История права Германии
- 1 year ago
- 0
- 0
ЛГБТ-движение в Германии пережило три волны в своём развитии. С конца девятнадцатого века (до прихода к власти нацистов ) появились первые в мировой истории исследования природы гомосексуальности , журналы для геев и лесбиянок и фильмы о них. Вторая волна (1960—1980-е годы) привела к образованию правозащитных ЛГБТ-организаций, становлению гей-культуры Германии, первым демонстрациям и гей-прайдам . Современный этап германского ЛГБТ-движения ознаменовался развитием широкой сети узкопрофильных ЛГБТ-организаций, законодательным урегулированием статуса однополых семей и запретом дискриминации гомосексуалов. В 2017 году в стране были легализованы однополые браки с правом совместного усыновления детей.
Великая французская революция (1789—1799) и провозглашение Декларации прав человека и гражданина (1789) положили начало процессу отделения церкви от государства и заложили основы для либерализации отношения к гомосексуалам в Западной Европе. В 1787 году в уголовном кодексе императора Священной Римской империи Иосифа II , действующего на наследственных землях Габсбургов , была отменена смертная казнь за однополые отношения и заменена штрафами.
В 1791 году во Франции была официально декриминализированы гомосексуальные отношения, что также сохранилось и во французском Уголовном кодексе 1810 года. Благодаря Наполеоновским войнам французское право распространилось на многие подконтрольные территории, в том числе на некоторые немецкие государства.
30 сентября 1817 года в Швейцарии был публично казнён гомосексуальный мужчина за убийство своего любовника. Эта история глубоко затронула немецкоязычного писателя Генриха Хёссли ( нем. Heinrich Hössli ), вследствие чего он провёл собственное расследование этой истории и на её основе написал книгу «Эрос: Мужская любовь греков» ( нем. Eros. Die Männerliebe der Griechen ), которая считается первым трудом по защите гомосексуальности в современной истории.
В 1870 году прусское уголовное законодательство, карающее за однополые связи, было перенято Северогерманским союзом , а в 1871 году оно распространилось на территорию всей Германской империи в результате объединение германских государств в единое государство . С 1 января 1872 года новый кодекс вступает в силу, в нём параграф о «противоестественном блуде», наконец, получает номер 175 , с которым он и становится печально известным.
Немецкий юрист и писатель Карл Генрих Ульрихс , живший в Королевстве Ганновер , где гомосексуальность уголовно не преследовалась, с 1850-х годов занимался изучением феномена гомосексуальности. Им было опубликовано множество статей из серии «Загадки мужской любви» ( нем. Räthsel der mannmännlichen Liebe ), в которых он в частности разработал раннюю концепцию сексуальной ориентации . Изучая сексуальность человека, Ульрихс различал с одной стороны, «дионингов» ( нем. Dioninge ) — мужчин, любящих женщин, и женщин, любящих мужчин, и с другой стороны, « урнингов » ( нем. Urninge ) — мужчин, любящих мужчин, и «урнинд» ( нем. Urninden ) — женщин, любящих женщин . Ульрихс полагал, что уранизм является врождённым свойством человека и поэтому гомосексуалы не должны привлекаться к уголовной ответственности.
В 1864 году Ульрихс в своей работе «Vindex. Social-juristische Studien über mannmännliche Geschlechtsliebe», изданной в Лейпциге , не только требовал прекращения уголовного наказания и общественного порицания однополой любви, но и призывал самих гомосексуалов объединяться и бороться за свои гражданские права . В своих исследованиях Ульрихс утверждал, что в каждом городе с более чем 100 000 жителями имеется не менее 50 взрослых гомосексуалов, а во всей Германской империи должно насчитываться до 35 тысяч гомосексуалов . Своими многочисленными публикациями Ульрихс пытался пробудить в гомосексуалах стремление к эмансипации и борьбе за свои права, а также разъяснить обществу последствия преследования однополой любви .
Летом 1869 года Карл Маркс отправил Фридриху Энгельсу одну из брошюр Ульрихса . В своём ответном письме от 22 июня 1869 года Энгельс писал: .
|
29 августа 1867 года на заседании немецких юристов в Мюнхене , в котором принимали участие более 500 человек, Ульрихс впервые предложил не рассматривать гомосексуальные отношения с позиции правонарушений и отменить все имеющиеся уголовные преследования гомосексуалов. Такое предложение не вызвало восторга у юристов, которые не дали Ульрихсу закончить свою речь, посчитав его доклад скандальным, «чрезмерно сексуализированным» и порочным .
В 1870 году Ульрихс пытается организовать журнал для гомосексуалов «Уранус», однако после выхода первого номера журнал прекращает своё существование . Вскоре в 1880 году Ульрихс по причине всё более ухудшающегося отношения его коллег к нему и общества в целом к его работам эмигрировал в Италию . Умер он в 1895 году в небольшом итальянском местечке Акила в бедности и забвении .
В 1869 году берлинский публицист венгерского происхождения Карл Мария Кертбени , занимавшийся вопросами прав человека, анонимно издал листовку , в которой высказывался против уголовного преследования однополых отношений. В ней он впервые использовал слова «гомосексуальность» и «гетеросексуальность» .
В конце девятнадцатого века благодаря публикациям научных работ многих именитых врачей- психиатров гомосексуальность начинает считаться психическим заболеванием . Термины «гомосексуальность» и «гетеросексуальность» в то время обозначали исключительно сексуальное поведение, то есть конкретные сексуальные контакты, а не чувства, желания или фантазии .
В 1869 году берлинский психиатр Карл Вестфаль вводит термин «контрерсексуальность» ( нем. Konträrsexualität ) для лиц, практикующих однополые сексуальные контакты, и лиц, носящих одежду противоположного пола. Таких людей Вестфаль относит к психически больным .
В 1886 году психиатр и сексолог Рихард фон Крафт-Эбинг , руководивший также приютом для умалишённых, опубликовывает свой знаменитый труд «Psychopathia sexualis» , в котором он различает врождённую и приобретённую формы гомосексуальности и вводит их в ранг сексуальных девиаций и половых извращений .
В 1891 году психиатр и сексолог Альберт Молль опубликовывает первую монографию на немецком языке, целиком посвящённую гомосексуальности, — свой труд «Die Conträre Sexualempfindung» . Он считает гомосексуальность врожденным свойством и причисляет её к болезненной перверсии , а также высказывается против уголовного преследования гомосексуалов .
Состоявшийся в 1895 году в Лондоне громкий судебный процесс против английского поэта Оскара Уальда по обвинению в сексуальных связях с Альфредом Дугласом , в результате которого поэт был приговорён к двум годам тюрьмы и принудительным работам, послужил толчком для немецкого врача и сексолога Магнуса Хиршфельда к общественной деятельности по декриминализации и общественному признанию однополых контактов между мужчинами .
15 мая 1897 года усилиями Магнуса Хиршфельда, Научно-гуманитарный комитет — первая в мире организация, отстаивающая права гомосексуалов; одной из целей Комитета стала борьба за отмену § 175 . В 1902 году возникают региональные представительства Комитета в Франкфурте-на-Майне , Мюнхене , Дюссельдорфе и Лейпциге .
, и был основанВ 1897 году Комитет подаёт первую петицию Рейхстагу с просьбой отменить преследование гомосексуальных контактов . Петицию подписали более 6 тысяч учёных, политиков и деятелей искусства . В 1900 году Комитетом была подана вторая подобная петиция . Третья петиция была подана в 1904 году, но она была отклонена, и в 1907 году она была подана снова, но также не имела никакого успеха .
В 1899 году Научно-гуманитарный комитет выпускает первый научный журнал по сексологии — «Ежегодник промежуточных половых ступеней» ( нем. Jahrbuch für sexuelle Zwischenstufen ), который выходил в течение следующих 23 лет вплоть до 1923 года . Ежегодник стал важнейшей платформой для дискуссий о гомосексуальности; в журнале регулярно печатались результаты научных исследований, историкографические статьи и биографические эссе . В работах Хиршфельда и его последователей в центре внимания стоит промежуточное половое положение гомосексуалов — фемининного гомосексуального мужчины и маскулинной гомосексуальной женщины .
