Иркутский областной краеведческий музей
- 1 year ago
- 0
- 0
Ли́венский краеве́дческий музе́й — один из старейших краеведческих музеев Орловской области , работает с 24 ноября 1918 года.
В субботу, 3 августа 1918 года , в стенах ливенского реального училища членами историко-археологического общества была представлена экспозиция, названная местной газетой «Свободный пахарь» — первой выставкой памятников по истории и археологии города Ливен :6 .
Экспозиция была обширна. Состояла из восьми разделов:
Проведённая выставка явилась значительным событием в жизни города и стала основой для создания первого городского музея.
В воскресение, 24 ноября 1918 года, в здании бывшего Русско-Азиатского банка (ныне здесь размещается администрация города) был открыт Ливенский народный музей :8 . Его организатором и первым директором стал М. К. Знаменский — художник, знаток истории, целеустремлённый и настойчивый, обладавший высокой работоспособностью . Вместе с хранителем музея, А. А. Кирилловым, в круговерти начала гражданской войны он собрал значительные ценности по разорённым старинным дворянским имениям Шереметьевых, Набоковых, Корфов, Голициных, Ростопчиных, Кутузовых-Голенищевых и т. п. На момент открытия музея удалось сформировать 11 отделов, а к 1929 году , за счёт добавления материалов о революционных событиях , местной промышленности и сельском хозяйстве, их стало 14.
В своей работе музей опирался на помощь добровольных помощников. Так, в 1925 году было организовано общество друзей Ливенского краеведческого музея, в котором состояло 27 человек, восемь из которых было учителя :429 . В этом же году музей был переименован из «народного» в «краеведческий».
Экспозиция первого Ливенского музея
:10
начиналась с огромного чучела
бурого медведя
, стоявшего сразу у входа на задних лапах. Здесь же размещалась коллекция старинных гравюр, белые морские
кораллы
и
губки
. Первый этаж был занят отделом природы, располагавшим обширной геологической коллекцией. Растительный и животный мир показывался через гербарии и чучела, коллекции насекомых и бабочек.
Палеонтологический отдел
хранил множество костей вымерших животных. Исторический отдел рассказывал о развитии человеческого сообщества. Были представлены предметы быта и орудия труда бронзового века. Имелось значительное собрание оружия разных времён — копья, стрелы, мечи, щит, кольчуги. А кроме того, русский железный кованый ларь
XVII века
, французский ларь
XVIII века
,
иконостасы
, предметы церковного обихода и собрание книг того же периода, многочисленные старинные монеты и даже индийские литые скульптуры
:449
. Все это было представлено в сочетании с красивой резной мебелью и живописными полотнами, в изобилии собранными по окрестностям
:45
.
На полотнах следует остановиться отдельно. Это были работы
Верещагина
,
Поленова
,
Айвазовского
, живопись школы
Рембрандта
,
Рубенса
, копии произведений
Рафаэля
,
Тициана
,
Боттичелли
:11
. Подчеркнём, что имелся также ряд замечательных работ уроженца Ливенского уезда
Н. Д. Лосева
, в юности окончившего по настоянию родителей
Ливенское духовное училище
, а в дальнейшем ставшего академиком живописи и наставником
императрицы Марии Фёдоровны
.
Среди довоенных экспонатов были вещи принадлежавшие композитору
Антону Степановичу Аренскому
(
1861
—
1906
). В дореволюционную пору он неоднократно бывал в Ливнах, а после революции здесь проживала его вдова и дочь. В
1921 году
они передали музею оригиналы рукописей нот произведений А. Аренского, его рояль и его портрет
:83
.
Ливны издавна производили зерно и в районе работало много мельниц. Так, до
1941 года
их было 37. Поэтому промышленный отдел музея имел действующий макет одной из них
:448
.
В начале ноябре 1941 года, когда немцы стремительно приближались к Ливнам, тогдашний директор музея Герлинг потребовал эвакуации фондов. Однако его обвинили в паникёрстве и сняли с работы. А экспонаты музея, с целью сохранения от бомбёжки, переместили в подвалы здания районного Дома культуры. Но уже в конце ноября какую-то часть музейного имущества спешно отправили на санях в сторону Ельца :11 .
