Interested Article - Храм Святой Софии (Салоники)

Хра́м Свято́й Софи́и ( греч. Ἁγία Σοφία ) — крестокупольный трёхнефный христианский храм в городе Салоники , освящённый во имя Софии Премудрости Божией . Находится в ведении Фессалоникийской митрополии , одновременно подчинённой Элладской православной церкви и Константинопольскому патриархату .

Представляет собой исключительно редкий образец церкви иконоборческого периода , сочетающий в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики . В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .

История храма

На месте существующего храма в первой половине V века располагалась раннехристианская пятискатная базилика , посвящённая святому Марку . Вместе с другими постройками она представляла собой комплекс религиозных сооружений площадью более 8000 квадратных метров :94 . Эта церковь была разрушена землетрясением в 618-620 годах, и на её месте был построен нынешний храм, занявший только часть прежнего комплекса.

Строительство храма относят к периоду между 690 и 730 годами :96 , а первое письменное упоминание о нём содержится в письме Феодора Студита от 795 года . Окончание строительства храма Святой Софии приходится на период правления императора Льва III , при котором в Византийской империи началось иконоборчество , что объясняет минимальное количество мозаичных украшений храма.

Храм Святой Софии, обращённый в мечеть

В византийский период храм окружали многочисленные административные и культовые сооружения. Иоанн Камениата , описывая в начале X века церкви Салоник, называет храм Святой Софии одним из самых выдающихся . В 1359 году в храме погребли архиепископа Григория Паламу , вскоре канонизированного в лике святых, а его мощи стали почитаться источником чудес . В X веке Софийский собор стал кафедральным храмом Фессалоникийской митрополии. В период завоевания города крестоносцами и существования Фессалоникского королевства в нём находилась кафедра католического епископа.

Около середины XI века храм был перестроен :109 . К его западной части был пристроен просторный нартекс . Входные ворота прежней постройки были снесены, а восточную стену нартекса украсили фресковой живописью .

После завоевания Салоник турками в 1430 году храм до 1523 года продолжал использоваться для христианских богослужений, но потом, как и другие храмы города, был обращён в мечеть :96 . Турками был изменён внешний вид храма — фасад украсил портик в османском стиле, колокольню переделали в минарет , а затем возвели и второй минарет в османском стиле. Внутреннее убранство храма уничтожено не было, его покрыли штукатуркой, которая и сохранила мозаики собора. В 1890 году пожаром строению был причинены значительные разрушения. В 1907—1910 годах турки выполнили ремонт. В 1912 году по итогам Первой Балканской войны город Салоники перешёл к Греции и Святая София была возвращена христианам. Османский минарет был разобран, а колокольне была возвращена изначальная функция. Храм является действующим и относится к митрополии Фессалоник . В современных Салониках собор находится в историческом центре города, а улица и площадь перед храмом носят названия в честь святой Софии.

Архитектурные особенности

План храма

Размеры храма составляют 42 (длина) на 35 (ширина) метров, диаметр купола — около 10 метров, а высота рукавов креста — около 16 метров . Архитектура храма сочетает в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики . Купол положен на парусах , которые опираются на столбы . Выделяются очень глубокие подкупольные арки, которые образуют крестообразно расходящиеся от купола рукава . При этом пространство храма расчленено на три нефа , хотя боковые нефы и не соответствуют апсидам , которые находятся на стыке центрального и боковых нефов . К архитектурным элементам, характеризующим переход от куполообразной к крестокупольной базилике, относится также и то, что барабан имеет прямоугольную форму, купол держится на полуцилиндрических балках :95 .

Центральный неф

В архитектуре храма виден ряд недостатков (например, основание купола не имеет формы круга, а почти четырёхугольное с закруглёнными углами), которые объясняются тем, что, вероятно, архитектор ещё не освоил строительство нового вида церквей с базированием купола на арках :94-95 . Общий стиль памятника провинциален, хотя масштаб постройки и сложность композиции свидетельствуют о восстановлении архитектурных традиций VI века . По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой , храм Святой Софии напоминает константинопольские постройки Юстиниана и в первую очередь церковь Святой Ирины .

В архитектуре алтарной части видны новые архитектурные формы, вызванные изменениями, произошедшими в чине литургии : для приготовления Святых Даров сделано помещение для жертвенника , а справа от алтаря, симметрично жертвеннику, — диаконник для хранения церковной утвари и облачений :96 .

Внутреннее пространство храма разделено двумя рядами колонн , своды купола держатся на четырёх объёмных колоннах византийского стиля, а неф имеет крестовый свод .

