, и ряд небольших помещений. Галерея была в XVIII веке перестроена Ю. М. Фельтеном с расширением в сторону двора и в итоге преобразована в
Белый зал
. После пожара 1837 года зал частично восстановлен В. П. Стасовым с присоединением к нему ещё нескольких маленьких комнат. В 1942 году в Зимний дворец попал немецкий снаряд и пробил потолок зала и значительно повредив интерьеры; зал восстановлен к 7 ноября 1946 года
. В настоящее время используется для проведения временных выставок.
|
|
196 | Пикетный зал | Создан по проекту В. П. Стасова в 1838 г. и предназначался для разводов дворцового караула — пикета | |
197 | Военная галерея 1812 года | Создана по проекту К. И. Росси в 1826 г., перестроена В. П. Стасовым после пожара 1837 года с присоединением небольшого зала со стороны Дворцовой церкви . | |
198 | Георгиевский (Большой тронный) зал |
Создан в начале 1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение Дж. Кваренги.
|
|
199 | Служебное помещение | ||
200 | Министерский коридор | ||
201 | Министерский коридор | ||
202 |
Фото | № | Раздел | Примечание |
---|---|---|---|
203 | |||
204 | Павильонный зал |
Первоначально на этом месте был небольшой
Центральный (Двухсветный) зал
, оранжерея —
Тёплый сад
, Кабинет мозаичных картин и три маленьких помещения. Перестроены в один общий зал архитектором А. И. Штакеншнейдером в 1850—1858 году с частичным сохранением архитектурного декора и членений
. Часы
Павлин
первоначально располагались в Среднем отсеке Восточной галереи (зал 256)
.
|
|
205 |
Фото | № | Раздел | Примечание |
---|---|---|---|
206 | Советская лестница |
Архитектор А. И. Штакеншнейдер, сер. XIX века
|
|
207 | Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII—XV вв. |
Первый зал Невской анфилады Старого (Большого) Эрмитажа. Архитектор Д. Кваренги. Первоначально —
Зал Рембрандта
, в 1850-е годы перестроен А. И. Штакеншнейдером
. Бывшая
Парадная приемная.
|
|
208 | Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIV—XV вв. |
|
|
209 | Зал искусства Италии эпохи Возрождения XV в. |
|
|
210 | Зал искусства Италии эпохи Возрождения XV в. (2) |
|
|
211 | Зал искусства Италии эпохи Возрождения XV в.(3) |
|
|
212 | Зал искусства Италии эпохи Возрождения XV — нач. XVI вв. |
|
|
213 | Зал искусства Италии эпохи Возрождения XV в. (4) |
|
|
214 | Зал Леонардо да Винчи |
Большой зал Невской анфилады.
Архитектор Д. Кваренги, перестроен А. И. Штакеншнейдером в 1850-е годы .
|
|
215 | Зал школы Леонардо да Винчи |
|
|
216 | Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI в. |
Последний зал Невской анфилады Старого Эрмитажа, бывшая
Угловая приемная.
Архитектор А. И. Штакеншнейдер, 1850-е.
|
|
217 | Зал искусства Венеции XV—XVI вв. |
Надворная анфилада Старого Эрмитажа.
|
|
218 | Зал искусства Венеции XVI вв. |
|
|
219 | Зал искусства Венеции XVI в. (2) |
|
|
220 | Зал искусства Венеции XVI в. (3) |
|
|
221 | Зал Тициана |
|
|
222 | Зал искусства Венеции XVI в. (4) |
|
|
223 | Зал декоративно-прикладного искусства Венеции XV—XVI вв. |
|
|
224 | Контроль Эрмитажного театра |
|
|
225 | Фойе Эрмитажного театра |
Переходная галерея в зрительный зал из Большого Эрмитажа. Архитектор Л. Бенуа, 1903 г.
Иногда используется для выставок. |
Фото | № | Раздел | Примечание |
---|---|---|---|
226 | Северный кабинет |
|
|
227 | Лоджии Рафаэля | Архитектор Дж. Кваренги , 1780-е годы; в 1840-х годах перестроены Л. фон Кленце при строительстве здания Нового Эрмитажа. Витрины под окнами используются для проведения временных выставок | |
228 | Итальянское искусство XV—XVI веков: майолика | ||
229 | Зал Рафаэля |
В отделке зала участвовал
А. И. Теребенев
. Первоначально —
Зал камей
|
|
230 | Зал фресок Рафаэля |
Зал служил «Кабинетом отдохновения» императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I).