Созданное в 1903 году Адольфом Брандом ( нем. Adolf Brand ) «Сообщество своих» ( нем. Gemeinschaft der Eigenen ), представляющее собой закрытое общество подписчиков журнала «Свой» (и являющееся второй гей-организацией Германии после Комитета), отвергало идеи Хиршфельда о фемининности гомосексуальных мужчин как стереотипное карикатурное представление и воспевало мужественность . Первый журнал для гомосексуалов «Свой» ( нем. ) был основан Брандом в 1896 году .
В 1901 году Научно-гуманитарный комитет публикует предназначенную для широких масс статью Хиршфельда «Что должен знать народ о третьем поле» ( нем. „Was muss das Volk vom Dritten Geschlecht wissen!“ ) . С 1903 года Хиршфельд следует примеру таких известных сексологов как Хэвлок Эллис и и проводит исследования, призванные показать отсутствие взаимосвязи между гомосексуальностью и дегенерацией личности .
В 1903 году Хиршфельд проводит массовое анкетирование студентов, целью которого является получение статистических данных о количестве гомо- и бисексуалов в обществе. В результате исследования Хиршфельд приходит к выводам о том, что 1,5 % населения гомосексуальны и 3,9 % бисексуальны . Один из студентов, получивший анкету Хиршфельда по почте, подаёт против него иск по причине «оскорбления» и «распространения развратной литературы». Иск против Хиршфельда был удовлетворён и исследователь был приговорён к денежному штрафу в 200 марок .
Прошедшая в 1907—1909 годы череда громких процессов, связанных с делом Хардена-Ойленбурга , значительно усиливает антигомосексуальные настроения в обществе . Хиршфельд назначается экспертом в деле для установления гомосексуальности участников процесса. В результате того, что Хиршфельд после окончания одного из процессов и уже в процессе другого вдруг отказывается от выводов своей предыдущей экспертизы, к нему теряется доверие и в результате многие члены Научно-гуманитарного комитета выходят из него и основывают организацию Sezession (« Сецессия ») . В результате возникших в Комитете противоречий в нём наступает кризис .
В 1908 году Хиршфельд вместе с психоаналитиком Карлом Абрахамом проводят официальное исследование мужчины, после чего мужчина получает официальное разрешение от властей на ношение женской одежды . В 1910 году Хиршфельд вводит термин «трансвестит» для обозначения мужчин и женщин, предпочитающих носить одежду противоположного пола, несмотря на то, что большинство психоаналитиков (в частности, Исидор Задгер и Вильгельм Штекель ) продолжают причислять таких людей к гомосексуалам .
В 1914 году Хиршфельд издаёт монографию «Гомосексуальность мужчины и женщины» ( нем. „Die Homosexualität des Mannes und des Weibes“ ), в которой впервые в истории предлагает концепцию терапии гомосексуалов с целью примирения их со своей сексуальностью, а не с целью превращения их в гетеросексуалов .
С падением империи и созданием Веймарской республики (1918) были гарантированы свободы слова и собрания всем гражданам. В это время происходит расцвет гомосексуального движения и появляется большое число организаций гомосексуалов .
Первые такие «кружки», задачей которых было улучшение социального и общественного положения гомосексуалов, возникли в крупных городах уже в 1919 году . Например, в Берлине был создан «Берлинский дружеский союз» ( нем. Berliner Freundschaftsbund ), целью которого была провозглашена борьба за улучшение социального, политического и юридического положения гомосексуалов . В 1920 году на его базе при сотрудничестве организаций гомосексуалов из Гамбурга и Франкфурта-на-Майне создаётся «Немецкое объединение дружбы» ( нем. Deutscher Freundschaftverband ), представляющее собой координационный центр для различных региональных групп . В 1921 году в Касселе состоялся первый съезд «Немецкого объединения дружбы», в котором приняли участие 8 региональных организаций гомосексуалов . В последующие годы до 1929 года проходили также несколько подобных встреч .
В 1922 году «Немецкое объединение дружбы» было преобразовано в «Союз за права человека» ( нем. Bund für Menschenrecht ), ставший единственной на то время массовой организацией гомосексуалов . Первым председателем Союза стал издатель ( нем. ) . Печатным органом организации был «Бюллетень за права человека» ( нем. Blatt für Menschenrecht ) . Основной целью Союза была провозглашена отмена уголовного преследования и борьба с общественными предрассудками против гомосексуалов. Несмотря на небольшое число активных членов, занимающихся борьбой за политические цели, в общей сложности в апреле 1924 года Союз насчитывал 12 тысяч членов . К 1929 году число членов возросло до 48 тысяч . В то же время «Сообщество Своих» Адольфа Бранда насчитывало не более 2-3 тысяч членов . Большинство местных кружков «Союза за права человека» представляли собой досуговые встречи по интересам и обсуждение новостей .
В 1923 году «Союзом за права человека», Научно-гуманитарным комитетом и «Сообществом Своих» был основан «Активный комитет» ( нем. Aktionskomitee ) для осуществления координации действий . Основной задачей Научно-гуманитарного комитета являлась подготовка научной почвы для отмены параграфа 175 . В то же время «Союз за права человека» перенял на себя все необходимые контакты с государственными учреждениями и проведение разъясняющей работы с общественностью . Задачей «Сообщества Своих» стала информационная пропаганда посредством искусства .
Между «Союзом за права человека» и Научно-гуманитарным комитетом имелись разногласия по различным вопросам. В то время как Союз требовал лишь декриминализации сексуальных контактов между совершеннолетними мужчинами старше 18 лет, Комитет требовал полного правового уравнивания гомосексуальных и гетеросексуальных контактов и понижения возраста согласия до 16 лет . Кроме того, Союз подвергал большой критике феминизированных гомосексуалов и трансвеститов за их «отталкивающий облик» и, как следствие, усиление гомонегативистских настроений в обществе; тогда как в Научно-гуманитарном комитете женственные мужчины и трансвеститы рассматривались как естественное проявление мужской гомосексуальности в соответствии с теорией Хиршфельда о «промежуточных сексуальных ступенях» ( нем. sexuelle Zwischenstufen ) .
В 1919 году Магнусом Хиршфельдом в Берлинском районе Тиргартен был основан Институт сексуальных наук , плотно сотрудничающий с Научно-гуманитарным комитетом , который перемещается в Институт и образует в нём «Отдел сексуальных реформ» . Институт активно контактировал в своих исследованиях с гомосексуалами и трансгендерами . В исследованиях Института гомосексуалы рассматривались как представители третьего пола наряду с мужчинами и женщинами, поэтому они не должны быть преследуемы из-за наличия у них определённого врождённого качества .
С основанием Института Хиршфельд преследовал целью углубление научно-исследовательской базы по вопросам гомосексуальности с целью отмены антигомосексуального § 175 , а также рассмотрение общих вопросов человеческой сексуальности и способствование проведению сексуальных реформ . В частности, в Институте проводились общественные вечера вопросов и ответов по темам сексуальности, семейной жизни, гигиены тела, контрацепции , аборту, гомосексуальности, половым инфекциям и другим вопросам . Таким образом, Институт являлся во многом практическим и научно-популярным продолжением Научно-гуманитарного комитета .
Австрийский физиолог яичнике или мужской мошонке , в связи с чем Штайнах предлагает в качестве «лечения» гомосексуалов их одностороннюю кастрацию и замену одного «гомосексуального» яичка на «гетеросексуальное» . Хиршфельд перенимает эти идею и направляет некоторых своих пациентов на подобные операции, однако они не приводят к успеху, поэтому в 1922 году подобные операции прекращаются .
в 1919 году приходит к идее о том, что причина гомосексуальности лежит в женскомВ 1919 году режиссёром Рихардом Освальдом в соавторстве с доктором Хиршфельдом был снят немой фильм « Не такой как все » с Конрадом Фейдтом в главной роли — мелодрама об однополой любви, шантаже и смерти. Целью фильма было просвещение населения по вопросам гомосексуальности . Показ фильма был отменён полицией в Вене , Мюнхене и Штутгарте . Создатели фильма обвинялись в гомосексуальной пропаганде . Прусский ландтаг отклонил предложение о запрете фильма на территории Пруссии по причине того, что запрет фильма противоречил бы свободе слова, гарантированной конституцией Веймарской республики . 25 апреля 1920 года немецкий парламент ввёл-таки цензуру в кино. О том, повлиял ли фильм «Не такой как все» на это решение, говорить трудно . Предпринятая в 1927 году попытка снять переработанную версию фильма не увенчалась успехом из-за принятого закона о цензуре .
