Interested Article - Музей Тиссена-Борнемисы
- 2021-10-07
- 2
Национальный музей Тиссена-Борнемисы ( исп. Museo Nacional Thyssen-Bornemisza ) — до 1993 крупнейшая в мире частная картинная галерея (наряду с собранием британских монархов). Ныне государственная картинная галерея в Мадриде . Входит в « Золотой треугольник искусств » испанской столицы вместе с Прадо и Центром искусств королевы Софии .
Музей Тиссена-Борнемисы является великолепным дополнением к коллекциям своих соседей по треугольнику: в отличие от Прадо в нём представлены работы итальянских примитивистов и живописцев английской, голландской и немецкой школ, в отличие от Центра искусств собрание Тиссена-Борнемисы включает в себя импрессионистов , экспрессионистов , а также европейские и американские полотна второй половины XX века.
Коллекция занимает дворец Вильяэрмоса недалеко от Прадо. Отдельные произведения экспонируются также в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне .
Когда-то это была вторая по величине частная коллекция в мире после Британской королевской коллекции , насчитывающая более 1600 картин .
История
В начале XX века происходил массовый переток « старых мастеров » из частных собраний Европы в США . В 1920-е годы крупнейший немецкий промышленник, барон Генрих Тиссен-Борнемиса , стал выкупать шедевры из американских собраний, чьи владельцы испытывали финансовые затруднения в связи с Великой депрессией , и возвращать их в Европу.
Из собрания барон приобрёл первый в истории западного искусства живописный портрет человека в полный рост (« Молодой рыцарь на фоне пейзажа » Витторе Карпаччо ), из собрания Пьерпонта Моргана — знаменитый портрет Джованны Торнабуони . Он выкупал произведения искусства у других немецких промышленников и у собственных родственников. В целом же старший барон предпочитал живопись XIX и XX веков. Основная часть собрания была размещена вдали от туристических маршрутов, на принца Фридриха Леопольда на берегу Луганского озера .
В 1986 году барон Ганс Тиссен-Борнемиса объявил, что ищет новый дом для своего художественного собрания, которое к тому времени считалось крупнейшей частной коллекцией мира. Оно досталось Испании в упорном состязании с другими странами. Решающим оказалось слово жены барона Тиссена, бывшей «мисс Испания», Кармен Серверы . Музей Тиссена-Борнемисы официально открылся в 1992 году, в нем было представлено 715 произведений искусства. Сначала картинная галерея приехала в Мадрид на период в девять с половиной лет. В 1993 года при содействии баронессы Тиссен правительство Испании приобрело коллекцию в собственность за символическую сумму в 44 100 млн песет (232 млн фунтов стерлингов).
Коллекция
В настоящее время коллекция музея охватывает восемь столетий европейской живописи, не претендуя на полноту её освещения, а скорее очерчивая её основные направления. Одно из центральных мест в собрании занимают ранние европейские мастера: значительная коллекция треченто и кватроченто (XIV и XV вв.), произведения итальянских художников — Дуччо и его современников, работы ранних фламандских, голландских и немецких мастеров, как Ян ван Эйк , Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн .
В коллекции широко представлены известные художники эпохи ренессанса и барокко , включая Пьеро делла Франческа , Джамбаттиста Питтони , Рафаэля , Тициана , Рубенса . Серьёзный раздел экспозиции музея составляют полотна импрессионистов и пост-импрессионистов — Клода Моне , Огюста Ренуара , Винсента ван Гога , а также шедевры живописи XX века — кубистская работа Пикассо и поздняя работа Пита Мондриана .
Также оказывается весьма своеобразной коллекция североамериканской живописи XIX века, практически неизвестной в Европе и занимающей в музее четыре зала.
-
Дуччо , « Иисус и самаритянка », 1310—1311
-
Витторе Карпаччо , « Молодой рыцарь на фоне пейзажа », 1510
-
Доменико Гирландайо , « Портрет Джованны дельи Альбицци Торнабуони », 1489—1490
-
Ян ван Эйк , Диптих «Благовещенье», ок. 1433—1435
-
Ганс Гольбейн , « », ок. 1537
-
Альбрехт Дюрер , « Христос среди книжников », 1506
-
Караваджо , «Святая Екатерина Александрийская», ок. 1598
-
Рубенс , «Туалет Венеры», ок. 1606—1611
-
Рембрандт , « », ок. 1642—1643
-
Франц Хальс , « Семейный портрет на фоне пейзажа », 1645—1648
См. также
Примечания
- ↑
- (англ.) : Exhibition and museum visitor figures 2021 // The Art Newspaper — 2022. — ISSN
- ↑ Kandell, Jonathan (2002-04-28). . The New York Times (англ.) . 0362-4331 . Дата обращения: 31 января 2024 .
Литература
- Волкова Г. И. Museo Thyssen-Bornemisza // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — М. : Высш. шк. , 2006. — С. 406. — 656 с. — ISBN 5-06-004248-0 .
- 2021-10-07
- 2