Interested Article - Мирославово Евангелие

Мирославово Евангелие ( серб. Мирослављево јеванђеље ) — рукописное Евангелие - апракос , написанное около 1180 года . Является древнейшим кириллическим памятником сербской письменности. Хранится в Национальном музее Сербии в Белграде . В 2005 году ЮНЕСКО включило Мирославово Евангелие в реестр « Память мира » .

История рукописи

Своё название рукопись получила благодаря записи писца — дьяка Григория, который оставил запись, что эта рукопись была написана им «златом» для князя en , брата Стефана Немани , основателя династии Неманичей . Мирослав владел Хумской землёй и заказал Евангелие для построенной им церкви Святого Петра на Лиме в Биелом-Поле (сегодняшняя Черногория) .

Рукопись была обнаружена в 1845—1846 году в афонском монастыре Хиландар архимандритом Порфирием (Успенским) , который изъял из неё один лист (л. 165) и вывез его в Россию (хранился в собрании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге ). О времени и обстоятельствах появления рукописи на Афоне точных данных нет, предполагается, что она была привезена основателем монастыря Хиландар князем Стефаном Немани (в монашестве Симеон), скончавшемся на Афоне в 1199 году .

Попавший в Россию лист Мирославова Евангелия появился на исторической выставке в Киеве , где привлек внимание сербского фотографа Стояна Новаковича. Сербские научные круги проявили интерес к Мирославову Евангелию, после чего король Сербии Александр I Обренович в 1896 году посетил Хиландарский монастырь и погасил все его долги, а ему в знак благодарности были переданы различные реликвии, среди которых было и Мирославово Евангелие .

В настоящее время рукопись хранится в Национальном музее Сербии . В 2007 году с 20 по 23 сентября Евангелие демонстрировалось перед алтарём храма Святого Саввы на Врачаре ( Белград ) .

В 1897 году в Вене хромофототипическим способом Мирославово Евангелие издал Любомир Стоянович . Первыми исследователями рукописи стали русские специалисты В. В. Стасов , Ф. И. Буслаев и Н. П. Кондаков .

Во время переворота 1903 года книга таинственно исчезла, а затем так же таинственно появилась в королевском архиве . Во время Первой мировой войны Евангелие оказалось на острове Корфу , а затем вместе с сербской армией вернулось в Белград в 1918 году. Во время Второй мировой войны , когда было полностью уничтожено здание Национальной библиотеки Сербии вместе с собранием книг и бесценными коллекциями, древняя книга избежала гибели: накануне бомбардировки один из профессоров тайно унес ее домой для изучения .

На период выставки «Путями Мирославова Евангелия», проходившей в сербской столице в музее Вука и Доситея в марте 2015 года, из России была доставлена недостающая страница, и впервые памятник сербской и мировой культуры предстал в полном объеме . В октябре 2016 года Сербии была передана изготовленная вручную петербургскими специалистами копия недостающей страницы .

О том, что Россия возвращает Сербии 166-ю страницу Мирославова Евангелия, впервые было заявлено президентом Сербии Александром Вучичем на пресс-конференции с Владимиром Путиным 17 января 2019 года, хотя вопрос передачи Белграду оригинала недостающего листа древней рукописи обсуждался более 170 лет . В июле 2020 года президентом России был подписан закон о ратификации соглашения с Сербией о передаче 166-го листа Мирославова Евангелия. Соответствующее решение было принято и парламентом Сербии в январе 2020 года .

В 2020 году вырванный лист должен был быть передан Сербии в обмен на семь картин Николая Рериха , находившихся в Югославии с 1941 года .

Описание

Первый разворот рукописи

Мирославово Евангелие состоит из 181 листа, написано на пергамене высокого качества. Текст написан двумя писцами в два столбца. Украшают рукопись заставки инициалы , превосходящие по своим художественным достоинствам другие славянские образцы своего времени. Они имеют романский характер и возможно были заимствованы из книг монастырей Апулии . Инициалы включают в себя изображения человеческих фигур, выполнены красками с применением золота. Рукопись заключена в деревянный переплёт, обтянутый коричневой кожей, который был создан в XV—XVI веках.