С 1921 года Институт сексуальных наук проводил международные конгрессы по вопросам сексологии , гомосексуальности и сексуальным реформам . В конце 1920-х — начале 1930-х годов подобные конгрессы врачей-сексологов проходили в нескольких городах мира. Для координации международных конгрессов в 1928 году была создана Всемирная лига сексуальных реформ , президентами которой наряду с Магнусом Хиршфельдом были также назначены Огюст Форель (Швейцария) и Хэвлок Эллис (Англия) . Практическими задачами Лиги было распространение сексологических знаний с целью легализации абортов, либерализации семейного права и отмены уголовного преследования гомосексуалов . Лига провела международные конгрессы в Копенгагене (1928), Лондоне (1929), Вене (1930) и Брно (1932) .
В результате гиперинфляции в стране и появлении множества журналов и газет для гомосексуалов в 1923 году выпуск издаваемого Научно-гуманитарным комитетом «Ежегодника промежуточных половых ступений» был прекращён .
В 1929 году внутри Научно-гуманитарного комитета возникает очередной кризис, вызванный недовольством руководства, в результате чего Хиршфельд покидает пост председателя Комитета. Новым руководителем Комитета становится бывший заместитель Хиршфельда Отто Юлиусбургер ( нем. Otto Juliusburger ) . После ухода Хиршфельда меняется курс Комитета, который вскоре отказывается от теории «промежуточных ступеней» и статвит под вопрос связь мужской гомосексуальности и фемининности .
В издательстве Фридриха Радсцувайта выходил целый спектр газет и журналов для гомосексуальных мужчин и женщин, тираж некоторых из которых доходил до 100 тысяч экземпляров в месяц . Один лишь журнал «Остров» ( нем. Insel ) к 1930 году достиг тиража в 150 тысяч экземпляров . Пресса для гомосексуалов была свободно доступна в газетных киосках крупных городов . Радсцувайт открывает в Берлине книжный магазин для гомосексуалов, в котором можно было приобрести не только художественную литературу, газеты и журналы, но и эротические фотографии . С 1924 года в издательстве Радсцувайта выходит лесбийский журнал «Подруга» ( нем. Die Freundin ), в котором размещается также небольшой блок для трансвеститов .
В 1925 году один из номеров журнала «Свой» выходит под другим названием «Тётка» ( нем. Tante ). Номер полностью посвящается критике Хиршфельдовской теории мужской гомосексуальности и позиции Научно-гуманитарного комитета , феминизирующих гомосексуальных мужчин .
В журналах для гомосексуалов в большом количестве публиковалась также и беллетристика , затрагивающая гомосексуальные темы . С увеличением числа каминг-аутов в обществе многие авторы, в том числе и известные, начинают обращаться к теме гомосексуальности в своих произведениях . Уже в 1913 году Томас Манн публикует свою новеллу « Смерть в Венеции », в которой он описывает собственные гомосексуальные переживания . В ряде произведений его сына Клауса Манна гомосексуальные переживания заняли центральное место — (1926), (1929) и (1932), вышедших в издательстве S. Fischer Verlag .
Большой успех имел вышедший в 1919 году роман русской эмигрантки Елены Нагродской «Бронзовая дверь» ( нем. Die bronze Tür ), рассказывающий о проблемах равноправия однополой любви. Роман выдержал пять переизданий и был экранизирован в 1928 году венским режиссёром Хансом Эффенбергером ( нем. Hans Effenberger ) . Также и Стефан Цвейг также обращается теме гомосексуальности в своей новелле « Смятение чувств » .
Практически в каждом крупном городе имелись бары и закусочные для гомосексуальной публики . По всей стране от Кёнигсберга до Кёльна, от Фленсбурга до Мюнхена проходили различные увесилительные мероприятия, пряздники и балы, организованные для гомосексуалов .
Сексуальные меньшинства не вписывались в нацистскую идеологию чистой « арийской расы », согласно которой любое проявление сексуальности , выходящей за пределы «арийского брака» считалось грязным и опасным . Ужесточение преследования гомосексуальных мужчин в нацистской Германии и последующие стремления к проведению кастрации над всеми осуждёнными связано с нацистской идеологией расовой гигиены и попытками защиты « арийской расы » от «заразного дегенерирующего влияния гомосексуализма» .
С первых же месяцев после его прихода к власти нацистами издаются несколько указов о закрытии «безнравственных» ( нем. unsittlich ) заведений, служащих «местами встреч» людей, «предающихся противоестественному разврату» и проституции, которая была объявлена вне закона. Согласно этому закону, закрываются и большинство кафе и баров, известных как места встреч гомосексуалов .
Также закрывается большинство, по мнению нацистов, «грязных журналов» ( нем. „Schmutzschriften“ ), в числе которых оказываются также различные информационные и художественные издания для гомосексуалов . Среди запрещённых изданий оказываются такие журналы, как Blätter für Menschenrecht , Die Insel , Der Kreis и другие . К марту 1933 года закрываются все оставшиеся ЛГБТ-журналы . Тем не менее издаваемый в нейтральной Швейцарии журнал Der Kreis до 1951 года оставался единственным немецкоязычным изданием, освещавшим жизнь гомосексуалов в Германии .
В январе 1933 года от воспаления лёгких умирает несменный секретарь Научно-гуманитарного комитета . Через некоторое время сам Комитет, с 1897 года борющийся за отмену параграфа 175 , завершает свою работу и распускается . 6 мая 1933 года нацисты разрушают созданный Хиршфельдом Институт сексуальных наук в Берлине . В этом же году прекращают свою деятельность все организации гомосексуалов в стране . Сам Хиршфельд покидает страну и умирает в 1935 году в Ницце (Италия) .
Указом от 26 июня 1935 года были приняты изменения и дополнения к закону « О предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями », согласно которым разрешалась кастрация «по собственному желанию» для гомосексуальных мужчин, либо уже осуждённых по § 175, либо уже отсидевших, если в их отношении есть опасность рецидива .
1 сентября 1935 года вступил в силу более жёсткий, исправленный вариант § 175 . Теперь кроме «противоестественного прелюбодеяния между лицами мужского пола или человека с животным» он охватывал широкий спектр «непристойных домогательств» и «непристойное» поведении мужчин. По новому немецкому закону тюремным заключением стали наказуемы не только взаимный онанизм , но даже и попытки заигрывания — прикосновения или взгляды .
Между 1933 и 1944 годами по § 175 в нацистской Германии было осуждено от 50 до 100 тысяч мужчин, из них около четырёх тысяч подростков .
Для систематического учёта и контроля гомосексуальных мужчин 10 октября 1936 года секретным указом Гиммлера было основано под управлением Гестапо . Объединение двух данных «преступлений» также свидетельствует о постановке человеческой сексуальности на государственный контроль .
В 1937 году последовало очередное ужесточение закона «Об опасных рецидивистах». Теперь любой отсидевший срок при совершении им малейшего проступка или в случае наличия «преступной склонности» и вероятности «повторного совершения им преступления» мог в любой момент с целью «исправления» и «выздоровления» быть направлен в концентрационный лагерь на неопределённый срок. Таким образом, любой однажды уличённый и отсидевший срок гомосексуальный мужчина, мог в любой момент быть депортирован в концлагерь .
В мае 1945 года с окончанием войны большинство заключённых тюрем и все заключённые концлагерей были освобождены войсками союзников . Уже в 1945 году на развалинах Берлина были вновь открыты первые гей-бары , несмотря на продолжающееся официальное действие § 175 в его ужесточённой нацистской редакции .
В 1946 году Контрольный совет оккупированной Германии предложил отменить неправовое нацистское законодательство и привести уголовный кодекс к довоенному кайзеровскому времени или к варианту Веймарской республики . При этом решение о том, являются ли параграфы 175 и 175а нацистски идеологически окрашенными, было полностью передано правительствам федеральных земель .
