Interested Article - Гауди, Антонио
- 2020-01-11
- 2
Анто́ни Пла́сид Гилье́м Гауди́-и-Корне́т (также Анто́нио; кат. Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet [ənˈtɔni ɣəu̯ˈði i kuɾˈnɛt] , исп. Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet ; 25 июня 1852 , Реус , Каталония — 10 июня 1926 , Барселона ) — испанский архитектор , большинство проектов которого, включая самую масштабную его постройку, храм Святого Семейства , возведено в Барселоне .
Биография
Семья
Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реус , недалеко от Таррагоны , в Каталонии. По другим сведениям, местом рождения являлся Риудомс — местечко, расположенное в 4 км от Реуса, где у его родителей был небольшой загородный дом. Он был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. Именно в мастерской отца, по признанию самого архитектора, в нём пробудилось ощущение пространства. Два брата Гауди умерли во младенчестве, третий брат скончался в 1876 году, а вскоре после этого умерла и мать. В 1879 году умерла и его сестра, оставив на попечение Гауди маленькую дочь. Вместе с отцом и племянницей Гауди поселился в Барселоне, где в 1906 году скончался его отец, а спустя шесть лет — и слабая здоровьем племянница. Гауди никогда не был женат. Он с детства страдал ревматизмом , препятствующим играм с другими детьми, но не мешающим длительным одиночным прогулкам, к которым он питал пристрастие всю свою жизнь.
Начало самостоятельной жизни
В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону , где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году .
В 1870—1882 годах Антони Гауди работал под началом архитекторов и чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектировал также мебель для собственного дома.
Одними из первых проектов Гауди были: уличный фонарь для Королевской площади Барселоны , незавершённые газетные киоски, проекты кооператива Матаронина. На Парижской всемирной выставке 1878 года Гауди продемонстрировал витрину из кованого железа, дерева и стекла, изготовленную по заказу производителя перчаток Эстеве Комелья. Дизайн Гауди крайне впечатлил каталонского промышленника Эусеби Гуэля , который затем заказал некоторые из самых выдающихся работ Гауди.
В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери ) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина . Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится уникален.
В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны , а также испанского архитектора , строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну , проекты: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс ( Барселона ) и причудливый Эль-Каприччо ( Комильяс , Кантабрия ); также компромиссный Дом Кальвет ( Барселона ). Также в эти годы появляется проект в сдержанном готическом , даже «крепостном» стиле — Школа при монастыре Святой Терезы ( Барселона ), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон ) и Дом Ботинес ( Леон ).
Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем. Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии , не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.
Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе , часовни и крипты Колонии Гуэль ( Санта-Колома-де-Сервельо ); фантастического Парка Гуэля и дворца Гуэля ( Барселона ).
Известность
Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма XIX столетия, навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.
Дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля ( Palau Güell ), был ответом художника меценату . С завершением строительства дворца Антони Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила ; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо .
Заказчики, готовые потратить на строительство половину состояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.
Личная жизнь
Гауди полностью посвятил себя архитектуре и всю жизнь был один. Известно, что он оказывал знаки внимания только одной женщине — Жозефе Моро, которая работала учительницей в рабочем кооперативе в Матаро — в 1884 году. Она не ответила взаимностью . После этого Гауди с головой ушёл в католичество. Считается, что архитектор был замкнутым и неприятным человеком, грубым и высокомерным. Однако те, кто был с ним близок, утверждали, что Гауди был верным другом, дружелюбным, вежливым и приятным в общении .
В молодости Гауди выглядел как денди , носил дорогие костюмы, его стрижка и борода всегда были безупречны. Он был гурманом, постоянно посещал театр и оперу, а строительные участки объезжал на собственном экипаже. В зрелом возрасте архитектор перестал следить за своей внешностью, неопрятно одевался и питался очень скромно. На улице его иногда принимали за нищего.
Смерть
7 июня 1926 года 73-летний Гауди вышел из дома, чтобы отправиться в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Идя рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, он был сбит трамваем и потерял сознание. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. В конце концов Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали лишь примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан храма Саграда-Фамилия Мосен Хиль Парес-и-Виласау. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что даже лучшее лечение не могло ему помочь.
Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им храма.
Хронология построек
Стиль, в котором творил Гауди, относят к модерну . Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей , подвергая их творческой переработке. Постройки архитектора включают в себя сложные естественные, органичные формы и пространственные конструкции: гиперболоиды , коноиды и геликоиды . Творчество Гауди можно разделить на два периода: ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900).
