Монастырь
- 1 year ago
- 0
- 0
Монастырь Латому ( греч. Μονή Λατόμου ) — монастырь в центре города Салоники . Из всех строений сохранилась только церковь святого Давида ( греч. Όσιος Δαβίδ — Осиос Давид ), бывшая главным храмом монастыря , и являющаяся в настоящее время действующим храмом. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в перечень объектов Всемирного наследия .
Главный храм монастыря, Церковь святого Давида , был построен на месте римского сооружения в конце V — начале VI веков . Своё название в честь святого Давида церковь получила только в XX веке , а ранее была посвящена Христу Спасителю.
Существует следующая легенда, связанная с её строительством. У императора Максимиана была дочь Феодора — тайная христианка , которая попросила отца построить для неё баню , которую она втайне хотела использовать для христианских богослужений . Отец выполнил её просьбу. По заказу Феодоры в одной из ниш бани была тайно сделана мозаика с изображением Христа , которая закрывалась шкурой быка. Впоследствии Феодора претерпела мученическую смерть, мозаика была сокрыта при перестройке строения и была обнаружена после землетрясения в IX веке .
В 1430 году храм был обращен в мечеть , фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ в XX веке . Тогда же под полом храма были обнаружены захоронения монахов.
Архитектура церкви относится к периоду зарождения крестокупольных церквей — в центре сооружения, где арки образуют крест устроен квадратный барабан, покрытый купольным сводом . В период турецкого владычества храм сильно пострадал: западная часть постройки была разрушена, вход был перенесен на южную стену.
Мозаикой украшена апсида алтарной части . В 1921 году под слоем штукатурки была обнаружена мозаика конца V — начала VI века с фигурой молодого Христа в центре композиции, держащего свиток со словами: « Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас! » ( ). По наиболее распространенной версии изображено видение пророка Иезекииля (« Слава Господня »). Однако академик В. Н. Лазарев на основе мнения А. Н. Грабара делает вывод, что « в целом мозаика прославляет Христа как источник воды живой (fons aquarum viventium) » и отождествляет фигуры по сторонам Иисуса с апостолами Петром и Павлом. Предполагают, что данная мозаика сделана на месте (возможно и на основе) изображения выполненного по заказу мученицы Феодоры.
Христос изображён сидящим на полукруглой цветной арке с молодым, безбородым и серьёзным лицом. По четырём углам от него расположены символические изображения четырёх евангелистов в виде реалистичных зверей. Под ногами Христа изображены реки Эдема : Фисон, Гихон, Хиддекель и Ефрат , впадающие в Ховар . На его берегах симметрично изображены фигуры изумленного Иезекииля (по версии Лазарева апостол Пётр ) и величественного Аввакума (по версии Лазарева апостол Павел ).
Фрески в церкви святого Давида были обнаружены под слоем старой штукатурки в 1973 — 1976 годах . Все они написаны намного позже постройки храма (специалистами относятся к XII веку ) и представляют интерес как единственное свидетельство живописи XII века в Салониках.
Особо интересна фреска «Омовение Младенца», написанная на основе апокрифического рассказа из « Протоевангелия Иакова » о присутствии во время Рождества Христова повивальной бабки Саломеи ( Соломонида , Соломония ), помогавшей Деве Марии при родах. На фреске изображена Саломея, омывающая новорожденного Христа.
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 456
• • |