В советской зоне оккупации Германии ещё до образования ГДР суды уже задавались вопросом о правомерности дальнейшего использования параграфов 175 и 175a в нацистской редакции . Уже в 1945 году правительства Тюрингии и Саксонии-Анхальт отказались от § 175 в редакции 1935 года .
Дрезденский психиатр Рудольф Климмер ( нем. Rudolf Klimmer ) в 1947 в своих работах открыто высказывался за отмену § 175 и смягчение § 175a. Его предложения были отклонены правительством, которое посчитало, что перед государством стоят куда более важные проблемы, чем решение такого мелкого вопроса . В 1948 году член саксонского Ландтага Курт Грёбель ( нем. Curt Gröbel ) отправил резолюцию всем ландтагам страны, всем партиям и муниципальным правительствам с призывом выступить за отмену § 175 .
В советской зоне оккупации в 1948 году бывшие гомосексуальные узники безуспешно пытались добиться официального признания в качестве жертв нацизма. Более того, бывшим заключённым с « розовым треугольником » отказывают в членстве в «Союзе преследуемых жертв нацизма» ( нем. Vereinigung der Verfolgten des Naziregimes ) .
Последствия национал-социалистической идеологии давали о себе знать на протяжении ещё длительного времени после окончания войны. Унаследованный от нацистской Германии параграф 175 продолжал действовать в ФРГ в его нацистской редакции до 1969 года без изменений . Все попытки обжалования закона в судебном порядке во всевозможных инстанциях отклонялись, и суды не находили признаков национал-социалистической идеологии и идеологии « расовой гигиены » в нацистской редакции § 175 .
Положение гомосексуалов в Западной Германии оставалось непонятным. С одной стороны, новая Конституция гарантировала им свободу собраний, объединений, прессы и слова, с другой стороны, воспользоваться этими правами часто было опасно . Холодная война также нанесла свой отпечаток на отношение к гомосексуальности в ФРГ. Гомосексуалов нередко называли «агентами Москвы», а Восточную Германию обвиняли в терпимости к гомосексуальным отношениям . Подобный политический климат не способствовал возрождению немецкого движения за права сексуальных меньшинств. Несмотря на это в 1950-е годы в Бремене , Ганновере , Франкфурте-на-Майне и Западном Берлине возникают первые послевоенные гомосексуальные организации . Первой такой организацией стала учреждённая в августе 1949 года во Франкфурте «Ассоцияция за гуманное отношение к жизни» ( нем. Verein für humanitäre Lebenshaltung ), осуществляющая социальную, политическую и юридическую поддержку гомосексуалов . Вместе с бременской «Международной дружеской ложей» ( нем. Internationale Freundschaftsloge ), созданной в сентябре 1951 года , эти две организации в 1950-е годы становятся наиболее политически активными гомосексуальными организациями Западной Германии .
Уже в 1949 году также была предпринята попытка возрождения Научно-гуманитарного комитета , однако в регистрации Комитета было отказано, так как главной его целью была борьба за отмену § 175 . Первая возможность в послевоенное время говорить о гомосексуальности на научном уровне появилась с созданием 12 апреля 1950 года . В 1953 году ФРГ присоединяется к Европейской конвенции по правам человека , однако в 1956 году объявляется, что уголовное преследование гомосексуалов не противоречит Конвенции, так как служит защите здоровья и морали .
В 1950-х годах в ФРГ было вновь организовано около 25 гомосексуальных журналов, хотя многие из них выходили лишь непродолжительное время; некоторые журналы переняли названия довоенных лет — Die Insel , Die Freundschaft и другие . В то же время многие публикации подвергались цензуре или запрещались к распространению. Например, в 1950-х годах издатель гей-журнала Freond был осуждён за «распространение развратных материалов» на одну тысячу марок или два месяца тюремного заключения из-за опубликования в одном номере журнала фотографий мужчин в купальных плавках. В то же время подобные фотографии в те годы свободно размещались в журнале для бодибилдеров . В 1955 году был принят , запрещающий общественную продажу гомосексуальных журналов .
В 1957 году режиссёр Файт Харлан снимает первый послевоенный фильм о гомосексуальности. Однако его лента , созданная при содействии сексолога , терпит большую неудачу и бойкотируется в том числе и самими гомосексуалами . В 1958 году Рудольф Климмер ( нем. Rudolf Klimmer ) в Гамбурге выпускает книгу «Гомосексуальность» ( нем. Die Homosexualität ), получившую положительные отзывы в гомосексуальном движении . В 1959 году Ханс Гизе сам издаёт книгу «Гомосексуальный мужчина в мире» ( нем. Der homosexuelle Mann in der Welt ), в которой он разделяет гомосексуальных мужчин на «способных к созданию союза» ( нем. bindungsfähig ) и неспособных к нему. Вокруг этой книги возникают острые дискуссии внутри гомосексуального движения .
Конституционный суд ФРГ в своём решении от 10 мая 1957 года не нашёл признаков национал-социалистической идеологии в нацистской версии § 175 и подтвердил, что этот параграф «не противоречит идеям свободного демократического государства» . Также суд указал, что применение абз. 2 статьи 3 Конституции ФРГ (о равноправии мужчины и женщины) неприменимо по отношению к гомосексуальности .
В этом же 1957 году в стране происходит череда судебных процессов по антигомосексуальным параграфам, начатая с громкого процесса во Франкфурте-на-Майне. В результате этого становится рискованным быть замеченным в гомосексуальном движении и заметно падает активность гомосексуальных организаций .
1960-е годы в ФРГ ознаменовались резким падением активности гомосексуального движения на фоне усилившегося судебного преследования мужчин за гомосексуальные контакты . В эти годы прекращают выходить практически все гомосексуальные журналы . К 1968 году в стране не остаётся ни одной межрегиональной гомосексуальной организации и выходит лишь два журнала для гомосексуалов — Der Weg и Amigo . В то же время тема гомосексуальности постепенно выносится в общественность. Статьи о гомосексуальности появляются в прессе, в том числе в таких крупных журналах как Der Spiegel и , на телевидении и радио появляются передачи и дискуссии, затрагивающие темы гомосексуальности . В 1962 году Курт Хиллер предпринимает очередную попытку воссоздания Научно-гуманитарного комитета в Гамбурге .
В 1963 году разворачивается острая общественная дискуссия после того, как в Гамбурге мужчине, осуждённому за «тяжёлый блуд между мужчинами» проводится добровольная кастрация для «освобождения от противоестественной половой тяги» на основе принятого в 1935 году нацистами и продолжающего действовать закона «О предупреждении генетических болезней» .
Ещё в 1966 году СвДПГ выступила за полную отмену § 175 , а в 1967 году декриминализацию гомосексуальных контактов открыто поддержал министр юстиции Густав Хайнеман ( СДПГ ) . Соответствующие изменения к уголовному законодательству ФРГ были приняты в июне 1969 года под правлением коалиции христианских демократов и социал-демократов . При этом добровольные сексуальные контакты между мужчинами, достигшими 21-летнего возраста, более не криминализировались . Таким образом, возраст сексуального согласия для гомосексуальных контактов между мужчинами был установлен на отметке в 21 год, при этом возраст согласия для разнополых сексуальных контактов составлял 18 лет .
Добровольные гомосексуальные контакты мужчин с лицами, не достигшими 21 года, принуждение к однополому контакту с использованием зависимого положения и мужская гомосексуальная проституция , согласно новой редакции Уголовного кодекса, наказывались, по-прежнему, тюремным сроком до 5 лет .
Уже в июне 1973 года правительство ФРГ приняло новую редакцию § 175 , в которой возраст сексуального согласия для сексуальных контактов между мужчинами был снижен с 21 года до 18 лет . Закон вступил в силу в ноябре . Между тем возраст согласия для гетеросексуальных контактов составил 16 лет . Конституционный суд ФРГ в том же году подтвердил конституционность разных возрастных планок для гомосексуальных и для гетеросексуальных контактов .
