Гарнитура (типографика)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гарниту́ра в типографике — комплект шрифтов общего одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начертаний (прямого, светлого и др.), и имеющих определённое название . Набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях, имеющих стилевое единство рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков. Гарнитура обычно содержит алфавитно-цифровые и пунктуационные знаки и специальные символы. Также существуют гарнитуры, целиком состоящие из неалфавитных символов — например, содержащие математические или картографические знаки. Термин «гарнитура» часто смешивают с термином «шрифт», значения этих слов были более различимы до появления настольных издательских систем. Различие между терминами состоит в том, что шрифт определяет свойства конкретного члена семейства шрифтов, например, полужирное или курсивное начертание, в то время как гарнитура определяет согласованный стиль семейства шрифтов.
Русское слово , в значении комплекта типографских знаков общего рисунка, того же происхождения что и гарнитур — из немецкого (ж.) «гарнитура шрифта». Слово (м.), гарнитура (ж.) в русский язык попало во времена Петра I через заимствование из немецкого garnitur (ж.) «набор, комплект», которое также происходит от французского «снаряжение, набор». В литературе распространено указание только на французскую основу.
Различают основные группы шрифтов: текстовые и акцидентные шрифты . Эти две группы разветвляются на множество подгрупп. Каждая гарнитура имеет своё наименование. Разработка гарнитур — сложная и трудоёмкая работа.
Типографы разработали сложный словарь, описывающий многочисленные особенности шрифтов и типографики. Некоторые из его понятий применимы не ко всем письменностям . Так, например, «засечки», которые являются чисто декоративными элементами в шрифтах европейских письменностей, могут быть похожи на детали арабских или восточно-азиатских знаков (такие как толщина штрихов), однако последние могут нести смысловую нагрузку, и их неверно называть засечками.
Шрифт без засечек | |
Шрифт с засечками | |
Шрифт с засечками
(выделены красным) |
Гарнитуры можно разделить на две основные категории: с засечками (антиква и брусковые шрифты) и без засечек (гротески) . Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. В полиграфии шрифты без засечек также называют гротесками ( нем. Grotesk от итал. grottesco ).
Существует большое разнообразие шрифтов как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объёмов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.
Часто полагают, что в длинных текстах легче читать шрифты с засечками, чем без них. Исследования этого вопроса дают неоднозначные результаты, давая основание думать, что основная причина этого эффекта — в большей привычности к шрифтам с засечками. Как правило, в печатных работах, таких как газеты и книги, применяются шрифты с засечками, по крайней мере, в основном тексте. Веб-сайты могут не задавать шрифт и использовать пользовательские настройки браузера . Но те из них, которые задают шрифт, обычно применяют шрифты без засечек, потому что, в отличие от печатных материалов, на компьютерных экранах с низким разрешением форма засечки плохо воспроизводится.
Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный , или моноширинный , шрифт отображает символы, размещенные на кегельных площадках постоянной фиксированной ширины. Любые две строки текста с одинаковым числом символов при использовании моноширинного шрифта должны отображаться имеющими одинаковую ширину, тогда как при использовании пропорционального шрифта те же две строки могут иметь совершенно разную ширину. Это происходит из-за того, что в последнем случае широкие символы (такие как буквы А, К, Ш, М, О) требуют больше места, чем узкие (такие как р, у, л, ь, и 1).
Большинство людей находит пропорциональные шрифты более привлекательными и удобочитаемыми , и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. По той же причине программы с графическим интерфейсом (такие как текстовые процессоры и браузеры ) обычно используют пропорциональные шрифты. Однако многие пропорциональные шрифты содержат цифры фиксированной ширины, так что, например, колонки чисел остаются выровненными.
Моноширинные шрифты лучше подходят для некоторых целей, поскольку их знаки выстраиваются в чёткие, ровные колонки. Большинство ручных
пишущих машинок
и алфавитно-цифровых компьютерных дисплеев использует моноширинные шрифты. В большинстве компьютерных программ, у которых имеется только текстовый интерфейс
[
прояснить
]
(например,
эмуляторы терминала
), так же применяются только моноширинные шрифты. Для правильного отображения
ASCII art
обычно требуется моноширинный шрифт. На
веб-страницах
теги
HTML
<tt> </tt>
или
<pre> </pre>
чаще всего задают моноширинные шрифты. В
LaTeX
среда
verbatim
использует моноширинные шрифты.
Программисты
, как правило, предпочитают моноширинные шрифты при редактировании
исходного кода
. В издательском деле редакторы читают
рукописи
, набранные моноширинными шрифтами для облегчения редактирования, и присылать рукописи, набранные пропорциональным шрифтом, считается плохим тоном
[
источник не указан 4084 дня
]
.
Шрифты создаются художниками в соответствии:
Рисунок первых типографских шрифтов создавался на основе рукописных шрифтов, например, рукописного полуустава — русский, готического шрифта ( готического письма ) — латинский шрифт. Также существует особый шрифт — шрифт Брайля для слепых.
До революции в Россию импортировались зарубежные матрицы шрифтов. Новые шрифты в СССР не создавались до середины 1930-х. Отдельно издавались образцы и каталоги шрифтов.
30.07.1930 для централизации издательского дела был создан ОГИЗ .
В 1936 г. в НИИ Наркомместпрома была создана одна из первых в СССР гарнитур, но вскоре её матрицы были сняты с производства.
