Гуревич, Фрида Давыдовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Фри́да Ка́ло де Риве́ра ( исп. Frida Kahlo de Rivera ), или Магдале́на Ка́рмен Фри́да Ка́ло Кальдеро́н ( исп. Magdalena Carmen Frida Kahlo Calderón ; 6 июля 1907, Койоакан — 13 июля 1954, Мехико ) , — мексиканская художница , наиболее известная автопортретами .
Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество. Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт . Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял её к сюрреалистам.
Всю жизнь у неё было слабое здоровье — в шесть лет переболела полиомиелитом , последствия которого остались навсегда, а в восемнадцать лет попала в серьёзную автомобильную аварию , после которой пришлось перенести многочисленные операции , повлиявшие на всю её жизнь. В 1929 году она вышла замуж за художника Диего Риверу , помимо общих интересов их сблизило то, что оба поддерживали коммунистическую партию .
Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон родилась 6 июля 1907 года в Койоакане , деревне на окраине Мехико . Кало утверждала, что появилась на свет в семейном Голубом доме (La Casa Azul), но, согласно официальному свидетельству о рождении, это произошло в доме её бабушки по материнской линии, располагавшемся по соседству . Родителями Фриды были фотограф Гильермо Кало (1871—1941) и Матильда Кальдерон-и-Гонсалес (1876—1932), в момент её появления на свет им было соответственно 36 и 30 лет . Её отец Гильермо, уроженец Германии , иммигрировал в Мексику в 1891 году после того, как эпилепсия , вызванная несчастным случаем, положила конец его учёбе в университете. Утверждение Кало о том, что её отец был евреем , а её бабушка и дедушка по отцовской линии — евреями из румынского города Арад , было опровергнуто в 2006 году парой немецких специалистов по генеалогии, которые обнаружили, что отец Фриды был лютеранином . Её мать Матильда родилась в Оахаке в семье индейца и его жены испанского происхождения. Помимо Фриды, у Гильермо и Матильды были ещё три дочери Матильда (ок. 1898—1951), Адриана (ок. 1902—1968) и Кристина (ок. 1908—1964). Кроме того, у Фриды были ещё две единокровные сестры от первого брака Гильермо — Мария Луиза и Маргарита, но они воспитывались в монастыре.
Впоследствии Кало описывала атмосферу в доме своего детства как «очень и очень грустную» . Оба её родителя часто болели, а их брак был лишён любви. Отношения с матерью у Фриды складывались нелегко, так она описывала свою мать как «добрую, активную и умную, но вместе с тем расчётливую, жестокую и фанатично религиозную». Гильермо Кало зарабатывал на жизнь фотографией, и его дело сильно пострадало во время Мексиканской революции , так как члены свергнутого правительства ранее были его клиентами, а продолжительная гражданская война не способствовала росту количества частных заказов.
В возрасте шести лет Кало переболела полиомиелитом , из-за чего её правая нога стала короче и тоньше левой . Болезнь вынуждала её месяцами находиться в изоляции от своих сверстников, в результате чего она подвергалась издёвкам. Хотя это несчастье и сделало из неё затворницу , но с другой стороны сблизило её с отцом, для которого она стала любимой дочерью, так как он тоже был вынужден жить с последствиями перенесённого заболевания . Фрида ставила ему в заслугу то, что он сделал её детство «изумительным … он был для меня великолепным примером трепетного отношения к работе (к фотографии и к живописи), а самое главное, он понимал все мои проблемы». Он научил её разбираться в литературе, природе и философии, призывал её заниматься спортом, чтобы она могла восстановить свои силы, несмотря на то, что большинство физических упражнений считались неподходящими для девочек. Он также научил её фотографии, и Фрида начала помогать ему ретушировать, проявлять и раскрашивать фотографии.
Из-за полиомиелита Кало пошла в школу позже своих сверстников . Вместе со своей младшей сестрой Кристиной она ходила в местный детский сад и начальную школу в Койоакане, а пятом и шестом классах проходила домашнее обучение . В то время как Кристина вслед за своими сёстрами пошла учиться в монастырскую школу, Фрида была зачислена в немецкую школу по желанию своего отца . Вскоре её исключили из неё за непослушание и отправили в профессиональную учительскую школу . Её пребывание там было недолгим, так как она подверглась сексуальному насилию со стороны одной из учительниц .
В 1922 году Кало была принята в элитную Государственную начальную школу, где она сосредоточилась на изучении естественных наук с целью стать врачом. Это учебное учреждение только недавно начало принимать женщин, и среди 2000 учащихся насчитывалось лишь 35 девочек. Фрида училась хорошо , очень много читала, а также глубоко прониклась и стала строгой приверженицей мексиканской культуры. Кроме того, она была увлечена вопросами политики и социальной справедливости . В школе исповедовались идеи indigenismo , нового ощущения мексиканской идентичности, для которого была характерна гордость индейским наследием страны и стремление избавиться от колониального представления о том, что Европа превосходит Мексику . Особое влияние на Кало в то время оказали девять её одноклассников, с которыми она сформировала неформальную группу под названием «Качучас». Многие из этой группы впоследствии стали ведущими фигурами в мексиканской интеллектуальной элите. Они были бунтарями, выступавшими против всего консервативного, шалили, ставили пьесы, спорили о философии и русской классике. Чтобы скрыть тот факт, что она была старше, и объявить себя «дочерью революции», Фрида начала говорить, что родилась 7 июля 1910 года, когда началась Мексиканская революция . Это она утверждала на протяжении всей своей жизни. Первой любовью Фриды стал Алехандро Гомес Ариас, лидер их группы. Её родители не одобряли их отношения. Из-за политической нестабильности и вспышек насилия в тот период Ариас и Кало часто были разлучены и поэтому обменивались друг с другом страстными любовными письмами .