Внутреннее убранство

Храм имеет квадратную форму, характерную для поздневизантийских крестокупольных базилик. Античные и византийские колонны, чередуясь, разделяют внутреннюю часть храма. Для колонн использованы капители , украшенные двумя рядами развивающихся листьев (аналог капителей в базилике Святого Димитрия ), которые были позаимствованы из более древнего храма, вероятно, V века :99 . Стены храма оштукатурены и раскрашены под мрамор . В ряде мест нанесён растительный орнамент .

Купол храма опирается на цилиндрический барабан, который, снижаясь, принимает форму квадрата с двенадцатью окнами, пространство выше которых покрыто мозаикой с изображением Вознесения . Также мозаикой украшен и свод апсиды алтарной части , где имеется мозаичное изображение Богородицы , относящиеся к иконописному типу « Одигитрия ».

Кроме мозаик в храме сохранились фрески XI века, которые были выполнены при его реконструкции после пожара 1037 года. Фрески расположены в один ряд на восточной стене нартекса . На большинстве из них изображены святые, канонизированные в лике преподобных . Среди них выделяются преподобная Феодора и преподобный Евфимий — святые из Салоник.

Мозаики

Мозаика апсиды — « Одигитрия »
Фрагмент мозаики «Одигитрия»

Храм был построен в период иконоборчества, в связи с чем изначально апсида была украшена огромным крестом , а свод вимы — многочисленными небольшими крестами в прямоугольниках (так называемая аниконическая декорация ). Эти мозаичные изображения были созданы в 780-е годы (то есть после первого восстановления иконопочитания императрицей Ириной или незадолго до него). Такая датировка основана на сохранившихся монограммах Константина VI , его матери императрицы Ирины и надписи с упоминанием епископа Феофила, бывшего участником Седьмого Вселенского собора в 787 году . Они находятся в своде алтаря рядом с крупным изображением равноконечного креста в круге.

Вскоре после окончательного восстановления иконопочитания императрицей Феодорой в 843 году изображение креста было заменено мозаичным изображением Богородицы, сидящей на троне, с младенцем Христом на руках. Изображение выполнено на золотом фоне. Мастер, создававший мозаику, не был знаком с принципами исправления перспективных искажений . По этой причине созданная им фигура Богородицы на полукруглой поверхности апсиды получилась широкой и грузной, а фигура Богомладенца Христа, напротив, слишком маленькой.

На уровне плеч Богородицы сохранились контуры креста, первоначально украшавшего апсиду. Под изображением Богородицы сохранилась надпись, относящаяся к первоначальному мозаичному украшению апсиды — « Господь Бог, сделай прочным это строение, так чтобы оно было непоколебимо до скончания века, для того чтобы был славен Ты, Твой Единородный Сын и Твой Пресвятой Дух ». :107 Между сводом алтаря и аркой на узкой лицевой части мозаикой выложена цитата из — «Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего» ( Пс. ).

Мозаика купола — « Вознесение »

На большой мозаике купола изображена сцена Вознесения Иисуса Христа . Образ Христа заключён в многоцветную шарообразную рамку — мандорлу , поднимаемую в небо двумя ангелами . Христос, благословляющий правой рукой, изображён сидящим на радуге . Вокруг этого центрального образа изображены двенадцать апостолов и Богородица в окружении двух ангелов, один из которых указывает на слова из апостольских деяний , написанные над их головами: «…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. ). Относительно датировки данной мозаики существуют следующие версии :

  • по мнению Шарля Диля и М. Ле Турно, создана в два этапа: Христос с ангелами — VII век, Богоматерь, ангелы и апостолы — IX век. Данная датировка, по мнению профессора Петербургского университета Д. В. Айналова , не имеет никаких оснований;
  • академик В. Н. Лазарев датирует мозаику IX веком на основании её сходства с росписями шестой капеллы в Гёреме и с мозаиками капеллы Сан Дзено в базилике Санта-Прасседе . Также в пользу такой датировки, на его взгляд, свидетельствует сохранившаяся в куполе надпись с упоминанием солунского архиепископа Павла (880—885 годы), которая, возможно, была выполнена одновременно с мозаикой.
  • искусствовед Г. С. Колпакова датирует мозаику около 849 годом :270 то есть первыми годами после окончательного восстановления иконопочитания .

Изображения апостолов отделены друг от друга деревьями. Мастер попытался передать индивидуальные черты каждого апостола: один смотрит на небо, прикрывая глаза рукой, другой представлен задумчивым со слегка опущенной головой, которую он поддерживает рукой, третий выражает изумление, наклонив голову и сжимая руку у подбородка. Апостолы, в отличие от Христа и Богоматери, изображены не имеющими нимба . Богородица изображена в молитвенном положении с поднятыми вверх руками.