1882—не закончено | Искупительный храм Святого Семейства , Барселона — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 2005 |
---|---|
1883—1888 | Дом Висенс , Барселона — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 2005 |
1883—1885 | Эль Каприччо , Комильяс ( Кантабрия ) |
1884—1887 | Павильоны , Педральбес ( Барселона ) |
1886—1889 | Дворец Гуэля , Барселона — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 1984 |
1888—1894 | Школа при монастыре Святой Терезы , Барселона |
1889—1893 | Епископский дворец в г. Асторга , Кастилия ( Леон ) |
1891—1892 | Дом Ботинес , Леон |
1892—1893 | (не построена) |
1895—1898 | Винные погреба Гуэля , Гарраф — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 2005 |
1898—1900 | Дом Кальвет , Барселона |
1898—1916 | и крипта Колонии Гуэля , Санта Колома де Сервелло — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 2005 |
1900—1902 | по улице Бельэсгуард, Барселона |
1900—1914 | Парк Гуэля , Барселона — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 1984 |
1903—1910 | , 130 км от Барселоны , предгорья Пиренеев |
1902 | , Ла-Побла-де-Лильет |
1901—1902 | |
1904 | Склады |
1904-1906 | Дом Бальо |
1905 (май) | Проект , Нью-Йорк (не реализован) |
1904—1919 | Реконструкция Кафедрального собора , Пальма де Мальорка |
1906—1910 | Дом Мила («Каменоломня»), Барселона — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 1984 |
1909—1910 | , Барселона |
Факты из биографии Антонио Гауди
Уже около десяти лет идёт кампания в поддержку причисления Гауди к лику святых . Ожидалось, что в 2015 году Папа римский подпишет документ о беатификации , что стало бы третьим из четырёх этапов канонизации. Антонио Гауди хотят сделать святым-покровителем всех архитекторов .
Память
- Существует легенда, что такси в Барселоне имеют преимущественно чёрную (цвет траура) окраску (с добавлением жёлтого цвета — цвет стыда) в память о Гауди, которого отказались везти в больницу извозчики . Однако чёрно-жёлтый цвет такси связан с проходившей в 1929 году в Барселоне выставкой , породившей большую конкуренцию между таксистами. Цвет полосы на такси указывал на стоимость, предлагаемой водителем, а мэрия ввела тариф — 60 центов за километр, соответствующий цене жёлтых такси .
- 10 июня 2013 года , день смерти Гауди и Эдена Лехнера , был выбран как ежегодный Всемирный день модерна .
- 25 июня 2013 года интернет-поисковик Google отметил 161-ю годовщину со дня рождения Антони Гауди Doodle-логотипом на своей заглавной странице. Буквы в названии компании были стилизированы под узнаваемые образы из работ мастера .
См. также
Примечания
- ↑ архитекторы, работающие в Швеции — 2014.
- ↑ (нидерл.)
- (англ.)
- архитекторы, работающие в Швеции — 2015.
- Bell A. Antoni Gaudí // (брит. англ.) — , 1768.
- ↑ Antonio Gaudí Cornet // (исп.) — Real Academia de la Historia , 2011.
- . 18 октября 2011 года.
- . 18 октября 2011 года.
- И. Топчий. Гауди // Великие архитекторы. — Москва: Комсомольская правда / Директ-Медиа, 2014. — С. 3—7. — 70 с. — ISBN 9785871078617 .
- Jo Fidgen and William Kremer (2015-05-11). . BBC World Service . из оригинала 21 сентября 2016 . Дата обращения: 7 октября 2016 .
- Akerke Makhanova. . weirdbarcelona.blogspot.com (13 марта 2014). Дата обращения: 23 декабря 2018. 23 декабря 2018 года.
- Испания по-русски. Дата обращения: 23 декабря 2018. 24 декабря 2018 года.
- Elisabet Gómez. (англ.) . Barcelona City Blog (5 июля 2016). Дата обращения: 23 декабря 2018. 24 декабря 2018 года.
- Julia P. (англ.) . What to do in Barcelona (2 марта 2016). Дата обращения: 23 декабря 2018. 24 декабря 2018 года.
- . Дата обращения: 26 июня 2013. 29 июня 2013 года.
Литература
- . Авт.: Бассегода Нонель X.,Пер. с исп. М. Гарсиа Ордоньес Под ред.: В. Л. Глазычева. — М.: Стройиздат , 1986;
- Весь Гауди. — Editorial Escudo de Oro, S.A., 2006. — С. 4—11. — 112 с. — ISBN 84-378-2269-6 .
- Н. Я. Надеждин. Антонио Гауди: «Воздушные замки Каталонии»: Биографические рассказы. — 2-е изд. — М.: Майор, Осипенко, 2011. 192 с., Серия «Неформальные биографии», 2000 экз., ISBN 978-5-98551-159-8
- Bassegoda, Juan. El gran Gaudí (исп.) . — Barcelona: Sabadell, 1989. — ISBN 978-84-86329-44-0 .
- Bassegoda, Juan. Gaudí o espacio, luz y equilibrio (исп.) . — Madrid: Criterio Libros, 2002. — ISBN 978-84-95437-10-5 .