|
|
231 | Итальянский кабинет |
|
|
232 | Итальянский кабинет (2) |
|
|
233 | Итальянский кабинет (3) |
|
|
234 | Итальянский кабинет (4) |
|
|
235 | Итальянский кабинет (5) |
|
|
236 | Итальянский кабинет (6) |
|
|
237 | Малый итальянский просвет |
Первоначально —
Зал испанской школы
|
|
238 | Большой итальянский просвет |
Архитектор перекрытия-просвета П. Очаков, в отделке зала участвовал А. И. Теребенев
|
|
239 | Испанский просвет |
|
|
240 | Испанский кабинет |
|
|
241 | Галерея истории древней живописи . Экспозиция: Европейская скульптура XIX в. |
Преддверие картинной галереи Императорского музея. На стенах 80 картин на сюжеты из древнегреческих мифов и литературных источников.
Иоганн Георг Хильтеншпергер
выполнил их восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике энкаустики.
|
|
242 | Парадная лестница Нового Эрмитажа |
На галерее верхней площадки выставляется европейская скульптура XVIII века
|
|
243 | Рыцарский зал |
Первоначально —
Зал монет и медалей
|
|
244 | Двенадцатиколонный зал | Первоначально — Зал монет и медалей, в советское время — выставочный зал отделения Западноевропейского рисунка, чьё хранилище размещалось на хорах зала . В настоящее время используется для проведения временных выставок. | |
245 | Зал Снейдерса |
По проекту в нём предполагался
Зал монет и медалей
, но был размещён
Зал русской школы
, до 1892 года в нём выставлялись «
Последний день Помпеи
» и «
Медный змий
»
.
|
|
246 | Зал Ван Дейка |
Первоначально —
Зал русской школы
, до 1892 года в нём выставлялся «
Девятый вал
»
.
|
|
247 | Зал Рубенса |
|
|
248 | Зал фламандской и голландской живописи |
|
|
249 | Шатровый зал. Голландская живопись XVII в. |
Первоначально —
Зал Голландской и фламандской школ
|
|
250 | Голландская живопись XVII в. |
Первоначально —
Зал немецкой школы
|
|
251 | Голландская живопись XVII в. |
Первоначально —
Зал картин фламандской школы
, затем —
Квадратный зал
.
|
|
252 | Голландское искусство XVII века |
Первоначально —
Кабинет немецкой школы
, затем
Зал голландского натюрморта
|
|
253 | Школа Рембрандта |
Первоначально —
Галерея фламандской школы
, в советское время — закрытое для посещения хранилище снятых с экспозиции картин
|
|
254 | Зал Рембрандта |
Первоначально —
Зал французской школы
.
|
Фото | № | Раздел | Примечание |
---|---|---|---|
255 |
Искусство Германии XV—XVIII вв.
|
Восточная (Петровская) галерея Малого Эрмитажа
. Имя Петровской галерея получила от того, что в ней первоначально располагалась коллекция станков Петра I
.
|
|
256 | Восточная (Петровская) галерея Малого Эрмитажа. Средний отсек . В отделке галереи принимал участие А. И. Теребенев. Первоначально в этом отсеке располагались часы «Павлин» | ||
257 | Искусство Голландии 2-я половина XVII—XVIII вв.. | Восточная (Петровская) галерея Малого Эрмитажа , первоначально — Галерея драгоценных вещей . | |
258 |
Зал искусства Фландрии, Голландии и Нидерландов XVII в.
,
Нидерландская живопись XVI—XVII вв. |
Переход между Малым Эрмитажем и Зимним дворцом, Переход между Новым и Малым Эрмитажами
|
|
259 | Романовская галерея Малого Эрмитажа. Экспозиция: Европейское средневековье |
|
|
260 | Аполлонов зал |
Первоначально на этом месте была арка, соединяющая Малый Эрмитаж с Зимним дворцом, в 1793 году по проекту Д. Кваренги поверх арки сооружён зал. После пожара 1837 года восстановлен П. В. Стасовым со значительной переделкой интерьеров. В советское время в зале выставлялось прикладное искусство Нидерландов
. В настоящее время используется для проведения временных выставок, как правило здесь показываются наиболее значительные отреставрированные картины перед их возвращением в основную экспозицию или проводятся выставки одной картины из других музеев.