В годы Второй мировой войны Ливенский музей был полностью утерян и позже его пришлось вновь создавать на пустом месте :12 .
В 1959 году была издана книга ливенского краеведа С. П. Волкова ставшая первой объёмной публикацией советского периода об истории края. Именно эта работа положила начало длинного пути к возрождению музея. Рассказывая об истории Ливенской земли в циклах городских и районных лекций, собирая материалы истории края, С. П. Волков пробудил интерес к краеведению в ливенской молодёжи. В их число попал и Олег Якубсон , который в дальнейшем, стал фактическим основоположником нового городского музея.
Годы спустя, работая учителем ливенской школы № 1, О. Якубсон увлекся туризмом. Со своими школьниками он много прошёл пешком, на лыжах, на лодках. Из этих походов приносились в школу различные предметы, имевшие познавательную или историческую ценность. Они то и стали началом нового музея. Экспозиция размещалась в школьных коридорах и рекреациях. Позже, в 1966 году , когда музейная коллекция разрослась и получила некоторую известность в городе, распоряжением властей на её базе создали новый городской музей со статусом народного :12-13 .
Для этой цели Городским советом, руководимым И. С. Строговым, был передан небольшой домик на улице Дзержинского — бывший военкомат , состоявший всего их трёх комнат. Утверждено штатное расписание из двух человек — заведующий фондами (он же бухгалтер) и уборщица (она же истопник). Средств на оборудование, экспонаты и оформление не было, но это осуществляли всем миром на общественных началах и в частности директор Орловского краеведческого музея Н. М. Кириловская, учителя художественной школы А. П. Золкин, Н. И. Шеламов и директор А. Н. Селищев , корреспондент местной газеты Ю. Н. Беляев.
Во второй раз в своей истории возрожденный музей открылся для посетителей 1 сентября 1967 года. Музей начал жить, но без активной государственной поддержки существование было трудным :13 . Старт энтузиастов не мог быть вечным. Они тоже нуждались в средствах к существованию. Отсутствие финансирования приводило к кадровой чехарде, а она в свою очередь к разбазариванию фондов и увяданию интереса к краеведению. Дело фактически двигалось к закрытию.
В 1984 году Ливенскому музею было присвоено звание «Народный». А в 1987 году, Ливенский народный музей был переименован в Ливенский историко-революционный музей и получил статус филиала Орловского Областного Краеведческого музея . В 1988 году был назначен очередной новый директор — учитель истории О. Н. Булатников. В последовавшие за тем десять лет ему удалось кардинально преобразовать жизнь музея, наладить деловые контакты с местной властью и музейной средой. Помогла и экономическая ситуация середины 90-х прошлого века — страна стала на рыночные рельсы и образовались некоторые средства. Значительная помощь была оказана и со стороны руководства города, в частности тогдашнего заместителя главы администрации по социальным вопросам, настоящего подвижника — Максимова А. Ю. Кстати, благодаря именно его инициативе, исторические здания города снабжены мемориальными досками.
Результатом явилось не просто возрождение ливенского краеведения, но и переход на качественно иной уровень :14 . В 1995 году городские власти предоставляют новые помещения в центре, и музей становится муниципальным, а в 1998 году вообще отводится целое здание .
В воскресение, 28 июня 1998 года , в специально выделенном и отремонтированном здании состоялось по существу третье открытие Ливенского краеведческого музея.
В музейном здании 6 экспозиционных залов, укомплектованных современным оборудованием, зал картинной галереи, фондовое хранилище, лекционный зал. Экспозиция состоит из 11 отделов: природы, археологии, этнографии, революции 1917 года, репрессий 30-х годов, Великой Отечественной войны, зал выдающихся земляков, экспозиция С. Н. Булгакова , послевоенный период ( 1945 — 1992 годы ), интерьеры комнат XIX — начала XX веков и середины прошлого века :15 .
