Церковь Святого Николая (Старе-Место)
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Святого Николая Орфаноса ( греч. Άγιος Νικόλαος Ορφανός ) — соборный храм монастыря Влатадон , посвящённый Николаю Чудотворцу , в городе Салоники . В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включена в перечень объектов Всемирного наследия .
Постройка церкви из-за особенностей архитектурного стиля относится к началу XIV века (вероятно 1310 — 1320 годы ). Церковь всегда принадлежала христианам и в период турецкого завоевания не была обращена в мечеть , что и обеспечило хорошую сохранность её фресок . В XVII веке она стала подворьем монастыря Влатадов (об этом в 1648 году в своём письме свидетельствует константинопольский патриарх Иоанникий II) и принадлежит ему по настоящее время.
Своеобразные фольклорные мотивы фресок убедительно подтверждают тесную духовную связь храма с королём Сербии могущественной династии Неманичей Стефаном Урошем Милутиным (1253—1321), иждивением которого украсили Свято-Никольскую церковь. Однотипные иконографические евангельские сюжеты появляются в XIV веке в храмах Сербии.
Первоначально церковь состояла из трех равных частей, имеющих с запада общий
неф
, то есть имела форму трехскатной
базилики
. В настоящее время церковь состоит из продолговатого помещения, окружённого с трех сторон (кроме восточной) П-образной галереей, которая на восточной стороне образует два
придела
, один из которых выполняет функции
диаконника
.
Из архитектурных украшений в церкви имеются капители , заимствованные из более ранней постройки, и относящиеся к эпохе императора Феодосия . Они украшены двумя рядами зубчатых листьев, окрашенных в разные цвета, которые сохранились до настоящего времени. В церкви установлен мраморный иконостас , сохранившийся практически неповреждённым.
Наибольший интерес представляют фрески первой половины XIV века , являющиеся одним из значительных образцов византийского искусства эпохи Палеологов . Фресками расписана практически полностью вся внутренняя часть этой небольшой церкви. Они располагаются рядами по стенам: нижний ряд занимают образы святых, а выше их ряд крупных композиций со сценами двунадесятых праздников (заключены каждая в красную рамку), Страстей Христовых , жития святителя Николая , Герасима Иорданского (первый из известных житийный цикл святого) и другие.