Мирославово Евангелие относится к полным апракосам. Его отличие от других полных апраксов состоит в том, что будние чтения из Евангелия от Марка в период от Пятидесятницы начинаются в нём на неделю раньше чем в других. Этот тип построения апракоса палеограф Л. П. Жуковская назвала Мирославовским .

Характерная особенность текста - одноеровое письмо (когда в рукописи применяется либо только ерь «Ь» либо только еръ «Ъ»). В рукописи везде стоит ерь «Ь» и графема еры «Ы» образована из «Ь» + «І», а не из «Ъ»+«І», как это часто делают в уставном кириллическом письме. Кроме того, диграф «Ы» имеет связку между «Ъ» и «І» (как в диграфах Ю, Ѥ, Ѩ и т.д.).

Издания

Сербские полиграфисты приступили к репринтному изданию Мирославова Евангелия еще в 1993 году, но из-за распада и войн в Югославии работа была прервана, и завершена лишь через пять лет в ЮАР . Уникальное факсимильное издание, дополненное историей книги и научным комментарием, имело общий вес 10 кг и выпущено было в 300-х экземплярах. Два экземпляра были переданы в Россию – Святейшему Патриарху Алексию и ректору МГУ В. А. Садовничему . Часть экземпляров находится в главных национальных библиотеках Парижа , Мюнхена , Вашингтона , Нью-Йорка , Лондона .

Ещё одно факсимильное издание Мирославова Евангелия было представлено в России в июле 2019 года в рамках благотворительного культурно-православного российско-сербского проекта «Белый Ангел» на площадке Музея русской иконы. Организатор презентации факсимиле древнего манускрипта в России Евгения Стрига назвала Мирославово Евангелие «сияющим Евангелием» и рассказала, что издание было отпечатано в Австрии на специально изготовленной бумаге, имеющей защиту от старения и ультрафиолетового излучения. Главным отличием этого издания от предыдущего является то, что удалось воспроизвести сияние золота, которое не смогли повторить в ранних факсимильных копиях древнего манускрипта [ источник не указан 847 дней ] .

См. также

Примечания

  1. (англ.) . UNESCO. Дата обращения: 19 декабря 2009. Архивировано из 13 апреля 2012 года.
  2. . Дата обращения: 24 августа 2023. 3 августа 2020 года.
  3. (рус.) . balkanist.ru (21 февраля 2020). Дата обращения: 13 июля 2023. 13 июля 2023 года.
  4. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. 4 . — С. 103—181 . — ISBN 5-89572-009-9 . 21 июля 2010 года.
  5. . Православие.Ru . Дата обращения: 19 декабря 2009. 11 декабря 2011 года.
  6. . ТАСС (17 января 2019). 3 июля 2019 года.
  7. . Агентство религиозной информации «Благовест» (10 марта 2015). Дата обращения: 3 июля 2019.
  8. . Интерфакс «Россия» (13 октября 2016). Дата обращения: 3 июля 2019.
  9. . ТАСС (13 июля 2020). Дата обращения: 16 июля 2020. 16 июля 2020 года.
  10. Екатерина СЕМЕНОВА, Алина НУЖДИНА | Сайт «Комсомольской правды». . KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (16 июля 2020). Дата обращения: 27 июля 2020. 27 июля 2020 года.
  11. Алексеев А. А. . Дата обращения: 19 декабря 2009. 9 ноября 2013 года.
  12. ИТАР-ТАСС/Cедмица.Ru (30 июня 2006). Дата обращения: 3 июля 2019. 3 июля 2019 года.

Ссылки

  • .
  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней]) // Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Мирославово Евангелие