Имеющиеся фонды музея существенно уступают тому, что хранилось в предвоенные годы и по объективным причинам широтой охвата не сравнятся с ними никогда. Нынешний музей делает акцент и стремится показать судьбы ливенцев, тем более, что среди них многие получили мировое признание . Пополнение фондов музея за счёт личных архивов стало заметным направлением деятельности. Среди поступлений, материалы переданные семьями братьев Белоцерковских, Р. В. Хохлова, С. П. Волкова :14-15 .
На помощь ливенцев и помощь их близких музей опирается в своей работе. Например, создание экспозиции С. Н. Булгакова в значительной степени обязано помощи и материалам из Франции со стороны Никиты Струве :111 .
И со стороны государственных органов помощь довольно существенна. Например, в 2006 году музею были переданы в безвозмездное пользование сроком на 10 лет 3447 единиц хранения музейных предметов и коллекций являющихся федеральной собственностью .
Годы прошедшие после очередного восстановления музея позволили стать ему визитной карточкой города. Причём, это не просто музей русской провинции, а и один из заметных центров культурной жизни :109 . Экскурсионная работа здесь не единственное направление деятельности. Много сил уделяется научным исследованиям в сотрудничестве с другими музеями, институтами, издательствами :111 . Результаты такой работы публикуются в музейном альманахе. С 1999 года их вышло уже 23 номера. Первые четыре назывались «Наше наследие», а начиная с 5 номера это — «На берегах быстрой Сосны».
В музее регулярно, до пяти раз в год, проходят выставки из частных собраний и музеев Москвы , Санкт-Петербурга , Орла , Тулы , Ельца . Например, из Государственного музея-заповедника «Куликово поле» или работ членов Союза художников России М. А. Селищева или В. М. Ромашова .
Организуются конференции посвящённые юбилеям известных земляков, например, 130-летию со дня рождения С. Н. Булгакова , 110-летию со дня рождения С. П. Волкова , 110-летию со дня рождения Н. Н. Поликарпова :112 , 65-летию освобождения Ливен от немецко-фашистских захватчиков.
В 2017 году музей стал местом проведения творческого конкурса памяти А. Селищева, основателя и первого директора Ливенской детской художественной школы . В нём приняли участие воспитанники и преподаватели школы, а весь проект назывался «Учитель-ученик» . Конкурсные работы выставлялись в залах музея. Там же прошла и процедура подведения итогов .
Силами музейных работников осуществляется надзор за состоянием выявленных памятников истории Ливен и района. Например, историческими зданиями города, отмеченными мемориальными досками, памятником промышленной архитектуры — Адамовской мельницей , Мемориалом в Липовчике на месте массовых расстрелов в 1937 — 1938 годах .
В картинной галерее музея проходят выставки местных художников и фотографов. Всё это играет заметную роль в эстетическом воспитании жителей.
Традиционно Ливенский музей занят популяризацией краеведения . Такая работа наиболее эффективна в молодёжной среде на базе учебных заведений и на постоянной основе. Изучение истории края происходит во время походов, в том числе и по местам боевой славы, встреч с ветеранами войны, труда, бывшими учащимися. Всё это, как и привлечение молодёжи к формированию музейных экспозиций и фондов, органично приводит к воспитанию патриотизма.
Специалисты музея являются консультантами при открытии музеев предприятий и тематических музеев в учебных заведениях города. Так, ряду школьных музеев сначала было оказано содействие в их организации, а затем методическая и консультационная помощь в работе. К таким музеям относятся:
Экспозиция находится в бывшем Ливенском Духовном училище , а ныне лицее имени С. Н. Булкакова . В начале это был музей посвящённый одному из выпускников Духовного училища — авиаконструктору Н. Н. Поликарпову . А свой теперешний вид и название «Музей истории лицея», получено в 2002 году вместе с новым, специально отремонтированным помещением. В тот год — год 110 годовщины со дня рождения Н. Н. Поликарпова, на новоселье приглашался его внук, доктор технических наук , профессор А. Коршунов.