|
|
261 | Романовская галерея Малого Эрмитажа. Искусство Нидерландов XV века |
|
|
262 | Романовская галерея Малого Эрмитажа. Искусство Нидерландов |
|
Фото | № | Раздел | Примечание |
---|---|---|---|
263 | |||
264 | |||
265 | |||
266 | |||
267 | |||
268 | |||
269 |
|
||
270 | Предцерковный зал | ||
271 | Большая церковь Зимнего дворца | Восстановлена В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Плафон в притворе написан П. В. Басиным , угловые росписи в главном зале (четыре евангелиста) работы Ф. А. Бруни . | |
272 | Прикладное искусство Франции XV—XVII веков | ||
273 | Зал искусства Франции XVI в. |
|
|
274 | Зал искусства Франции XVI в. (2) | ||
275 | Зал искусства Франции XVI в. (3) |
|
|
276 | Зал искусства Франции XVII в. |
|
|
277 | Зал искусства Франции XVII в. (2) | ||
278 | Зал искусства Франции XVII в. Зал Бурдона |
|
|
279 | Зал искусства Франции XVII в. Зал Пуссена |
Бывшая
Гостиная Второй запасной половины,
оформленной А. П. Брюлловым после пожара 1837 г.
|
|
280 | Зал искусства Франции XVII в. Зал Лоррена |
Один из залов Второй запасной половины, оформленной А. П. Брюлловым после пожара 1837 г.
|
|
281 | Зал искусства Франции XVII в. (2) |
|
|
282 | Александровский зал | Создан А. П. Брюлловым после пожара 1837 года на месте Кавалергардского зала как зал памяти императора Александра I. Ранее в нём выставлялись картины Б. П. Виллевальде , посвящённые Заграничным походам 1813—1814 годов . | |
283 | Зал искусства Франции XVIII в. | Первоначально — 1-й зал военных картин , ранее здесь выставлялись полотна А. Е. Коцебу , посвящённые сражениям XVIII века . | |
284 | Зал искусства Франции XVIII века |
Зал входил в анфиладу созданных А. Брюлловым после пожара 1837 г. пяти Залов военных картин —
2-й зал военных картин
, ранее здесь выставлялись полотна
А. Е. Коцебу
, посвящённые сражениям XVIII века
.
|
|
285 | Зал искусства Франции XVIII века (2) |
Зал входил в анфиладу созданных А. Брюлловым после пожара 1837 г. пяти Залов военных картин,
3-й зал военных картин
, ранее здесь выставлялись полотна
П. фон Хесса
, посвящённые сражениям Отечественной войны 1812 года.
|
|
286 |
Зал входил в анфиладу созданных А. Брюлловым после пожара 1837 г. пяти Залов военных картин —
4-й зал военных картин
, ранее здесь выставлялись полотна
А. Е. Коцебу
и
А. К. Айвазовского
, посвящённые морским сражениям 1-й половины XIX века
.
|
||
287 | Зал искусства Франции XVIII века (3) | ||
288 |
Зал искусства Франции XVIII века
(3) |
|
|
289 | Белый зал |
Cоздан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте нескольких небольших помещений. В настоящее время в зале экспозиция искусства Франции XVIII века
.
|
|
290 | |||
291 | |||
292 | Зал прикладного искусства Франции XVII—XVIII вв. | Апартаменты в Первой запасной половине, зал был оформлен А. П. Брюлловым после пожара 1837 г. в стиле французского Ренессанса | |
293 | |||
294 | Зал прикладного искусства Франции XVII—XVIII вв. (2) | Бывшая Большая гостиная в апартаментах Первой запасной половины, оформленной А. П. Брюлловым после пожара 1837 г. | |
295 | |||
296 | Зал прикладного искусства Франции XVII—XVIII вв. (3) | Бывший Большой кабинет в апартаментах Первой запасной половины, оформленной А. П. Брюлловым после пожара 1837 г. | |
297 | |||
298 | Зал искусства Великобритании |
Бывшая
Спальня Первой запасной половины Зимнего дворца
, оформленная А. П. Брюлловым после пожара 1837 г
|
|
299 | Зал искусства Великобритании (2) |
|
|
300 | Зал искусства Великобритании (3) |
Бывший Малый кабинет Первой запасной половины (арх. А. П. Брюллов, 1840-е)
|
|
301 | Зал искусства Великобритании (4) |
|
|
302 |
|
||
303 | Тёмный коридор | ||
304 | Золотая гостиная. Апартаменты императрицы Марии Александровны | Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, создан А. П. Брюлловым в 1838—1841 гг., в 1850-х годах интерьер частично изменён А. И. Штакеншнейдером. В настоящее время в зале выставлена коллекция западноевропейских резных камней . | |
