Interested Article - Энкаустика
- 2020-08-12
- 1
Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — [искусство] выжигания ) — техника живописи , в которой связующим веществом красок является воск . Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера , отличающаяся яркостью и сочностью красок . В этой технике написаны многие раннехристианские иконы .
История
Техника энкаустики возникла в Древней Греции , её с успехом использовали мастера древних Помпей. Первым технику античной энкаустики исследовал в конце XVIII века И. Ф. Раффенштайн .
В 1936 году художник В. В. Хвостенко продолжил опыты и создал способ горячей полированной энкаустики, более стойкой для росписи внутренних помещений на твёрдых материалах .
Энкаустические краски состоят из воска, смолы, красящего пигмента и небольшого количества масла. Они могут быть от очень мягких до твёрдых, что зависит от количества смолы и пигмента, которые добавляются в воск. Для внутренних помещений нужна одна рецептура красок, а для наружных росписей другая. Энкаустические краски надо иметь всех оттенков, как в пастели, так как восковая краска быстро остывает и следует быстро и точно класть нужный мазок. Энкаустическими красками можно писать на твёрдом материале — мраморе , шифере , кирпиче, цементе, а также на досках и полете. Техника работы восковыми красками может быть горячей и холодной. Художник работает не только кистью, но и электрическим паяльником и стальными пластинками типа лезвий .
Елеодорский воск
Елеодорский воск (пуни́йский воск, карфаге́нский воск) — краска на основе воска . Упоминается в « Естественной истории » Плиния Старшего .
Техника предполагает растапливание заранее приготовленных кусков воска, смешанных с краской, на огне, на металлической палитре. И накладывание их не только кистью, но и разогретой металлической палочкой.
Примеры
Наиболее известные образцы энкаустики — « фаюмские портреты » (по названию оазиса Фаюм в Египте , где были впервые найдены и описаны): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов. Эллинистическая техника энкаустики была использована в ранней иконописи , уступив позднее место темпере . Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образ Христа Пантократора ( VI век ), находящийся в Синайском монастыре .
-
Мученик и мученица (VI—VII века)
-
Св. Сергий и Вакх (VI—VII века)
-
Апостол Пётр (н. VI века)
Примечания
- ↑ Войтинская А. Техника энкаустики // Юный техник . — 1960. — № 6 . — С. 33-35 .
- (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней]) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Литература
- Кравченко А. С., Уткин А. П. Икона, «секреты ремесла». — М. : Style ALTD, 1993. — С. 107.
- Энкаустика: Искусство, пережившее тысячелетия / Послесл. . — М. : Советский художник , 1985. — 160 с. — (Искусство: проблемы, теория, практика). — 15 000 экз.
- Энкаустика: Искусство, пережившее тысячелетия. — М. : Олимпия Пресс, 2005. — 808 с. — 1000 экз. — ISBN 5-94299-061-1 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- . АНО «Православие и Мир» (14 ноября 2011). Дата обращения: 27 декабря 2014.
- 2020-08-12
- 1