С 5.05.1931 по 1938 существовал НИИ полиграфической и издательской промышленности (НИИПП). С 1938 г. стал называться НИИ полиграфической и издательской техники (НИИПИТ). При НИИПИТ в 1938 г. была создана Лаборатория шрифта, в которой объединились группы специалистов из НИИПИТ и НИИ Наркомата местной промышленности (Наркомместпрома). В марте 1946 г. при НИИ полиграфического машиностроения было создано Бюро по разработке новых рисунков шрифтов, затем ставшее Отделом новых шрифтов и затем Отделом наборных шрифтов (ОНШ). ОНШ работал до 1993 г. Планово разработкой шрифтов занимались в Лаборатории шрифта и затем в ОНШ — это был единственный и официальный производитель шрифтов в СССР в 1938—1993 гг. За годы существования отдела было разработано около 80 гарнитур. [ источник не указан 738 дней ]
В типографиях СССР применялись гарнитуры из ассортимента, который регламентировался стандартами. В феврале 1930 г. был принят ОСТ 1337, с июля 1947 г. его заменил ГОСТ 3489 . ГОСТ 3489 установил официальную классификацию шрифтов.
Шрифт одной гарнитуры, начертания и кегля назывался гарнитуро-кеглем.
После упразднения ОНШ многие работавшие в нём дизайнеры (6 человек) перешли в совместное российско-американское предприятие ParaGraph. Трое из них вскоре уволились из-за низкой заработной платы. [ источник не указан 3329 дней ]
Проектированием кириллических шрифтов в России занимаются несколько компаний, наиболее известными из которых являются ParaType (бывшее подразделение компании ParaGraph, образовавшееся в 1998 году после покупки в 1997 году ParaGraph американской компанией Silicon Graphics и сокращения сотрудников шрифтового отдела) и студия (основана в 1998 году). Также созданием и продажей собственных шрифтов занимается Студия Лебедева . Помимо них, созданием шрифтов также занимаются многие дизайнеры-одиночки, не входящие в штат шрифтовых компаний, например Илья Рудерман (Гротеск Большого Города, Permian), Александра Королькова (Leksa и Leksa Sans), Джованни Лемонад (Проект бесплатных шрифтов, шрифт Bender, Fontin Sans) и многие другие, чьи работы можно найти и приобрести на MyFonts или в других магазинах и на сайте авторов.
Утёкшая в конце 1990-х годов шрифтовая библиотека ParaType является основным содержимым большинства контрафактных сборников.
Гарнитуры рождаются из борьбы между правилами и результатами. Сжимание квадрата примерно на 1% помогает ему больше походить на квадрат; чтобы выглядеть той же высоты, что и у квадрата, круг должен быть заметно более высоким. Два штриха в X не одинаковой толщины, не параллельны фактически и их параллельные края; основные вертикали строчного алфавита тоньше, чем те же у его заглавных; верхний выносной элемент у d не такой же длины, как нижний выносной элемент у p , и так далее. Для рационального мышления дизайн шрифтов может казаться сводящей с ума игрой в рисование вещей по-разному, чтобы сделать их выглядящими одинаково.
В деле Апелляционный суд четвёртого округа США постановил, что дизайны гарнитур не являются объектом авторского права . Однако, в США новые и не явно похожие дизайны гарнитур являются объектом защиты через . Цифровые шрифты, которые воплощают конкретный дизайн, часто являются объектом авторского права как компьютерные программы . :168 Названия гарнитур могут охраняться товарным знаком . Как результат всех этих различных мер правовой защиты, иногда один и тот же шрифт существует во множестве названий и исполнений.
Некоторые элементы программных движков, используемых для отображения шрифтов на компьютерах, имеют или имели сопутствующие патенты на их программное обеспечение . В частности, Apple запатентовала хинтинг TrueType-файлов через байт-код шрифта, из-за чего альтернативам с открытым исходным кодом , таким как FreeType , требовалось использовать другой алгоритм , пока у патентов Apple на хинтинг TrueType не истек срок действия в мае 2010 года.
Хотя дизайн гарнитуры не является объектом авторского права в США в соответствии с Законом об авторском праве 1976 года, Окружной суд США по Северному судебному округу штата Калифорния в деле (No. C95-20710 RMW, N.D. Cal. 30.01.1998) констатировал, что в размещении точек на контурной линии компьютерного шрифта была оригинальность объекта авторского права; т.е., поскольку данная линия контура может выражаться во множестве способов, конкретный выбор и расположение точек обладают достаточной оригинальностью чтобы подходить под авторское право.
Некоторые западные страны, включая Великобританию, распространяют на дизайны гарнитур защиту авторского права. :169 Однако это не влияет на защищённость на территории США, поскольку все основные договоры и соглашения об авторском праве , в которых одной из сторон являются США (такие как Бернская конвенция , Договор ВОИС по авторскому праву и ТРИПС ), действуют в по принципу национального режима, по которому страна обязана предоставить не большую или не меньшую защиту для работ из других стран, чем она предоставляет произведённым внутри страны работам.
В России с наследием советской интеллектуальной собственности вкупе с отсутствием отдельного правового регулирования шрифтов создали противоположную ситуацию, когда у всех гарнитур есть защита авторским правом и по действующему законодательству за них могут взимать плату. По данным российского юридического бюро Юрьева, как минимум 99 от студии дизайна Лебедева были об использовании в России изготовленных студией гарнитур без оплаты.
{{
cite journal
}}
:
Неизвестный параметр
|deadlink=
игнорируется (
|url-status=
предлагается) (
справка
)
{{
cite journal
}}
:
Неизвестный параметр
|deadlink=
игнорируется (
|url-status=
предлагается) (
справка
)
|
В статье есть список
источников
, но
не хватает
сносок
.
|