Отмена уголовной ответственности за добровольные сексуальные контакты между взрослыми мужчинами в сентябре 1969 фактически сделало возможным официальную ЛГБТ-деятельность. В результате во многих городах стали возникать новые « гомофильные » организации, ориентирующиеся в своей деятельности на организации 1950-х годов. Среди вновь возникших организаций можно выделить «Международную гомофильную организацию» ( нем. Internationale Homophile Weltorganisation ) и «Союз по интересам гомофилов Германии» ( нем. Interessengemeinschaft Homophiler Deutschlands ) .
Итогом декриминализации однополых отношений стал и резкий рост гомосексуальной субкультуры , проявившийся в возникновении огромного числа баров, кафе, дискотек, клубов и саун для гомосексуалов .
Начало 1970-х годов ознаменовалось сменой поколений и изменением парадигмы в гомосексуальном движении Западной Германии. Закрытые тайные общества консервативного или либерального толка постепенно уступили место молодёжным и студенческим левоориентированным организациям. Если целью ранних гомосексуальных организаций было прекращение дискриминации гомосексуалов, то целью нового молодёжного движения стали социальные изменения в обществе и ликвидация полоролевой фиксации . Формирование нового молодёжного движения сопровождалось формированием новой идентичности — новые группы отказывались от использования слов «гомофил» и стали активно использовать бывшее в то время бранным слово schwul для самообозначения .
Идеи гей- эмансипации получают развитие в начале 1970-х годов среди молодёжи крупных городов, в первую очередь среди студентов и молодых специалистов с высшим образованием. В это время возникают много организаций гомосексуалов (например, организация Homosexuelle Aktion Westberlin ), которые пытаются описать теоретические концепции эмансипации гомосексуалов . Большинство этих организаций тяготели к левым движениям в своих политических взглядах .
Первоначально новые гомосексуальные группы объединяли в себя как геев, так и лесбиянок, однако очень скоро, особенно с оформлением западногерманского феминистического движения , произошло расщепление гомосексуального движения по половому признаку и зарождение лесбийского движения, близкого по духу идеям феминизма . Такое расщепление просуществовало вплоть до 1990-х годов .
В июне 1971 года в Западной Германии благодаря широкому освещению в гомосексуальной прессе стало известно о произошедших в 1969 году в США Стоунволлских бунтах . В 1973 году в ФРГ произошла либерализация законодательства о порнографии, результатом чего стало появление эротических и порнографических гомосексуальных журналов .
4 июля 1971 года на XXI Берлинском кинофестивале в рамках форума молодых режиссёров состоялась премьера фильма Розы фон Праунхайма « Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт » . Показ фильма в кинотеатрах вызывал горячие дискуссии, в которых часто принимали участие и сами авторы фильма . В результате таких дискуссий было образовано несколько инициативных групп в различных городах страны . Среди них — организации Homosexuelle Aktion Westberlin (HAW) в Берлине, Rote Zelle Schwul во Франкфурте , Homosexuelle Aktionsgruppe Saarbrücken в Сааре , « Фронт освобождения геев » в Кёльне, Homosexuelle Aktionsgruppe в Мюнхене .
Показ фильма по западногерманскому телевидению 31 января 1972 года на региональном канале WDR в Кёльне вызвал настолько большой скандал и резонанс в немецком обществе, что запланированная общенемецкая трансляция на Первом центральном канале ARD была отменена с целью защиты самих гомосексуалов. После показа фильма по телевидению телефоны телекомпании были оборваны сотнями звонков, более 95 % из которых были негативными .
И всё же позже через год 15 января 1973 года фильм был показан на Первом центральном канале в позднем вечернем эфире в 22:45 часов . При этом Бавария перекрыла показ этого фильма на своей территории .
Толчок, который сделал фильм, уже не возможно было остановить. Немецкий кинокритик Дитрих Кульбродт ( нем. Dietrich Kuhlbrodt ) сравнивает значение показа этого фильма по немецкому телевидению со Стоунволлскими бунтами в США .
В мае 1972 года в Мюнстере состоялась первая общегерманская демонстрация гомосексуалов, на которую съехались представители всех гомосексуальных организаций страны . В этом же году в Западном Берлине во время первомайского марша около двухсот открытых гомосексуалов организовали собственную колонну, призывая других гомосексуалов Западной Германии заявить о себе .
В мае 1972 года члены HAW организуют первые «Встречи на Троицу », ставший впоследствии ежегодным. На этих встречах обсуждалась дальнейшая стратегия развития гомосексуального движения в ФРГ. В рамках встреч делегация из Западного Берлина посетила также и Восточный Берлин , где встретилась с восточногерманскими гомосексуалами для обмена опытом .
В 1973 году во время очередных «Встреч на Троицу» в Западном Берлине , ежегодно организуемых HAW , была проведена демонстрация, в которой приняли участия мужчины, переодетые в женские платья. Подобное шоу было негативно воспринято многими группами гомосексуалов, что привело к серьёзным конфликтам внутри ЛГБТ-движения . Данный кризис среди историков получил название «Тунтенштрайт» ( нем. Tuntenstreit , от нем. Tunte — «женственный, манерный гомосексуал с вызывающим поведением» и нем. Streit — «спор»). Итогом конфликта стал раскол HAW на два крыла: инклюзионистов (выступавших за изменение общества путём интеграции) и радикалов (выступавших за изменение общества путём преодоления патриархата ) .
В 1974 году в Западном Берлине возникает организация AHA-Berlin . Всего к 1974 году в ФРГ насчитывается около 45 гомосексуальных организаций . К маю 1975 года выходит около 35 локальных и надрегиональных изданий для гомосексуалов . В 1975 году организация AHA-Berlin проводит первую акцию « Розовый треугольник », напоминая о преследовании гомосексуалов нацистским режимом .
В 1974 году сексологи Мартин Даннекер и издают результаты своих эмпирических исследований — труд «Гомосексуал обыкновенный» ( нем. Der gewöhnliche Homosexuelle ), в котором пытаются описать социально-психологическую ситуацию гомосексуалов .
В 1975 году в Западном Берлине основывается издательство нем. Verein für sexuelle Gleichberechtigung ) в 1975 году добивается возложения памятных венков гомосексуальным жертвам нацизма в концентрационном лагере Дахау .
, ориентированное на издание публицистики и беллетристики на гомосексуальную тематику. Позднее возникают и другие подобные издательства — Albino , Bruno Gmünder , Förster , MännerschwarmScript и другие . Мюнхенский «Союз за сексуальное равноправие» (С 1976 года в стране повсеместно начинают появляться всевозможные гей-проекты, гей-центры и гей-кафе. Всего к этому времени насчитывается около 60 различных групп . В 1976 году в Дюссельдорфе впервые в ФРГ в одной из вечерних школ проводятся курсы, затрагивающие вопросы гомосексуальности . В июне 1977 года создаётся экуменистическая группа «Гомосексуалы и церковь» ( нем. Homosexuelle und Kirche, HuK ) . По причине политических противоречий в 1977 году HAW прекращает активную политическую деятельность и сосредотачивает свою работу лишь на управлении гей-центром SchwuZ в Западном Берлине . В апреле 1978 года в Гамбурге возникает консультационный центр для гомосексуалов Rosa Hilfe , позднее подобные центры возникают и в других городах .
В июне 1979 года в Бремене, Западном Берлине и Штутгарте состоялись первые в истории Германии прайд-парады . Мероприятия получили название Christopher Street Day (CSD) в честь Стоунволлских восстаний на Кристофер-стрит в США. В этом же году во Франкфурте-на-Майне прошли первые ЛГБТ-встречи Homolulu , представляющие собой смесь политики и развлекательного мероприятия .
В 1981 году психолог из Гамбурга Томас Гроссман ( нем. Thomas Grossmann ) опубликовал свою книгу «Гей — и что?» ( нем. Schwul — na und? ) — первый сборник советов по каминг-ауту для геев. В этом же году вышел и подобный сборник для лесбиянок — «Книга лесбийской сексуальности» ( нем. Sapphistrie: Das Buch der lesbischen Sexualität ) — перевод американского автора Патрика Калифиа ( англ. Patrick Califia ). В 1989 году внимание общественности привлекла книга Беа Трампенау ( нем. Bea Trampenau ) «Нет места для девочки-лесбиянки».
