Перемещённые культурные ценности
- 1 year ago
- 0
- 0
Культурные ценности — это материальные и нематериальные элементы, имеющие художественную, духовную, имущественную ценность, общечеловеческое значение, а также оказывающие эстетическое, мировоззренческое, научное и историческое воздействие на человека .
Впервые определение культурных ценностей было дано в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта в 1954 году . Эта конвенция ввела данное понятие в международную терминологию. В разных отраслях права могут применяться различные определения .
Рынок культурных ценностей и искусства — один из старейших инвестиционных рынков в мире. Существует также незаконный оборот культурных ценностей. Бороться с ним можно путем введения государственных реестров культурных ценностей, а также создания и распространения этических кодексов для торговцев культурными ценностями.
Экспертиза культурных ценностей — это особый тип бинарного взаимодействия субъекта и объекта, где количество субъектов и объектов может варьироваться от одного до бесконечности. Как технологический процесс, экспертиза представляет собой цикл из трех параллельных действий: научной атрибуции культурных ценностей, технико-технологического исследования материального носителя культурных ценностей и маркетингового анализа ценности культурных ценностей. Являясь оценкой моральных ожиданий ценителя, экспертиза культурных ценностей всегда содержит мнение и поэтому носит субъективный характер, который приобретает объективный статус после коллегиального утверждения результатов экспертизы. Основные параметры экспертизы культурных ценностей, отражающие степень ее научности: достоверность, вероятность, обоснованность .
Ценность — определенная объективная справедливость, которой обладает тот или иной субъект права: человек или группа людей.
Культурные ценности — это определенная сфера, которая, находясь в собственности частного лица, группы лиц или государства, представляется универсальной ценностью;
Общечеловеческая ценность — материальный объект, в котором раскрывается содержание духовной ценности, значимой для широкого круга субъектов, как отдельных людей, так и различных социальных групп.
Выдающаяся универсальная ценность — культурная ценность, значимая для мирового сообщества .
Любая культурная ценность (КЦ) по своему составу может быть представлена в виде формулы:
Универсальная культурная ценность (КЦ Σ ), выявленная с учётом реалий общественного устройства, может быть представлена в форме:
Идентификация культурной ценности (антиномия первого порядка): "материальное - духовное" указывает на динамический характер феномена культурных ценностей, присущих материальной статичной форме объекта реального мира.
При разрешении антиномии содержание понятия изначально, в момент обнаружения, сосредоточено в антитезе (духовной составляющей), а тезис (субъект - носитель духовности), представляет собой форму материального объекта, на который содержание из антитезы переносится посредством творческой деятельности членов общества .
Музейный предмет - предмет культуры, качество или особенности которого вызывают потребность общества в его сохранении, изучении и публичном представлении .
Процесс научной атрибуции культурной ценности: субъект атрибуции (S A ) соотносит некоторое количество визуально очевидных признаков и качественных показателей объекта атрибуции O A (a, b, c) некоторому количеству признаков (a i , b i , c i ) объекта (О i ), принадлежащему подмножеству представлений субъекта атрибуции — OS A , которое является проекцией мира универсума множества — О на сознание субъекта атрибуции.
Если, по мнению субъекта атрибуции, имеется соответствие некоторого класса признаков объекта O A (a, b, c) ∋ О i (a i , b i , c i ), то объекту атрибуции присваиваются имя и некоторые признаки объекта О i (a i , b i , c i ), который, вероятно, имеет место в реальном мире — O.
Фактор вероятности ( p ) заключает в себе уровень нравственных ожиданий субъекта атрибуции, или степень сознания насколько его представления об эталоне сравнения (О i ) соответствуют реальному положению его в Универсуме — O, и отражает всегда неполное соответствие признаков объекта атрибуции OA(a, b, c) — известным признакам объектов сравнения О i , О j , О k , … О n-1 .
При этом не исключены варианты, при которых объект атрибуции O A (a, b, c), или может относиться в данному классу объектов, или принадлежать к другому классу объектов, или являться представителем единичного класса объектов.
Следствие 1: атрибуция культурных ценностей, чаще всего имеет в своей основе алгоритм полуэффективного процесса , при том, что каждая процедура атрибуции стремится быть завершённой :
Эта формула показывает, что задача атрибуции является весьма конкретной - провести идентификацию объекта атрибуции с определенной степенью вероятности. Последовательность и зависимость атрибутивных действий указывают на глубокую цель атрибуции - выявить истинное имя объекта. Для этого необходимо обладать всеми доступными знаниями о культурной ценности и контексте.
Следствие 2: атрибутивные признаки относятся к объектам не числовой природы , что предполагают возможность установить рефлексивные симметричные отношения ранжирования, разбиений и толерантности. Это указывает на принципиальную возможность применения для обработки данных атрибуции математических и статистических методов, без использования которых научная атрибуция культурных ценностей не представляется возможной.
Следствие 3: существование структуры атрибуции культурных ценностей указывает на необходимость разработки алгоритма атрибуции, основанного на принципах структурно-функционального анализа с учетом вероятности аутентичности и коллективного согласия .