Interested Article - Голод (фильм, 1966)
- 2020-12-02
- 1
« Голод » ( норв. Sult ) — датско-шведско-норвежский чёрно-белый художественный фильм, арт-хаусная драма режиссёра Хеннинга Карлсена , премьера которой состоялась в 1966 году . В главной роли одинокого писателя Понтуса задействован Пер Оскарссон . Экранизация одноимённого романа писателя Кнута Гамсуна .
Сразу же после премьеры фильм был признан первым настоящим успехом сотрудничества между скандинавскими странами. Критики отмечали, что «Голод» — один из редких победных образцов совместной разработки различных стран, невзирая на смешанную (в плане национальностей) съёмочную группу . На родине, в скандинавских государствах, ленте рукоплескали стоя в большинстве кинотеатров, а киноаналитики признавали её артистическим триумфом. По сей день картина считается ярким примером социального реализма в кинематографе, в середине 2000-х годов Министерство культуры Дании внесло её в список датского культурного канона .
Фильм стал одним из фаворитов жюри и на 19-м Каннском кинофестивале , где выдвигался на « Золотую пальмовую ветвь », а исполнитель главной роли Пер Оскарссон стал обладателем приза за лучшую мужскую роль . Картина также была претендентом от Дании на премию « Оскар », однако в шорт-лист так и не попала . Помимо успеха на Лазурном Берегу , Пер Оскарссон был признан лучшим на церемониях вручения премий « Бодил » и « Золотой жук » . Впоследствии эту актёрскую работу Оскарссона неоднократно признавали лучшей за всю его карьеру .
Сюжет
Действие фильма происходит в 1890 году , в городе Кристиания (ныне Осло ). Нищий и одинокий писатель Понтус ( Пер Оскарссон ) переезжает в город из деревни. Голодая, он несколько раз навещает ростовщика и продает свой жилет за несколько центов, которые, впрочем, позже все равно отдает попрошайке.
Понтус пишет статью для местной газеты, черновик которой показывает её главному редактору ( ). Тот замечает несколько неточностей и отправляет писателя доделывать незаконченную работу. Гордость Понтуса мешает ему принять это предложение и он продолжает свой путь в поисках пищи. На улице он выпрашивает кость для будто бы своей собаки и догрызает её в переулке. После окончания трапезы Понтус встречает старого друга, который предлагает ему свою помощь и деньги, однако гордость снова мешает писателю принять их.
Наконец, когда у Понтуса заканчивается возможность платить за свою арендованную квартиру, хозяйка выгоняет его на улицу. Голод полностью охватывает разум писателя: у него начинаются галлюцинации, но он не оставляет сил, чтобы бороться за свою жизнь. В одной из галлюцинаций он знакомится с привлекательной девушкой Йлайали ( Гуннель Линдблум ). В финальной сцене фильма Понтус, повинуясь внезапному импульсу, устраивается на работу на грузовое судно, которое скоро отойдёт от причала.
В ролях
|
|
Создание
Классический роман Кнута Гамсуна « Голод » режиссёр фильма Хеннинг Карлсен прочитал ещё в детстве, в 12 или 13 лет. В более позднем возрасте Карлсен снял ленту «Кошки», где главную роль исполнял шведский актёр . Режиссёр смотрел на него и поражался его нечеловеческой худобе. В один день, глядя на Мирберга, Карлсену пришла идея создать экранизацию так полюбившегося в детстве романа. Он освежил воспоминания, перечитав книгу, после чего написал письмо старшему сыну Гамсуна , который тогда обладал авторскими правами на все произведения своего отца. После непродолжительных переговоров Туре согласился на экранизацию «Голода» .
На место сценариста Карлсен пригласил известного датского писателя Пер Оскарссон .
, с которым режиссёр долго обсуждал, какие именно отрывки использовать в фильме, и, главное, как. По словам Карлсена, основной проблемой съёмочной группы было то, что роман Гамсуна написан от первого лица. Карлсен задавал себе вопрос: «Как мы сделаем из настолько специфической книги целый фильм?». Позже режиссёр признавался, что в построении материала в одно целое ему очень сильно помогал исполнитель главной ролиКритика
Фильм был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков, которые, по большей части, отмечали крайне убедительное перевоплощение Пера Оскарссона и достойное изложение книги Гамсуна .
- «Лучшее в фильме — осторожно построенная актёрская игра Пера Оскарссона» — Джеффри М. Андерсон, Combustible Celluloid
- «Полный банкет скандинавского страха» — Фернандо Ф. Кроче, Slant Magazine
- «Западающий в душу образ, представленный Оскарссоном — это именно то, что придает этой истории страданий её силу и жёсткость» — Деннис Швартц, Ozus' World Movie Reviews
Награды и номинации
Фильм был выдвинут от Дании на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке , однако не попал в шорт-лист номинации. Помимо этого, картина была удостоена следующих номинаций и премий:
- 1966 — две номинации на 19-м Каннском кинофестивале : « Золотая пальмовая ветвь » и приз за лучшую мужскую роль (Пер Оскарссон; победа) .
- 1967 — премия « Золотой жук » за лучшую мужскую роль (Пер Оскарссон) .
- 1967 — две премии « Бодиль »: лучший фильм и лучшая мужская роль (Пер Оскарссон) .
- 1968 — фильм вошёл в пятёрку лучших иностранных фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США .
- 1969 — премия Национального общества кинокритиков США за лучшую мужскую роль (Пер Оскарссон) .
Примечания
- , с. 143.
- . kulturkanon.dk. Дата обращения: 23 мая 2016. Архивировано из 12 июня 2016 года.
- ↑ . festival-cannes.fr. Дата обращения: 23 мая 2016. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- Margaret Herrick Library, Academy of Motion Picture Arts and Sciences
- ↑ . bodilprisen.dk. Дата обращения: 23 мая 2016. 13 октября 2020 года.
- ↑ . sfi.se. Дата обращения: 23 мая 2016. 2 апреля 2016 года.
- . The Guardian . Дата обращения: 23 мая 2016. 26 августа 2016 года.
- ↑ . Doriane films. Дата обращения: 23 мая 2016. 24 июня 2016 года.
- (англ.) . Rotten Tomatoes . Дата обращения: 23 мая 2016. 22 сентября 2013 года.
- Джеффри М. Андерсон. (англ.) . Combustible Celluloid . Дата обращения: 23 мая 2016. 4 марта 2016 года.
- Фернандо Ф. Кроче. (англ.) . Slant . Дата обращения: 23 мая 2016. 6 июня 2014 года.
- Деннис Швартц. (англ.) . Ozus . Дата обращения: 23 мая 2016. Архивировано из 14 декабря 2017 года.
- . national board of review. Дата обращения: 23 мая 2016. 14 июля 2016 года.
- . national society of film critics. Дата обращения: 23 мая 2016. 2 июля 2018 года.
Литература
- Метте Хьорт, Иб Бондебьёрг. The Danish Directors: Dialogues on a Contemporary National Cinema. — Intellect Books, 2000. — 288 с.
- Эндрю К. Нестинген. Transnational Cinema In A Global North: Nordic Cinema In Transition. — Wayne State University Press, 2005. — 379 с.
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 2020-12-02
- 1