До начала 1980-х годов в нескольких городах (в частности, в Ингольштадте , Ульме и Ахене ) городскими властями было отказано ЛГБТ-организациям в размещении инфо-стендов по причине их «угрозы» для населения. В 1975 году Высший административный суд в Мюнстере постановил, что статья 5 Конституции ФРГ не распространяется на ЛГБТ-организации и оставил в силе запрет Ахенской городской администрации .
К началу 1980-х годов в ФРГ произошла очередная смена поколений ЛГБТ-активистов. Идеология нового поколения отошла от политизации, свойственной движению 1970-х годов . В 1980-е годы получила развитие наметившаяся ещё с 1978 года тенденция к созданию профессиональных ЛГБТ-групп внутри крупных организаций. Так, отдельные ЛГБТ-группы возникли в среде медиков, юристов и учителей, в профсоюзах работников транспорта, воспитателей, государственных служащих . ЛГБТ-группы появились и внутри политических партий . Так, возникли группа « Геи и лесбиянки в Социал-демократической партии Германии » (официально признана лишь в 1983 году); рабочая группа «Гомосексуальность» в Свободной демократической партии (основана в 1978 году, официально признана в 1981 году); рабочая ЛГБТ-группа внутри Партии зелёных . К декабрю 1980 года в ФРГ насчитывалось 148 ЛГБТ-групп, из них 18 — в Западном Берлине . К 1981 году в стране выходило 38 газет и журналов на ЛГБТ-тематику .
На развитие западногерманского ЛГБТ-движения в 1980-е годы большое значение оказала потрясшая весь мир эпидемия СПИДа . Проблема ВИЧ/СПИДа стала центральной темой всего ЛГБТ-движения в эти годы, сдвинув все остальные задачи на задний план. Кроме того, в первые годы от болезни, о которой тогда почти ничего не было известно, умерло большое число ЛГБТ-активистов . В 1983—1985 годы проблема СПИДа всё чаще затрагивалась в общественных дискуссиях, усиливая предрассудки по отношению к гомосексуалам . Открытое обсуждение СПИДа и его профилактики вызвало небывалое прежде широкое обсуждение гомосексуального поведения . Возникающее с 1984 года частное телевидение активно спекулировалo на скандальных темах . На фоне повышенного общественного интереса к гомосексуальности снова поднялся вопрос о дискриминации гомосексуалов и насилии против них. По всей стране стали создаваться « горячие линии » для гомосексуалов .
Среди политиков появились две точки зрения по проблеме ВИЧ/СПИДа. С одной стороны, баварский министр внутренних дел министр здравоохранения настаивала на улучшении образовательных проектов и профилактике . Впоследствии вторая точка зрения получила государственную поддержку и финансирование . В стране стали возникать консультационные центры по проблемам ВИЧ/СПИДа, которые были организованы, прежде всего, гомосексуальными мужчинами . С 1986 года локальные центры объединяются под крышей федеральной организации . В результате успешной государственной политики уже к концу 1980-х годов тема ВИЧ/СПИДа перестаёт обсуждаться в широкой общественности и уходит с повестки дня ЛГБТ-организаций .
предлагал бороться с «гомосексуальной субкультурой» и изолировать больных СПИДом в специальных лагерях . С другой,Правящая партия СвДПГ при поддержке СДПГ в 1982 году снова подняла вопрос о полной отмене § 175 , однако после того как социал-демократы были вытеснены из коалиции партией ХДС , этот вопрос снова исчез с повестки дня . В 1983 году разгорелся скандал, связанный с увольнением министром обороны Вёрнером ( нем. Wörner ) генерала Кисслинга ( нем. Kießling ) в связи с обнародованием его гомосексуальности .
С 1984 года западногерманское ЛГБТ-движение во многом ориентируется на США и Нидерланды, по примеру которых в стране возникли многочисленные досуговые ЛГБТ-группы, например, спортивные клубы, гей-хоры, туристические группы . В 1984 году в Западном Берлине группой геев и лесбиянок была организована выставка о жизни немецких гомосексуалов, переросшая впоследствии в Берлинский Музей гомосексуальности . В 1986 году в качестве материнской организации для локальных ЛГБТ-групп создаётся «Федеральный гомосексуальный союз» ( нем. Bundesverband Homosexualität, BVH ) . В стране продолжают развиваться локальные ЛГБТ-проекты, число которых к 1986 году увеличивается уже до 416 .
Несмотря на многие успехи, которых добились ЛГБТ-активисты в эти годы, особенно в области профилактики ВИЧ , немецкое ЛГБТ-движение впало в конце 1980-х годов в состояние застоя, которое в эти годы испытывали большинство социальных движений страны. Многие ЛГБТ-активисты отошли от активной деятельности, разочаровавшись в ней. Причин для этого может быть несколько:
Правительство ФРГ долгое время не признавало гомосексуальных мужчин жертвами репрессий Третьего рейха. Так, изданный в октябре 1957 года и вступивший в январе 1958 года закон о возмещении ущерба лицам, осуждённым во времена национал-социализма ( нем. Bundesentschädigungsgesetz ), не рассматривал осуждённых по § 175 и § 175a в качестве жертв нацизма . Первое официальное признание правительством ФРГ гомосексуалов жертвами репрессий произошло в мае 1985 года, когда на территории бывшего концентрационного лагеря Нойенгамме был открыт мемориал гомосексуальным заключённым лагеря . Тогда президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер стал первым в истории страны официальным правительственным лицом, признавшим гомосексуалов жертвами нацизма в своём открытом обращении .
Гомосексуальность в социалистической ГДР считалась «пережитком капитализма » . С целью борьбы с «популяризацией гомосексуализма» правительство пыталось не допускать существования клубов, баров, журналов и газет для гомосексуалов . Таким образом, гомосексуальное движение в ГДР долгое время оставалось невидимым. Существующие в таких крупных городах как Восточный Берлин , Дрезден , Лейпциг и Магдебург гей-бары постоянно находились под угрозой закрытия, выпуск и продажа гомосексуальных журналов были запрещены, а в создании гомосексуальных организаций отказывалось .
В марте 1950 года Верховный суд ГДР принял решение, согласно которому по параграфу 175 преследовались лишь гомосексуальные контакты с проникновением . Фактически это означало возврат к практике, имевшей место в Веймарской республике . При этом § 175a (совращение с использованием угроз или зависимого положения, совращение лиц младше 21 года и проституция) остались без изменения в нацистской версии . Следствием такой политики стало то, что с момента образования ГДР значительно сократилось число мужчин, осуждённых по «гомосексуальным параграфам» .
С возведением Берлинской стены (1961) и закрытием границ усиливается изоляция восточногерманских гомосексуалов — они теряют доступ к западногерманским барам и клубам, журналам и газетам для гомосексуалов . За неимением своих разрешённых организаций, баров и клубов восточногерманские гомосексуалы вынуждены собираться на квартирах и в общественных местах. В крупных городах всё же нелегально возникают кафе и бары для гомосексуалов, которые закрываются правительством, а затем возникают в другом месте и существуют до следующего обнаружения и закрытия .
В 1963 году в ГДР издаётся первая научная монография, посвящённая гомосексуальности — «Гомосексуальность у мужчины» ( нем. Die Homosexualität beim Mann ) чешского сексолога Курта Фройнда . В своей монографии Фройнд пытается опровергнуть идеи Магнуса Хиршфельда о врождённости гомосексуальности, предлагает лечить гомосексуальность у мужчин психотерапевтическими методами и выступает против криминализации гомосексуальных контактов . Книга получает положительные отзывы восточногерманского научного сообщества .
Предложенный в 1968 году Народной палатой новый уголовный кодекс ГДР, в котором однополые сексуальные контакты между мужчинами старше 18 лет более не криминализируются, вступает в действие 1 июля 1968 года . Таким образом, § 151 нового Уголовного кодекса ГДР устанавливал возраст сексуального согласия для однополых контактов (причём как между двумя мужчинами, так и между двумя женщинами) на отметке в 18 лет, в то время как возраст согласия для разнополых контактов составлял 16 лет .
