Interested Article - Ставкирка в Урнесе
- 2021-06-05
- 1
Ста́вкирка в У́рнесе — церковь на ферме (Ornes) на южной стороне фьорда в коммуне Лустер в Норвегии. Самая древняя из сохранившихся ставкирок . Возведена приблизительно в 1130 году. Ныне ведутся споры о том, сколько ещё более древних церквей было построено на её месте до этого времени – одна или две. С 1979 года включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Урнесский стиль
Церковь известна резными панелями, сохранившимися с 1050 года , демонстрирующими — позднейший расцвет разновидности широко распространённого в Скандинавии в то время « звериного стиля ».
Характерными особенностями этого стиля являются асимметричность и волнообразность орнамента. Не сразу можно уловить основной сюжет — существо, похожее не то на льва, не то на собаку, опутанное змеями на оленьих ногах. Существует много теорий относительно сюжета, который автор хотел изобразить урнесской резьбой. Возможно, как и на некоторых рунических камнях, на панели показана одна из битв «сумерек богов» — Рагнарёк , противостояние хтонического змея Ёрмунганда перевоплощённому богу грома и молнии Тору . Другая интерпретация горельефа также толкует его исходя из скандинавской мифологии . Некоторые видят в нём оленя, грызущего корни Мирового Дерева Иггдрасиль . Вероятно, наиболее близкая к истине гипотеза находит узнаваемый христианский символ в битве льва ( христианства ) со змеем ( язычеством ).
Не исключено, что зародившийся в Норвегии «урнесский стиль» повлиял на средневековую европейскую культуру. Появившись в XI веке Скандинавии, он ненадолго распространяется в Англии (Йевингтонский собор в Эссексе , Саутвелл-минстер в Ноттингемшире и собор Нориджа в Восточной Англии). Существуют аналогии этому стилю и на Руси в XV веке , однако там он не приживается и вскоре отмирает.
См. также
Литература
- Прайс У. Архитектура в дереве / Пер. с англ. – М.: БММ, 2006
- Всеобщая история искусств т.6, кн.1. – М.: Государственное издательство «Искусство», 1960 / Под ред. Веймарна Б.В., Колпинского Ю.Д.
- Egenberg I.M. Tarring maintenance of Norwegian medieval stave churches: Characterisation of pine tar during kiln-production, experimental coat procedures a. weathering [Diss.] // Goteborg studies in conservation. – Goteborg: Acta Univ. Gothoburgensis. – 2003. – № 12
- Тодорова С.М. Орнаментика рунических камней: от символов к образу (на материалах Швеции XX век) // Скандинавские чтения 1998. – СПб.: Наука, 1998.
- Селицкий А.И. Олень и мировое дерево в древнегерманской мифопоэтической традиции // Скандинавские чтения 2002. – СПб.: ИАЭ РАН, 2003.
- Арбман Х.
- Черепнин Л.В. Русская палеография . – М.: Издательство политической литературы, 1956.
-
Изображение церкви в XIX веке
-
Современный вид
-
Знаменитый северный портал XI века
-
Деревянная резьба
-
Интерьер храма в XIX веке
- 2021-06-05
- 1