Фрида занималась боксом и другими видами спорта. В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), одну из лучших школ Мексики, с целью изучать медицину . Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 женщин. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.
В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой , с 1921 года по 1923 год работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».
В возрасте девятнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы , сломанные рёбра , тройной перелом таза , одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц.
Именно после трагедии уже в ноябре 1926 года Фрида впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа . Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» .
В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию . В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. Ей было 22 года, ему — 43. Сближало супругов не только искусство, но и общие политические убеждения — коммунистические . Их бурная совместная жизнь стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего» . В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США , где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило её острее чувствовать национальные различия.
С тех пор Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре , коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы.
В 1937 году в доме Фриды и Диего ненадолго нашёл убежище советский революционер Лев Троцкий ; у них с Фридой завязался роман . Считается, что уехать от них его вынудило слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой.
Поездка в Париж в 1939 году, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром ), ещё сильнее развила патриотическое чувство.
В 1940-е годы картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в дневнике, снискавшем широкую популярность.
В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине . К тому времени Фрида уже не могла встать с постели, и на открытие выставки её принесли на больничной койке . Вскоре из-за начавшейся гангрены ей ампутировали правую ногу ниже колена .
Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от острого воспаления лёгких . Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь» . Некоторые знакомые Фриды Кало предполагали, что она умерла от передозировки, и её смерть могла быть неслучайной . Тем не менее доказательств этой версии не существует, вскрытие тела не проводилось.
Прощание с Фридой Кало проходило во Дворце изящных искусств . На церемонии помимо Диего Риверы присутствовал бывший президент Мексики Ласаро Карденас и многие деятели искусств.
С 1955 года «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти.
В 2019 году Национальная фонотека Мексики объявила об обнаружении в своих фондах записи голоса, вероятно, Фриды Кало. В таком случае она станет единственной известной записью голоса Фриды. До сих пор было известно только, что он «мелодичный и тёплый», по воспоминаниям Жизель Фройнд. Голос звучит в передаче, посвящённой мужу художницы, Диего Ривере, выпущенной в 1955 году, и предположительно был записан в 1953 или 1954 году . Знавшая Фриду Кало и Диего Риверу художница утверждает, что голос на записи не принадлежит Фриде Кало, поскольку её голос был чуть более эмоциональным .
Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало много курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу ), была открытой бисексуалкой , пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки .
В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки . Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нём заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли . В творчестве присутствует стилистика наивного искусства . Большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал её муж, художник Диего Ривера .
Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета художницы, время её самых интересных и зрелых работ.
Жанр автопортрета преобладает в творчестве Фриды Кало. В этих работах художница метафорически отражала события своей жизни («Госпиталь Генри Форда», 1932, частное собрание, Мехико; «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому», 1937, Национальный музей «Женщины в искусстве», Вашингтон; «Две Фриды», 1939, Музей современного искусства в Мехико ; «Марксизм исцеляет больную», 1954, Дом-музей Фриды Кало , Мехико) .
В 2003 выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве .
Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи — её посетили около 370 тысяч человек.
Выставка в Москве (ГВЦ Манеж) 2019
В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценён экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе — 4 млн фунтов стерлингов ). Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). В том же году эта картина была продана за 5,6 миллионов долларов США, что стало рекордом среди латиноамериканских работ .
Рекордом стоимости картин Кало остаётся ещё один автопортрет 1929 года , проданный в 2000 году за 4,9 млн долларов (при первоначальной оценке — 3—3,8 млн.).
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды — в 1904 году на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.
Вход в дом охраняют два гигантских скульптурных изображения Иуды, их фигуры из папье-маше двадцати футов высотой делают жесты, будто приглашая друг друга к разговору.
Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Риверы лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. Эта надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.
Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривера разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде.
В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kahlo Corporation, которому родственники великой художницы предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее бельё, а также пиво с именем Фриды Кало .
Яркая и неординарная личность Фриды Кало нашла своё отражение в произведениях литературы и кинематографа .
В 1994 году американский джаз-флейтист и композитор
выпустил альбом, вдохновлённый Кало, под названием Suite for Frida Kahlo , на AudioQuest Music .21 марта 2001 года Фрида стала первой мексиканской женщиной, изображённой на марке США .
В честь Фриды Кало 26 сентября 2007 года назван астероид , открытый 20 февраля 1993 года Эриком Эльстом . 6 июля 2010 года, в годовщину со дня рождения Фриды, в её честь был выпущен дудл . 30 августа 2010 года Банк Мексики выпустил новую банкноту в 500 песо , на обороте которой была изображена Фрида и её картина 1949 года, Love’s Embrace of the Universe, Earth, (Mexico), I, Diego, and Mr. Xólotl , а на лицевой стороне которой был изображён её муж Диего .