проект нового Уголовного кодекса ГДР вызвал обширные дискуссии в правительстве. Среди прочего проект предусматривал безоговорочную отмену наказания за добровольные гомосексуальные контакты . При всём этом правительственные дискуссии относительно антигомосексуального законодательства не попадают в прессу . УтверждённыйОднако несмотря на декриминализацию гомосексуальных отношений между взрослыми правительство продолжает осуществлять полный запрет на создание и деятельность гомосексуальных организаций, газет и журналов . Несмотря на отмену антигомосексуального законодательства в ГДР вплоть до 1970-х годов гомосексуалы страны не выходили на политическую арену, а гомосексуальность оставалась табуизированной в обществе .
В научных кругах в ГДР также продолжал господствовать патологизирующий взгляд на гомосексуальность . Восточноберлинский эндокринолог в 1969 году выдвинул гипотезу о гормональных причинах развития гомосексуальности у плода во время беременности .
В мае 1972 года члены западноберлинской организации Homosexuelle Aktion Westberlin в рамках проводимых ими ежегодных «Встреч на Троицу» посетили Восточный Берлин, где встретились с восточногерманскими гомосексуалами для обмена опытом . В январе 1973 года под влиянием фильма Розы фон Праунхайма « Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт » (ФРГ, 1971) в Восточном Берлине создается группа «Берлинское гомосексуальное общество по интересам» ( нем. Homosexuelle Interessengemeinschaft Berlin ), которое являлось единственной гомосексуальной группой в ГДР в 1970-х годах .
В 1973 году в Берлине состоялся Всемирный фестиваль молодёжи и студентов . В это время члены «Берлинского гомосексуального общества по интересам» провели свою первую публичную акцию, во время которой они раздавали листовки. Также восточногерманские активисты попытались организовать дискуссии с британскими гостями, однако Министерство государственной безопасности ГДР и организаторы фестиваля сорвали назначенные мероприятия .
В мае 1975 года «Берлинское гомосексуальное общество по интересам» по примеру коллег из ФРГ организовало свои «Встречи на Троицу», на которые были приглашены гей-активисты из других городов ГДР с целью создания гомосексуальных групп в регионах . В 1976 году общество неоднократно предпринимало попытки государственной регистрации контактного центра для гомосексуалов, однако все заявления отклонялись правительством по различным причинам . В сентябре 1979 года общество прекращает свою деятельность по причине многочисленных неудач .
С конца 1970-х годов под крышей Евангелической церкви в различных местах возникают гражданские группы, проявляющие оппозиционные настроения по отношению к государственной политике . В 1981 году провела общественный форум по теме гомосексуальности, в котором принимают участие деятели церкви, учёные и гомосексуалы. Форум стал первым общественным мероприятием в ГДР по данной теме . В 1982 году также под крышей евангелической студенческой группы в Лейпциге создаётся группа «Рабочий круг по гомосексуальности» ( нем. Arbeitskreis Homosexualität ), которая становится примером для других ЛГБТ-групп, созданных под крышей Евангелической церкви . С 1983 года лейпцигская группа презентирует себя на ежегодных . Однако, не все земельные церкви поддерживают подобные инициативы; например, Евангелическая Церковь Тюрингии занимает непоколебимую противодействующую позицию . Кроме того, ЛГБТ-группы подвергаются постоянному контролю со стороны министерства госбезопасности . С 1983 года члены созданных ЛГБТ-групп стали возлагать у стен Бухенвальда венки в память о гомосексуальных жертвах нацизма, что вызывало протесты со стороны правительства . В 1984—1989 годы подобные ЛГБТ-группы под крышей церкви стали возникать в Халле , Магдебурге , Карл-Маркс-Штадте , Ростоке , Веймаре , Эрфурте , Восточном Берлине , Ашерслебенe , Хальберштадтe и других городах ГДР. К 1989 году насчитывалось 17 подобных групп . В отличие от западногерманского ЛГБТ-движения восточногерманские геи и лесбиянки работали сообща, лишь восточноберлинские феминистки-лесбиянки создали свою отдельную группу . С 1984 года «церковные» ЛГБТ-группы проводят координационные встречи .
«Берлинское гомосексуальное общество по интерессам» отгородилось от «церковных геев». В Дрездене, Веймаре, Магдебурге и Лейпциге были также организованы ЛГБТ-группы, не имеющие отношения к церкви. Во второй половине 1980-х годов между двумя лагерями («церковными геями» и «партийными геями») возникает напряжение, связанное в различии целей и стратегий .
В декабре 1988 года § 151 УК ГДР был полностью отменён, и было предписано в отношении гомосексуальных контактов использовать те же правовые нормы, что и для гетеросексуальных . Возраст сексуального согласия для гомосексуальных и для гетеросексуальных контактов был уравнен и составил 14 лет . Сексуальные контакты с подростками 14-16 лет (одно- и разнополые) оставались преступными лишь в случаях использования отсутствия «половой зрелости» подростка, в соответствии с § 149 УК ГДР. Таким образом, однополые контакты более не упоминались в Уголовном кодексе страны .
Несмотря на либерализацию законодательства, государство, как и в соседней ФРГ, так и не признавало осуждённых в Третьем рейхе по § 175 жертвами репрессий . Кроме того, гомосексуальное сообщество , по-прежнему, ограничивалось в свободе собраний и свободе выражения мнения . В связи с этим вплоть до начала 1990-х годов в ГДР практически не существовало ЛГБТ-организаций или профильных печатных изданий .
В 1985 году восточногерманскими сексологами была организована конференция «Психосоциальные аспекты гомосексуальности», проходящая в Лейпциге. Последующие конференции проводились также и в 1988 и 1990 годы . С 1985 года о гомосексуальности начинает открыто говорить печатная пресса, радио и телевидение . В этом же 1985 году учёными из восточноберлинского Университета имени Гумбольдта была создана рабочая группа, призванная разработать рекомендации по общению с гомосексуалами . В отличае от ФРГ в ГДР проблема СПИДа замалчивается, впервые тема поднимается в 1987 году на координационной встрече «церковных» ЛГБТ-групп .
В июле 1987 года в издательстве «Народ и здравоохранение» ( нем. Verlag Volk und Gesundheit ) выходит книга восточноберлинского психолога Райнера Вернера ( нем. Rainer Werner ) «Гомосексуальность — вызов науке и толерантности» ( нем. Homosexualität — Herausforderung an Wissen und Toleranz ), первое издание которой составило 50 тысяч экземпляров и было распродано за три недели . В своём интервью цюрихской газете Вернер отметил, что промискуитет среди гомосексуалов является «следствием более чем тысячелетней игры в прятки» и требовал равных прав гомосексуальных и гетеросексуальных пар при сдаче им в наём жилья . Вернер призывал отказаться от западного пути геттоизации гомосексуалов и пойти по пути интеграции гомосексуалов в общество .
Впервые в истории восточногерманского телевидения тема гомосексуальности была затронута осенью 1987 года в тележурнале о здоровье Visite . Основной идеей программы было высказывание о том, что гомосексуальные мужчины и женщины ничем не отличаются от гетеросексуальных кроме их влечением к своему полу . Телепередача также задавалась вопросом о развитии гомосексуальности и призывала родителей поддержать своего сына-гея или дочь-лесбиянку в случае их каминг-аута . В день падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года состоялась премьера первого восточногерманского фильма на гомосексуальную тематику « Каминг-аут » .
В последний год существования ГДР в феврале 1990 года в стране был создан «Союз геев ГДР» ( нем. Schwulenverband in der DDR ), который позднее после объединения Германии будет переименован в « Союз геев Германии » ( нем. Schwulenverband in Deutschland ) . В этом же году организовывается группа Aids-Hilfe DDR , занимающаяся вопросами профилактики ВИЧ/СПИДа, а также начинает выходить первый легальный журнал для ЛГБТ — Courage , который позднее получает новое название «Другой мир» ( нем. Die andere Welt ) . В результате вхождения ГДР в состав ФРГ повышается общая политическая активность населения, в результате чего на территории Восточной Германии в 1990 году возникает более 40 различных ЛГБТ-организаций, в том числе и за пределами больших городов .
