Кудрин, Алексей Леонидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Леони́дович Па́житнов (род. 16 апреля 1955 , Москва , РСФСР , СССР ) — советский и американский программист и геймдизайнер .
Наиболее известен тем, что в 1984 году, работая в Вычислительном центре им. Дородницына при Академии наук СССР , спроектировал и разработал игру « Тетрис ».
В 1996 году, через пять лет после переезда в США , Пажитнов основал компанию The Tetris Company вместе с нидерландским геймдизайнером Хенком Роджерсом . До этого времени Пажитнов не получал гонораров от «Тетриса», несмотря на высокую популярность игры .
Отец — литературовед и философ Леонид Николаевич Пажитнов (1930—1997) , дед по отцу — актёр Николай Викторович Пажитнов. Мать — кинокритик, член Союза кинематографистов СССР (Московское отделение) Пажитнова Людмила Ивановна . Благодаря своим родителям Алексей Пажитнов познакомился с искусством, и в итоге у него появилась страсть к кино. Он сопровождал свою мать на многие киносеансы, в том числе на Московском кинофестивале . Пажитнов был также склонен к математике, ему нравились головоломки и решение задач. В 1967 году, когда ему было 11 лет, родители развелись .
В 1972 году окончил находящуюся неподалёку знаменитую московскую математическую школу № 91 и поступил в Московский авиационный институт . В 1979 году окончил факультет прикладной математики (№8) МАИ с квалификацией инженер-математик. Выпускник кафедры вычислительной математики и программирования МАИ, более известной как кафедра 806. Сведения о том, что он перевёлся на мехмат МГУ им. М. В. Ломоносова , или окончил факультет №3 МАИ, неверны.
В 1977 году Пажитнов проходил летнюю практику в ВЦ Академии наук СССР по речевому общению с ЭВМ. После окончания учёбы в МАИ в 1979 году он полгода работал на кафедре 806 в должности старшего лаборанта, а осенью был направлен в очную аспирантуру Вычислительного центра им. Дородницына (ВЦ) , где продолжил занятия распознаванием речи, а также работал как эксперт-патентовед . Когда в ВЦ поступало новое оборудование, исследователи писали для него небольшую программу, чтобы проверить его вычислительные возможности. По словам Пажитнова, это «стало его предлогом для создания игр» . Компьютерные игры привлекали его тем, что позволяли преодолеть разрыв между логикой и эмоциями, и Пажитнов интересовался как математикой и головоломками, так и психологией вычислений . Первая из игр, Muddled Casino , была разработана в 1982 году .
В поисках вдохновения Пажитнов вспомнил свои детские воспоминания об игре в пентамино — игре, в которой надо создавать формы из фигур. Вспомнив, с каким трудом он укладывал фигуры обратно в коробку, Пажитнов почувствовал вдохновение создать игру, основанную на этой концепции . Используя компьютер « Электроника-60 » в ВЦ, он начал работать над тем, что стало первой версией « Тетриса ». Создав первый прототип за две недели , Пажитнов тестировал и дополнял игру, и, наконец, завершил её 6 июня 1984 года . В этой примитивной версии не было ни уровней, ни системы подсчета очков, но Пажитнов знал, что у него есть потенциально великая игра, поскольку не мог перестать играть в неё на работе . Игра заинтересовала коллег, например, программиста Дмитрия Певловского, который помог Пажитнову связаться с Вадимом Герасимовым , 16-летним стажером Академии наук. Пажитнов хотел сделать цветную версию «Тетриса» для персонального компьютера IBM PC и попросил стажёра помочь. Герасимов создал версию для IBM PC менее чем за три недели, и с помощью Певловского потратил ещё месяц на добавление новых функций, таких как подсчет очков и звуковые эффекты . Игра, впервые выпущенная в СССР, появилась на Западе в 1986 году.
Пажитнов также создал продолжение «Тетриса» под названием Welltris , в котором использовался тот же принцип, но в трёхмерной среде, где игрок видит игровое поле сверху . «Тетрис» был лицензирован и управлялся советской компанией Электроноргтехника (Elorg), которая имела монополию на импорт и экспорт компьютерного оборудования и программного обеспечения в СССР. Поскольку Пажитнов был государственным служащим, он не получал роялти за свои разработки .