305 | Малиновый кабинет. Апартаменты императрицы Марии Александровны | Зал создан по проекту А. П. Брюллова после пожара 1837 года, в 1846 году полностью перестроен по проекту А. И. Штакеншнейдера . | |
306 | Будуар. Апартаменты императрицы Марии Александровны | Зал создан по проекту А. П. Брюллова после пожара 1837 года, в 1853 году полностью перестроен по проекту Г. А. Боссе . | |
307 | Синяя спальня. Апартаменты императрицы Марии Александровны | Архитектор А. П. Брюллов | |
308 | Зеленая столовая. Апартаменты императрицы Марии Александровны | Архитектор А. И. Штакеншнейдер. В настоящее время в зале выставлена коллекция западноевропейских резных камней . |
Залы 314—350 созданы после реконструкции 1928—1930 годов на месте бывших Фрейлинских комнат (общим числом более 50) и Большого и Малого Фрейлинских коридоров и первое время использовались как служебные помещения. С декабря 1945 года до конца 2014 года в этих залах выставлялась французская живопись и скульптура XIX—XX веков. С декабря 2014 года экспозиция французского искусства находится в здание Главного штаба , а освободившиеся залы использовались для проведения временных выставок. В 2018—2021 годах залы были закрыты на реставрацию, по окончании которой в них были размещены «Запасная галерея европейской живописи XVII—XVIII веков» (залы 314, 316—323, 343—350) и «Запасная галерея памятников искусства Центральной Азии II—XIX веков» (залы 333—342). 28 мая 2021 года была открыта для публики Запасная галерея европейской живописи , а 17 июля того же года — Запасная галерея памятников искусства Центральной Азии
Фото | № | Раздел | Примечание |
---|---|---|---|
314 | Портреты русских императоров |
|
|
315 | До 2014 года — зал Родена | ||
316 | Мастера немецкой школы XVII века | До 2014 года в залах 316—318 выставлялась живопись постимпрессионистов | |
317 | Европейский портрет XVII века | ||
318 | Мастера итальянской школы XVII века | До 2014 года в залах 318—320 выставлялась живопись импрессионистов | |
319 | Европейский натюрморт XVII—XVIII века | ||
320 | Европейский натюрморт XVII—XVIII века | До 2014 года в залах 320—330 выставлялась французская живопись эпохи романтизма, а также реалистическое искусство | |
321 | Зал «бытового жанра» XVII века | ||
322 | Европейский пейзаж XVII века | ||
323 | Европейский пейзаж XVII века | До 2014 года — зал Парижского салона | |
324 | До 2014 года — зал Парижского салона | ||
325 | |||
328 | |||
329 | |||
330 | Зал Хендрика Голциуса | До 2014 года — зал Парижского салона | |
331 | Рубенс и северное барокко | До 2014 года в зале выставлялась французская живопись эпохи классицизма | |
332 | Караваджисты (картины мастеров римской, фламандской, французской школ живописи XVII в.) | До 2014 года в зале выставлялась французская живопись эпохи классицизма | |
333 | Предварение Запасных галерей искусства Азии и Европы. | ||
334 | Живопись Тибета ( тангка ) | ||
335 | Живопись Хара-Хото |
|
|
336 | Фрески Турфана |
|
|
337 | Фрески Турфана |
|
|
338 | Фрески Турфана |
|
|
339 | Фрески Кучарского оазиса | ||
340 | Согдийские фрески Уструшана | ||
341 | Согдийские фрески Пенджикента |
|
|
342 | Скульптура Юго-Восточной Азии |
|
|
343 | Итальянские мастера XVII века | До 2014 года выставлялась живопись группы Наби и скульптура Майоля и Бурделя . | |
344 | Зал Луки Джордано и Джованни Батисты Питтони | До 2014 года в залах 344—346 выставлялась живопись Матисса . | |
345 | Французский портрет XVIII века | ||
346 | Автопортреты и портреты художников | ||
347 | Парадный портрет европейских монархов XVIII века | До 2014 года в залах 347—348 выставлялся Пикассо | |
348 | Европейская неоклассика второй половины XVIII века | ||
349 | Европейский пейзаж XVIII века | До 2014 года выставлялась живопись фовистов и скульптура Майоля и Бурделя | |
350 | Зал Бернардо Белотто |
До 2014 года выставлялась живопись фовистов
|
|
351 | В зале отсутствует экспозиция, и он служит проходным помещением от верхней площадки Салтыковской лестницы (зал 380) к бывшему Камер-юнгферскому коридору (зал 359). Также в нём расположен временный пост охраны Эрмитажа. | ||