С вступлением ГДР в состав ФРГ в ноябре 1990 года на территории « новых земель » вступает в силу Уголовный кодекс ФРГ, а вместе с ним и § 175 .
С 1991 года новые земли стали разрабатывать свои земельные конституции. Некоторые из них, например, Берлин (статья 10), Бранденбург (статья 12), Тюрингия (статья 2) включили понятие « сексуальная идентичность » в число характеристик личности, не допускающих дискриминации .
Ещё в 1980 году Свободная демократическая партия предлагала полную отмену § 175 , встретив отпор со стороны блока христианских демократов . Полную отмену закона поддерживали также Партия зелёных и Германская коммунистическая партия . К тому времени § 175 предусматривал лишь наказание за однополые сексуальные контакты с лицами, не достигшими 18 лет .
В мае 1994 года Бундестаг под правлением коалиции христианских и свободных демократов при поддержке Социал-демократической партии , Партии демократического социализма и Партии зелёных окончательно отменяет § 175 на территории объединённой Германии . Соответствующий закон вступил в силу 11 июня 1994 года .
После объединения ГДР и ФРГ происходит постепенное слияние двух независимых ЛГБТ-движений — восточного и западного. Практически только что созданный «Союз геев ГДР» переименовывается в « Союз геев Германии » (SVD) и набирает силу, переманивая множество членов западногерманского «Федерального гомосексуального союза» (BVH).
С конца 1980-х годов среди ЛГБТ-активистив поднимается вопрос о дискриминации гомосексуалов в связи с недоступностью для них института брака. Стоит отменить, что в 1970—1980-е годы в ЛГБТ-сообществе были и противоположные настроения, называющие брак « патриархальным инструментом власти» . В 1992 году гей-активисты из « Союза геев Германии » впервые заговорили о возможности «гей-браков» по датскому аналогу . В августе 1992 года активисты «Союза геев Германии» провели акцию Aktion Standesamt , во время которой более 250 однополых пар направились в ЗАГСы для подачи заявления на заключение брака .
Позиция по вопросу однополых союзов во многом объясняло существование двух крупных ЛГБТ-организаций. В течение 1990-х годов позиция BVH постепенно теряет популярность. Вследствие этого в 1997 году организация BVH распускается и SVD остаётся единственной надрегиональной ЛГБТ-организацией Германии .
В 1991 году из-за отсутствия финансирования прекращает свою деятельность организация Aids-Hilfe DDR , поэтому Aids-Hilfe Deutschland организовывает филиал для восточных земель . В первой половине 1990-х годов создаётся несколько благотворительных фондов для поддержки людей, живущих с ВИЧ, например фонд Positiv leben и другие . Однако центральной темой германского ЛГБТ-движения первой половины 1990-х годов становится насилие в отношении ЛГБТ . Кроме того, в обществе вновь затрагиваются вопросы преследования гомосексуалов во времена Третьего рейха . На эту тему публикуются научные работы, издаются биографии гомосексуальных жертв нацизма .
В 1992 году орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» получает трансгендер Шарлотта фон Мальсдорф (Лотар Берфельде) на поприще борьбы за права ЛГБТ. В 1994 году такого же ордена удостаивается Манфред Брунс , а в 1996 — .
В 1990-е годы появляется также большое количество узкоспециализированных ЛГБТ-организаций. Образуются различные группы, которые характеризуются своей узкой направленностью по интерессам: спортивные группы, молодёжные группы, группы для помощи мигрантам и другие.
В 1990 году была образована молодёжная ЛГБТ-организация Jugendnetzwerk Lambda , деятельность которой направлено на работу с гомосексуальными подростками. С 1991 года в Гамбурге действует организация — профсоюз гомосексуальных предпринимателей и промышленников против гомофобии и дискриминации ЛГБТ. В 1999 году в Берлине организована аналогичная лесбийская организация Wirtschaftsweiber .
В 1992 году образовывается первая крупная организация бисексуального движения . Целью организации является проведение просветительской работы по вопросам бисексуальности, поддержка групп взаимопомощи, сотрудничество с международными бисексуальными организациями. В 1990-е годы в нескольких городах Германии ( Хайдельберг , Берлин, Гамбург, Кёльн) возникли также филиалы международной организации « Сёстры бесконечной снисходительности ».
В 1994 году возникла Ассоциация гомосексуальных сотрудников полиции — объединение геев и лесбиянок в полиции Германии. В апреле 1997 года в Берлине был организован ( нем. Bund Lesbischer und Schwuler JournalistInnen ), который кроме правозащитной деятельности ежегодно также вручает премии журналистам за выдающуюся работу в освещении ЛГБТ-событий. В 1998 году воссоздаётся Научно-гуманитарный комитет , который не считает себя ЛГБТ-организацией, но левонаправленным сексуальноэмансипированным обществом.
В 1997 году внутри Христианско-демократического союза образуется рабочая группа «Христианские демократы-геи», которая уже в 1998 году преобразовывается в организацию « Геи и лесбиянки в Союзе » .
В 1999 году «Союз геев Германии» открывает свои двери для лесбиянок и переименовывается в « Союз геев и лесбиянок Германии » .
Начало 1990-х годов ознаменовалось резким увеличением размаха проведения гей-прайдов в Германии. Например, в Берлине число участников CSD сегодня доходит до 500 тысяч ежегодно. Прайды проводятся практически во всех крупных городах страны.
С 2011 года в Берлине действует первая и пока единственная русскоязычная ЛГБТ-группа Quarteera , работа которой направлена на русскоязычных мигрантов в Германии .
С 1 августа 2001 года в Германии был введён институт однополых гражданских партнёрств, которые имели значительно меньше прав, чем браки. В последующие годы LSVD принимал активное участие в расширении прав гражданских партнёров и в сближении таких партнёрств с обычными браками в правовом статусе. В 2004 году был принят закон о переработке закона о гражданских партнёрствах. В последующие годы в результате нескольких решений Конституционного суда, однополые гражданские партнёрства почти во всех сферах были уравнены с остававшимися доступными лишь для разнополых пар браками. Единственным серьёзным отличием к 2017 году оставался запрет гражданских партнёров на совместное усыновление детей, а также принципиально различная терминология, подчёркивающая, что однополый союз не является браком .
С 1 октября 2017 года вступил в силу принятый 30 июня закон, разрешающий однополым парам вступать в брак и усыновлять детей. Заключение новых гражданских партнёрств этим законом было отменено, ранее же заключённые партнёрства продолжат существование «как есть» и, по заявлению, могут быть преобразованы в брак .
В 1994 году во Франкфурте-на-Майне был открыт мемориал Франкфуртский ангел , посвящённый гомосексуальным жертвам нацизма . Лишь в 1998 году немецкий Бундестаг признал противоречащими правам человека и отменил приговоры, вынесенные нацистским режимом гомосексуальным мужчинам по § 175 . В январе 1999 года на территории бывшего конценрационного лагеря Заксенхаузен прошла памятная церемония в честь гомосексуальных узников концлагерей, которая стала первой акцией в честь гомосексуальных жертв нацизма на территории концентрациооного лагеря .
Вплоть до 2002 года немецкое правительство (при поддержке ХДС/ХСС и СвДП ) отказывало в этом. Благодаря инициативе LSVD в 2008 году в Берлине был открыт мемориал гомосексуалам — жертвам нацизма . К данному моменту в Германии уже существовало несколько памятников, посвящённых гомосексуальным жертвам нацизма — открытый в 1994 году Франкфуртский ангел во Франкфурте-на-Майне и открытый в 1995 году Мемориал геев и лесбиянок — жертв нацизма в Кёльне. Кроме того, во многих местах в Германии установлены мемориальные доски .
22 марта 2017 года правительство Германии предложило законопроект, отменяющий все приговоры по § 175, вынесенные уже в послевоенной Германии. Кроме того, законопроект предполагал денежную компенсацию осуждённым . 23 июня 2017 года закон был принят Бундестагом, однако в последней окончательной редакции проекта был изменён возраст согласия с 14 на 16 лет, тем самым мужчины, осуждённые по параграфу 175 за контакты с подростками 14-15 лет были исключены из реабилитации .