В 1991 году Пажитнов вместе с Владимиром Похилько переехал в США , а затем, в 1996 году, вместе с Хенком Роджерсом основал компанию The Tetris Company , которая наконец-то позволила ему получать роялти от своей игры. Он помог разработать головоломки для игры Yoshi’s Cookie для SNES и создал игру , которая включает в себя более традиционные головоломки в стиле пазлов . Пажитнов и Похилько основали компанию AnimaTek, занимающуюся 3D-программами, которая разработала заставку El-Fish .
Он работал в компании Microsoft с октября 1996 года по 2005 год. Во время работы в компании он занимался разработкой Microsoft Entertainment Pack: The Puzzle Collection, MSN Mind Aerobics и MSN Games . Новая, улучшенная версия игры Hexic, Hexic HD, разработанная Пажитновым, была включена в каждый новый пакет Xbox 360 Premium.
В 1997 году Computer Gaming World поставил Алексея Пажитнова на четвёртое место в списке самых влиятельных людей в игровой индустрии .
Электроноргтехника (Elorg), которая стала приватизированной российской компанией, была продана компании The Tetris Company в январе 2005 года за $15 млн . 18 августа 2005 года выпустила анонс о том, что Алексей Пажитнов присоединяется к этой компании и приступает к разработке новой серии игр.
7 марта 2007 года был удостоен награды Game Developers Choice Awards First Penguin Award .
24 июня 2009 года удостоен почётной награды LARA — Der Deutsche Games Award .
31 марта 2023 года на стриминговом-сервисе Apple TV+ состоялась премьера фильма « Тетрис », в котором роль Пажитнова исполнил Никита Ефремов .
Включён в «Зал Славы видеоигровой индустрии России» .
Пажитнов проживает в Клайд-Хилле, Вашингтон , также имеет квартиру в Москве , где он регулярно бывает . Семья: жена Нина, и двое детей — Пётр и Дмитрий (4 ноября 1986 — 3 июля 2017) . Дмитрий погиб в горнолыжном происшествии на горе Рейнир в 2017 году .
После вторжения России на Украину в 2022 году Пажитнов выступил с заявлением, в котором осудил войну и заявил, что «уверен, что Путин и его ненавистный режим падут и нормальный мирный образ жизни будет восстановлен на Украине и, будем надеяться, в России» .
Название | Год выпуска | ОС , компьютер | Роль Пажитнова |
---|---|---|---|
Muddled Casino | 1982 | Электроника-60, впоследствии порт на IBM PC | Оригинальная идея, разработка для Электроники-60 |
Tetris | 1984 | Электроника-60 , IBM PC | Оригинальная идея, (алгоритм вместе с Дмитрием Павловским, программу c Электроника-60 на IBM PC перенёс Вадим Герасимов ) |
Welltris | 1989 | Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64, DOS , Macintosh и ZX Spectrum | Общий дизайн игры, совместно с Андреем Сгеновым (aka Andrei Sgenov) |
Faces | 1990 | DOS , Macintosh | Оригинальная идея (вместе с Владимиром Похилко) |
1990 | TurboGrafx-16, Arcade, Game Boy & NES | Оригинальная идея | |
1990 | Famicom Disk System ( Япония ) | Idealist | |
1993 | DOS | Оригинальная идея (вместе с Владимиром Похилко) | |
1994 | Windows 3.x | Фотография Пажитнова на обложке игры. | |
1994 | Game Boy & Super NES | Общий дизайн игры | |
Knight Moves | 1995 | Microsoft Windows | Idealist |
Ice & Fire | 1995 | Windows, Macintosh | Оригинальная идея (вместе с Владимиром Похилко) |
1995 | Microsoft Windows | Оригинальная идея. Фотография Пажитнова на обложке игры. | |
1997 | Nintendo 64 | Помощник | |
1997 | Windows & Game Boy Color | Дизайн игр Fringer, Mixed Genetics, Lineup, Color Collision, Charmer и Muddled Casino | |
1999 | Windows | Общий дизайн игры | |
2005 | Xbox 360 | Оригинальная идея и дизайн | |
Dwice | 2006 | Windows | Общий дизайн игры |
2007 | Xbox 360 | Общий дизайн игры | |
2013 | iOS | Оригинальная идея и дизайн |