Interested Article - Субак

Суба́к ( индон. и балийск. subak ) — система ирригации заливных рисовых полей, традиционная для индонезийского острова Бали . В более широком смысле — социально-экономическая модель балийской сельскохозяйственной общины , объединённой единой ирригационной системой, а также сама подобная община. В основе устройства субака лежат принципы местного этического учения Три хита карана .

Система известна с XI века . В настоящее время на Бали насчитывается около 1300 соответствующих общин, объединяющих порядка 260 тысяч крестьян. В 2012 году система субак причислена к списку Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Социальные и инфраструктурные аспекты

Субак представляет собой традиционную социальную организацию общины в земледельческих районах Бали, основной задачей которой является обеспечение ирригации заливных полей всех её членов. Единственной сельскохозяйственной культурой при этом является рис . С учётом горного рельефа большей части территории Бали, субак практически повсеместно функционирует в условиях террасного земледелия , при котором рисовые чеки располагаются на искусственно созданных или расширенных уступах горных склонов. Численность жителей, объединённых в субак, обычно составляет от нескольких десятков до нескольких сотен человек .

С технической точки зрения субак представляет собой систему распределения водных ресурсов единого источника ( реки , ручья , родника , горного озера ) по многоуровневым террасам, бо́льшая часть которых находится значительно ниже этого источника. Основными её элементами являются плотины , каналы , туннели , запруды , искусственные водопады и отводы воды . Иногда в рамках субака создаются довольно сложные ирригационные сооружения весьма большого масштаба. Так, известны случаи проходки туннелей протяжённостью до 3 километров и глубиной до 40 метров .

Устройство ирригационной системы и её последующая эксплуатация осуществляются на основе взаимопомощи членов общины, в то время как обработка полей ведется ими, как правило, индивидуально. Кроме того, в современных условиях каждый крестьянин регулярно вносит денежный вклад в общинную кассу, из которой осуществляется финансирование работ по поддержанию, ремонту и развитию оросительной инфраструктуры .

Управление системой осуществляется выборным старейшиной, который проводит ежемесячные сходы глав семей, входящих в субак. Помимо руководства собственно ирригационными мощностями, в его полномочия входит также общая координация хозяйственной и общественной жизни участников субака. Важнейшими обязанностями в этом контексте является согласование сроков посадки и уборки риса на различных террасах, а также урегулирование имущественных и, реже, бытовых конфликтов между общинниками. В частности, особое значение имеет обеспечение адекватного вознаграждения тем членам субака, на территории которых располагается источник воды: как правило, значительная часть их угодий занята гидросооружениями, за счёт чего их обрабатываемые участки существенно уменьшаются .

Храм Таман Аюн — самый крупный и известный из балийских храмов, созданных в общинах субак (постройка XVIII века )

Помимо ирригационно-хозяйственной составляющей, ещё одним системообразующим началом субака служит религиозное объединение вокруг единого общинного храма (как и все коренные балийцы, состоящие в субаках крестьяне исповедуют особую местную разновидность индуизма ). Как и ирригационные сооружения, храм также строится сообща и обычно бывает самым крупным архитектурным сооружением на территории субака . С этим связано распространившееся в зарубежных источниках не совсем верное определение субаков как «водных храмов» .

Общинный священник руководит богослужениями и является настоятелем членов субака в их духовной жизни. Водопользование при этом сакрализируется : священник обеспечивает его реализацию в соответствии с принципами религии и балийского философско - этического учения Три хи́та кара́на ( балийск. Tri Hita Karana, буквально — «три источника блага» ). Последнее, предписывающее обретение гармонии в отношениях с божественными силами, природой и окружающими людьми, фактически является идеологической основой существования субака. Пуск воды на поля и все основные фазы хозяйственных работ сопровождаются религиозными церемониями .

Члены одного субака, как правило, систематически вступают во взаимодействие с крестьянами других подобных общин, располагающихся на смежных территориях. Для обеспечения межобщинного взаимодействия несколько субаков могут объединяться в более крупную организационную структуру — «Субак геде́» ( балийск. subak gede, буквально — «большой субак» ), которая, в свою очередь, иногда становится частью структуры ещё более высокого уровня — «Субак агу́нг» ( балийск. subak agung, буквально — «верховный субак» ). В отличие от низовых субаков, объединения субак геде и субак агунг не носят обычно долговременного характера, а формирующиеся в них вертикальные и горизонтальные связи являются значительно менее жёсткими .