Характеризуя технику исполнения мозаики, австрийский искусствовед Отто Демус пишет, что она представляет пример идеальной оптической системы отрицательной перспективы , характерный для средневизантийского искусства.

Длинные ноги фигур, то есть те их части, что находятся на более или менее вертикальных и поэтому подверженных сильному сокращению участках купола, укороченные торсы, небольшие головы — словом, всё изображено именно так, чтобы при взгляде снизу пропорции фигур казались нормальными. Даже несколько странное изображение сидящего Христа в зените купола попадает в точку — зритель воспринимает Его фигуру почти неискажённой, а это значит, что она оказывается меньше и шире. Её относительная неуклюжесть связана с тем, что изображение сидящей фигуры на обозреваемой снизу горизонтальной поверхности для византийского художника было почти неразрешимой проблемой.

Также он отмечает, что помещение в куполе композиции Вознесение Христово является примером архаичной иконографии и не размещение в куполе Христа Пантократора , традиционного для столичного искусства Византии , объясняется провинциальным положением Салоник . Г. С. Колпакова относит мозаику к примерам архаического народного вкуса, но отмечает, что её отличает « академизация приёмов, усиленная стилизация объёмов, их точёность, орнаментализация очертаний деталей » :271 .

Данная мозаика стала прототипом росписи купола Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (середина XII века) , а её отдельные мотивы были использованы для создания мозаичной композиции конхи алтаря лютеранской церкви Вознесения в Иерусалиме (1907—1910 годы) .

Включение в число объектов Всемирного наследия

Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 456
• •

15 января 1987 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО была номинирована группа раннехристианских и византийских памятников в городе Салоники, включающая и храм Святой Софии. В сентябре 1988 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием возможности их включения в реестр. На 14-й сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Бразилии 5—9 декабря 1988 года , указанная группа памятников была включена в Список объектов Всемирного наследия под номером 456.

Примечания

  1. В настоящее время принадлежит номинально, фактически митрополия Фессалоник находится в управлении Элладской православной церкви (см. от 9 июня 2010 на Wayback Machine и от 30 октября 2009 на Wayback Machine )
  2. . unesco.org. Дата обращения: 5 мая 2010. 29 января 2012 года.
  3. Папахатзис Н. Памятники Салоник. — MOLHO. — 159 с. — ISBN 960796405-5 .
  4. Феодор Студит // Patrologia Graeca , vol. XCIX, col. 918
  5. Иоанн Камениата . Взятие Фессалоники // . — М. : Изд-во вост. лит-ры, 1957. 12 января 2008 года.
  6. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. 13 . — ISBN 5-89572-022-6 . 29 апреля 2009 года.
  7. Комеч А. И. Византийская архитектура VI - XII вв. // . — М. : Наука, 1987. — 319 с. 3 ноября 2009 года.
  8. Византийское искусство 7-8 веков // / Под общ. ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2, книга первая. 27 мая 2010 года.
  9. Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. — Л. : Искусство, 1981. — С. 87.
  10. Лазарев В. Н. Эпоха иконоборчества (730–843) [V.3. Абстрактная символика] // . — М. : Искусство, 1986. 24 декабря 2010 года.
  11. Отто Демус . История средневизантийской системы // / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский. — М. : Индрик, 2001. — 160 с. 22 ноября 2011 года.
  12. Лазарев В. Н. Эпоха иконоборчества (730–843) [V.6. Влияние народного искусства на искусство столицы] // . — М. : Искусство, 1986. 24 декабря 2010 года.
  13. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М. : Азбука, 2010. — 528 с. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-9985-0447-1 .
  14. Морозова М. Е. . Дата обращения: 10 апреля 2010. (недоступная ссылка)
  15. Лисовой Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. 18 . — С. 310—317 . — ISBN 978-5-89572-032-5 . 25 августа 2010 года.
  16. (англ.) . Дата обращения: 14 апреля 2010. 29 января 2012 года.
  17. (англ.) . Дата обращения: 14 апреля 2010. 29 января 2012 года.

Литература

Ссылки

  • (англ.) . Hellenic Ministry of Culture. Дата обращения: 8 апреля 2010. 29 января 2012 года.
  • . . — галерея мозаик. Дата обращения: 8 апреля 2010. 29 января 2012 года.
  • (греч.) . — Клирики, служащие в Святой Софии. Дата обращения: 10 мая 2010. 29 января 2012 года.
Источник —

Same as Храм Святой Софии (Салоники)