Interested Article - Бурнонвиль, Август
- 2020-12-14
- 1
Август Бурнонви́ль ( дат. August Bournonville ; 21 августа 1805 , Копенгаген — 30 ноября 1879 , там же) — датский артист балета , балетмейстер и педагог, создатель собственной системы хореографического обучения, основатель уникального датского балетного стиля, получившего название « ». Сын .
Биография
Август Бурнонвиль родился в Копенгагене в 1805 году в семье французского балетмейстера , ученика переехавшего в Данию итальянского балетмейстера Винченцо Галеотти . В 1820 году совершенствовался в Париже у балетмейстера Огюста Вестриса . Выступал совместно с балериной Марией Тальони . После учёбы стал солистом Королевского балета в Копенгагене .
В 1830 — 1848 гг. работал балетмейстером и педагогом датского Королевского балета , в том числе переносил самые известные и удачные постановки с других европейских сцен (в 1834 году возобновил в Копенгагене балет известного французского балетмейстера Л.Милона «Нина, или Сумасшедшая от любви» композитора Н. Далейрака ); в 1861 — 1864 гг. — главный балетмейстер и педагог Королевской оперы в Стокгольме .
Бурнонвиль был талантливым балетмейстером; поставил свыше 50 балетов. Около 15 сохранилось в репертуаре датского балета до сегодняшнего дня. Среди них: « Сильфида » (музыка Хермана Северина Лёвенскьола , 1836 ), « » (музыка Нильса Вильгельма Гаде , , и Ханса Кристиана Лумбю , 1842 ), «Ярмарка в Брюгге» (музыка Паулли, 1849 ), «Народное сказание» (музыка Гаде и Йоханна Петера Эмилиуса Хартманна , 1854 ), «Далеко от Дании» (музыка Йозефа Глезера , Луи Готшалка , Лумбю, , , 1860 ) и др. Бурнонвиль придал датскому балету национальное своеобразие, использовал в постановках национальный танцевальный фольклор, вводил национальные танцы других стран, использовал большое количество пантомимных эпизодов. Действие балетов Бурнонвиля происходит в разных странах: в Дании, Италии, Шотландии, России, Южной Америке.
Балеты Августа Бурнонвиля стали широко известны за пределами Дании лишь после Второй мировой войны .
Среди учеников Бурнонвиля — Люсиль Гран и Христиан Иогансон .
После посещения России весной 1874 года , где он побывал в Санкт-Петербурге и Москве , встретился с Иогансоном и Петипа и посетил несколько уроков и репетиций, июнь-июль он вместе с семьёй провёл в Италии. Осенью был в Париже, где посмотрел несколько оперных спектаклей парижской Оперы в зале Вантадур и увидел « Коппелию » Сен-Леона, которая его не впечатлила, как и «слабые силы» балетной труппы:
К сожалению, балет, некогда богатый персоналом, ныне сведён к одному посредственному танцовщику (возможно, имеется в виду Мерант ) и уже упомянутой танцовщице ( ), вкупе с несколькими невыразительными мимами.
Здесь он встречался с Перро , живущим частными уроками и, считая постановки своего ровесника вершиной хореографического искусства, попытался выступить в его защиту:
Мы много беседовали о нашем пребывании в России, о нынешнем почти повсеместном упадке искусства танца. Я приложил все усилия, чтобы Перро снова начал сочинять балеты, и с этой целью написал статью в форме фельетона, где настаивал на восстановлении искусства, когда-то бывшего сокровищем Оперы.
Скорее всего, во Франции этот фельетон не был напечатан и не вызвал никакого отклика.
Вернувшись в Копенгаген, Бурнонвиль осуществил постановку ещё нескольких спектаклей, из которых последним стал балет « Из Сибири в Москву » ( 1876 ). Теперь он жил большей частью за городом, во Фреденсборге . Осенью 1879 года вернулся в столицу, чтобы сочинить балетный апофеоз к спектаклю в честь 100-летия со дня рождения драматурга Адама Эленшлегера , состоявшемуся 14 ноября — это стало его последней работой. 30 ноября 1879 года Август Бурнонвиль скончался на улице, возвращаясь с утренней церковной службы .
Балеты
- 28 ноября 1836 — « Сильфида », двухактный балет на музыку Германа фон Левенскольда по мотивам парижского спектакля Филиппо Тальони (1832). Сильфида — Люсиль Гран , Джеймс — Август Бурнонвиль.
- 17 апреля 1839 — « Аладдин », постановка пьесы Адама Эленшлегера « Аладдин » (1805) совместно с режиссёром Томасом Оверскоу , актёром Х. П. Холстом и самим драматургом.
- 1840 — «Бог и баядера» (по мотивам Даниэля Обера ).
- 4 марта 1853 — «Свадебный поезд в Хардангере», двухактный балет на музыку . Рагнильда — .
- 1860 — « Вдали от Дании, или Костюмированный бал на борту корабля », двухактный балет-водевиль на музыку . Розита — .
- 19 февраля 1871 — « Вольные стрелки из Амагера », балет-водевиль на музыку , Ганса Лумбю и
- 7 декабря 1876 — « Из Сибири в Москву », двухактный балет на музыку Карла Кристиана Мёллера .
Сочинения
- Mit teaterliv. — Kbh., 1848—1878.
- Det kongelige danske theater. — Kbh., 1849.
Литература
- Классики хореографии. — Л.—М., 1937.
Примечания
- Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1996. — 432 с.
Ссылки
- (англ.)
- 2020-12-14
- 1