- Bergós, Juan; Bassegoda i Nonell, Joan; Crippa, Maria Antonietta; Llimargas i Casas, Marc. Gaudí, l'home i l'obra (каталан.) . — Barcelona: Círculo de Lectores, 2002. — ISBN 978-84-9785-783-3 .
- Bonet i Armengol, Jordi. The essential Gaudí: the geometric modulation of the Church of the Sagrada Familia (англ.) . — Barcelona: Pòrtic, 2001.
- Bonet i Armengol, Jordi. L'últim Gaudí: el modulat geomètric del Temple de la Sagrada Família (каталан.) . — Barcelona: Pòrtic, 2001. — ISBN 978-84-7306-727-0 .
- Castellar-Gassol, Juan. (неопр.) . — Barcelona: Edicions de 1984, 1999.
- Castellar-Gassol, Juan. Gaudí, la vida d'un visionari (каталан.) . — Barcelona: Edicions de 1984, S. L., 1999. — ISBN 978-84-86540-54-8 .
- Crippa, Maria Antonietta. (исп.) . — Cologne, Germany: Taschen GmbH, 2003. — ISBN 978-3-8228-2519-8 .
- Férrin, Ana María. Gaudí, de piedra y fuego (исп.) . — Barcelona: Jaraquemada, 2001a. — ISBN 978-84-932015-0-0 .
- Férrin, Ana Maria. (исп.) . — Barcelona: Jaraquemada, 2001b. — ISBN 978-84-932015-1-7 .
- Flores, Carlos. Les lliçons de Gaudí (каталан.) . — Barcelona: Empúries, 2002. — ISBN 978-84-7596-949-7 .
- Giordano, Carlos. Templo expiatorio de La Sagrada Familia: la obra maestra de Antoni Gaudí (исп.) / Gómez Gimeno, Mária José. — Barcelona: Mundo Flip, 2007.
- Giordano, Carlos. The Basilica of the Sagrada Familia: the masterpiece of Antoni Gaudí (англ.) / Gómez Gimeno, Mária José. — Barcelona: Dos de Arte, 2011.
- Art, oficis i disseny en Gaudí // Gaudí 2002. Misceŀlània (каталан.) / Giralt-Miracle, Daniel. — Barcelona: Planeta, 2002. — ISBN 978-84-08-04332-4 .
- Pere Hereu, Els anys d’aprenentatge de Gaudí
- Martinell, Cèsar. Gaudí, Su vida, su teoría, su obra (исп.) . — Barcelona: Colegio de Arquitectos de Cataluña y Baleares. Comisión de Cultura, 1967.
- The MIT Press , 1975. — ISBN 978-0-262-13072-1 . (неопр.) . — Cambridge, Massachusetts:
- Massó, Juan Bergós. Gaudí, l'home i la obra (каталан.) . — Barcelona: ISBN 84-600-6248-1 . , 1974. —
- Müller, Frederike; Wendt, Lars (Directors) (2006). The Architect Antoni Gaudí. Myth and Reality (DVD) (нем.) . Germany: WendtFilm & Ciné Canard.
- Puig i Boada, Isidre. El temple de la Sagrada Família (каталан.) . — Barcelona: Thor, D.L., 1986. — ISBN 978-84-282-1557-2 .
- Puig i Boada, Isidre. El pensament de Gaudí (каталан.) . — Barcelona: Dux Editorial, S. L., 2004. — ISBN 978-84-609-1587-4 .
- Puig i Tàrrech, Armand. La Sagrada Família segons Gaudí: comprendre un símbol (каталан.) . — Barcelona: Pòrtic, 2010.
- Saudi, Antoni. Gaudí i els seus coŀlaboradors: artistes i industrials a l’entorn del 1900 // Gaudí 2002. Misceŀlània (каталан.) / Casanova, Rossend. — Barcelona: Planeta, 2002. — ISBN 978-84-08-04332-4 .
- Stone, Peter. Frommer's Barcelona (неопр.) . — Chichester, UK: ISBN 978-0-470-09692-5 . , 2011. —
- Tarragona, Josep María. Gaudí, biografia de l'artista (каталан.) . — Barcelona: Proa, 1999.
- Tarragona, Josep María. Antoni Gaudí, un arquitecto genial (исп.) . — Barcelona: Casals, 2011. — ISBN 978-84-218-2430-6 .
- Van Hensbergen, Gijs. Antoni Gaudí (исп.) . — London, UK: Debolsillo, 2004. — ISBN 978-84-9793-010-9 .
- Apunts sobre la intuïció científica de Gaudí // Gaudí 2002. Misceŀlània (каталан.) / Wagensberg, Jorge. — Barcelona: Planeta, 2002. — ISBN 978-84-08-04332-4 .
- Zerbst, Rainer. (неопр.) . — Cologne, Germany: Taschen , 2002. — ISBN 978-3-8228-2171-8 .
Ссылки
- 2020-01-11
- 2