351а | Залы 351а—356 временно закрыты для публики и используются как служебные помещения. | ||
352 | Зал перестроен в конце XIX века из нескольких небольших помещений и использовался как Гимнастическая комната . В 1928—1929 годах прошел капитальную реставрацию | ||
353 | |||
354 | |||
355 | |||
356 | |||
357 | Зал культуры и искусства Китая |
Бывшая
Бильярдная
|
|
358 | Зал нэцке |
|
|
359 | Зал культуры и искусства Китая. Синьцзян | Первоначально здесь находился Камер-юнгферский коридор , в полу которого были пробиты световые окна для освещения Тёмного коридора (зал 303). Перестроен в экспозиционные залы в 1929—1930 годах с закладкой световых колодцев на 2-й этаж. Постоянная экспозиция искусства Китая и Востока в бывшем Камер-юнгферском коридоре и примыкающих к нему залов развёрнута в 1939 году . | |
359а | Зал культуры и искусства оазисных городов-государств Восточного Туркестана: Турфан |
|
|
360 | Зал памятников монастыря «Пещеры 1000 будд». Дуньхуан |
|
|
361 | Зал памятников монастыря «Пещеры 1000 будд». Дуньхуан (2) |
|
|
362 | Зал искусства тангутского государства Западное Ся (982—1227) из Хара -Хото |
|
|
363 | Зал искусства тангутского государства Западное Ся (982—1227) из Хара -Хото (2) |
|
|
364 | Зал буддийского искусства Монголии и Тибета |
|
|
365 | Зал буддийского искусства Монголии и Тибета (2) |
|
|
366 | Археологические памятники Монголии XIII века. |
|
|
367 | Ноин-Ула — археологический комплекс кочевой культуры азиатских гуннов (сюнну), северная Монголия |
|
|
368 | Искусство Индии I—XIX вв. Зал индийского оружия | ||
369 | Искусство Индии I—XIX вв. Зал индийской миниатюры | ||
370 | Искусство Индии I—XIX вв. Зал древней и средневековой скульптуры Индии |
|
|
375 | Зал культуры и искусства Японии |
|
|
376 | Зал культуры и искусства Японии (2) | Бывшие покои фрейлин. | |
380 | Салтыковская лестница. Искусство Византии | Верхняя площадка Салтыковской лестницы | |
381 | Искусство Византии IV—XV вв. Зал раннехристианских и византийских памятников IV—X вв. | ||
381а | Искусство Византии IV—XV вв. |
|
|
382 | Искусство Византии IV—XV вв. Зал памятников средне и поздневизантийского времени: X-середины XV вв. | ||
383 | Зал искусства и культуры Ближнего Востока исламского периода VIII—XII вв. |
|
|
384 | Зал искусства и культуры Ближнего Востока исламского периода XIII вв. |
|
|
385 | Искусство и культура стран Ближнего Востока XIII−XV веков: Мамлюкский султанат |
|
|
386 | Искусство и культура стран Ближнего Востока XIII−XV веков: Мамлюкский султанат |
|
|
387 | Искусство и культура стран Ближнего Востока XIII−XV веков: Мамлюкский султанат |
|
|
388 | Искусство исламского Ближнего Востока. Османская империя |
|
|
389 | Искусство исламского Ближнего Востока. Османская империя |
|
|
390 | Искусство исламского Ближнего Востока. Османская империя |
|
|
391 | Искусство Ирана III — начала XX вв. |
|
|
392 | Искусство Ирана после арабского завоевания |
Залы 392—397 долгое время использовались для проведения временных выставок Отдела Востока, в 2018—2021 годах прошли реставрацию и 9 декабря 2021 года в них была открыта для посещения обновлённая экспозиция искусства Персии/Ирана III—XIX веков
|
|
392а | Персидские рукописи, миниатюры и рисунки | Зал образован из двух отгороженных частей залов 394 и 395 и долгое время являлся служебным помещением. | |
393 |
|
||
394 | Художественная керамика Ирана XV—XVII веков |
|
|
395 | Художественная керамика Ирана XVII—XVIII веков |
|
|
396 | Художественный металл Ирана XV—XVIII веков |
|
|
397 | Иран при Каджарах |
|
|
398 | Нумизматические коллекции | ||
399 | Медальное искусство |
До 1946 года вместе с залом 152 составлял одно двухсветное помещение, в нём была размещена оранжерея — «Помпейский сад Зимнего дворца». В ходе реконструкции 1946—1947 годов на уровне 3-го этажа было возведено перекрытие и образован зал 399, отданный под нумизматические коллекции
.
|
|
400 | Нумизматические коллекции |
|
Залы третьего этажа здания Нового Эрмитажа используются как служебные помещения.