История существования субака

Заготовка стройматериалов в субаке. Фото 1930-х годов

Первые упоминания о системе субак относятся к XI веку : к этому времени в общих чертах сформировались её хозяйственная и идеологическая составляющие, существующие в настоящее время. Жизнь подобных общин в рамках средневековых и более поздних балийских государственных образований носила достаточно автономный характер — вышестоящие власти практически не вмешивались в вопросы их внутреннего устройства. Некоторое исключение в этом плане представляет период пребывания Бали в зависимости от яванской империи Маджапахит в XIV XV веках , когда были созданы структуры чиновничьего надзора за работой земледельческих общин .

Хозяйственная и общественная автономия субаков сохранялась и в период нидерландской колонизации Бали с начала XX века до Второй Мировой войны . Более того, голландцами был принят ряд законодательных актов, закреплявших структуру субака. Не произошло сколь-либо существенных нарушений общинного уклада и принципов ирригационной инфраструктуры и в период японской оккупации Бали в 1942 1945 годах .

Власти независимой Республики Индонезии не предпринимали целенаправленных мер по ликвидации системы субака. Однако аграрная политика президента Сукарно в 1950-х — первой половине 1960-х годов , направленная на централизацию управления сельским хозяйством по социалистическому образцу, существенно сказалась на стабильности балийской традиционной общины. На местах создавались параллельные административно-командные структуры, субаки искусственно объединялись в хозяйства более высокого уровня .

Религиозная церемония в общинном храме субака. Фото 1920-х годов

После прихода к власти в 1965 году военного режима во главе с Сухарто и перехода страны на капиталистические методы хозяйствования существование субаков было поддержано на законодательном уровне. Однако под воздействием процессов зелёной революции система ведения сельского хозяйства на Бали, как и по всей Индонезии, продолжала изменяться, во многом подрывая традиционные основы функционирования субака . Кроме того, развитие на Бали промышленности и индустрии туризма привело к выводу значительной части земель из сельхозобращения — порядка тысячи гектаров в год . В результате количество субаков существенно сократилось .

В 1970-е годы субак стал предметом международных научных исследований . Его изучением, в частности, плотно занимались такие видные американские антропологи , как Клиффорд Гирц и (англ.) , причем последний, создав электронную модель субака, доказал его сохраняющуюся экономическую рентабельность .

В 1990-х 2000-х годах индонезийскими властями был предпринят ряд мер по сохранению субаков и стимулированию их деятельности. По состоянию на начало 2010-х годов на Бали насчитывается около 1300 общин такого рода, объединяющих порядка 260 тысяч крестьян. Общая площадь возделываемых там орошаемых полей составляет около 19 500 гектаров .

Включение в список всемирного наследия

С начала 1990-х годов в Индонезии на правительственном уровне предпринимались активные усилия по международной популяризации субака как дополнительного фактора повышения туристической привлекательности Бали. После многолетней проработки соответствующего вопроса с ЮНЕСКО в ходе 36-й сессии Комитета Всемирного наследия этой организации , прошедшей в июне июле 2012 года в Санкт-Петербурге , субак был занесен в список Всемирного наследия .

Субак стал восьмым по счету индонезийским объектом, причисленным к юнесковскому Всемирному наследию. В результате по общему количеству подобных исторических и природных памятников Индонезия вышла на первое место в регионе Юго-Восточной Азии (ранее с семью объектами делила первое место с Вьетнамом ) .

Примечания

  1. Wayan Windia. (англ.) (2010). — Доклад о субаке на семинаре по истории ирригации в Юго-Восточной Азии, проведённом 13 октября 2010 года в Джокьякарте (англ.) . Дата обращения: 24 октября 2014. 28 сентября 2012 года.
  2. Michael Mobbs. (англ.) . Дата обращения: 24 октября 2014. 28 сентября 2012 года.
  3. J. Stephen Lansing. (англ.) . Дата обращения: 24 октября 2014. Архивировано из 28 сентября 2012 года.
  4. (англ.) . Jakarta Post (21 мая 2012). — Электронная версия газеты «Джакарта пост». Дата обращения: 24 октября 2014. 28 сентября 2012 года.
  5. Wasti Atmojo, Rita A. Widiadana. (англ.) . Jakarta Post (5 июня 2009). — Электронная версия газеты «Джакарта пост». Дата обращения: 24 октября 2014. 28 сентября 2012 года.
  6. (англ.) . UNESCO. Дата обращения: 24 октября 2014. 28 сентября 2012 года.
  7. (англ.) . UNESCO. — Список объектов Всемирного наследия на официальном сайте ЮНЕСКО. Дата обращения: 24 октября 2014. 28 сентября 2012 года.
Источник —

Same as Субак