Одна из задач музея — возможность самореализации учащихся лицея. Это осуществляется через участие в практическом поиске материалов проходящем в четырёх направлениях. Поэтому и демонстрируемые экспонаты тематически охватывают те же четыре направления, а именно :110-112 :
Заметная часть экспозиции отведена материалам о выпускниках учебных заведений, размещавшихся в здании лицея. Тем более, что они составляют значительное количество среди известных ливенцев . Это, например:
Музей открыт 20 октября 2004 года в Ливенской средней общеобразовательной школе № 6. Это одно из старейших городских зданий. В нём ещё с 1881 года работала женская гимназия . Здесь, в качестве преподавателя Закона Божьего долгое время служил протоиерей Николай Булгаков — отец известного богослова С. Н. Булгакова .
Музейная экспозиции состоит из четырёх разделов показывающих жизнь учебных заведений последовательно существовавших в здании школы :
Экспонаты представленные здесь, связаны с учебной деятельностью. Основное место среди них занимают материалы о быте учащихся, выпускниках и преподавателях на протяжении почти 130 лет. Есть также стенды показывающие истории пионерской и комсомольской организаций.
Отдельный раздел посвящён Великой Отечественной войне , боевым действиям, проходившим на Ливенской земле, участию выпускников и преподавателей в войне.
В 1981 году в Калинино (Георгиевское), родном селе авиаконструктора Николая Поликарпова было решено создать музей. С инициативой выступил местный житель, полковник в отставке Калинин Семён Кузьмич и коллектив Калининской общеобразовательной школы.
Силами энтузиастов был проведён поиск материалов, постепенно собраны и оформлены экспонаты, связанные с Н. Н. Поликарповым. Получилась подробная история непростой жизни и творчества авиаконструктора. В экспозиции представлены фотографии, инсталляции, макеты. В копиях имеются различные документы Н. Н. Поликарпова, например, такой редкий, как его анкета.
Музей размещён в одном из кабинетов Калининской школы, рядом с которой, на берегу Сосны , создан мемориал авиаконструктора. Современное поколение учеников и преподавателей школы, стараясь сохранить сложившиеся традиции, продолжает изучение жизни своего известного односельчанина. Их усилия приносят достойные результаты не только в плане воспитательной работы, но и в ходе различных музейных конкурсов.
Необходимо отдельно коснуться дороги к этому музею. Указатель к селу Калинино и музею имеется на 150 километре автотрассы Р-119 Орёл — Тамбов . Двигаясь по нему, следует добраться до реки Сосны, а затем, повернув влево, вдоль берега, до Серебряного моста в Калинино и проехать под ним. Миновав мост, метров через двести опять повернуть влево, от реки на пригорок. Здесь Вы окажитесь у мемориала Н. Н. Поликарпова, удачно вписанного в окружающий пейзаж, частью которого выступает излучина реки. Здесь же рядом находится и школа где, в свою очередь, находится музей.
Впрочем, осилить путь можно и просто ориентируясь на географические координаты музея: 52°25′22″ с. ш. 37°36′23″ в. д.
Кстати, Серебряный мост села Калинино также является достопримечательностью Ливенского района . Это один из старейших недостроенных мостов России, переваливший серебряную, четверть вековую отметку и, судя по всему, имеющий шанс дожить до золотой .
В настоящее время Ливенский музей переживает трудный период, так как начавшийся в 2008 году экономический кризис привёл к существенному снижению финансирования. По этой причине практически прекращён выпуск альманаха «На берегах Быстрой Сосны». На неопределённое время заморожено строительство нового здания картинной галереи и технических помещений, фундамент которых воздвигнут в музейном дворе. Нет возможности для восстановления пришедших в негодность фондов, например чучел животных представленных в экспозициях. Некоторыми из них вполне можно пугать детей, а пояснение, что данный вид больше не встречается в Ливенском районе , вызывает лишь облегчение.
Но даже в этих условиях, сотрудники стремятся сохранить роль музея существовавшую в жизни города. Организуются выставки, проходят экскурсии, имеется доступ к архивам и фондам.