Interested Article - Кёнеургенч
- 2021-10-07
- 1
Кёнеурге́нч , (прежние названия: Куня́-Урге́нч , Ургенч, Гургандж ) ( туркм. Köneürgenç ) — город, административный центр Кёнеургенчского этрапа Дашогузского велаята Туркменистана . В переводе с туркменского языка название города означает «Старый Ургенч» .
Один из древнейших городов Туркменистана , с XI по XIII век был столицей крупной средневековой империи — Государства Хорезмшахов , а также центром Хорезма вплоть до XVI века. До монгольского завоевания Хорезма в XIII в. носил название Гургандж и являлся одним из крупнейших и богатейших городов Востока .
Кёнеургенч располагается в 480 км к северу от столицы Туркменистана г. Ашхабад , на территории древней Присарыкамышской дельты Амударьи .
История
Древний период
Первые сведения о Кёнеургенче под названием Юе-гань встречаются в китайской хронике III—I веков до н. э. «Истории старших Хань» . Следующее упоминание в китайских источниках появляется лишь в VII веке, где Юе-гань считается тюркским владением, где есть «волы с телегами» . В этот-же период расцветают хорезмские города Присарыкамышской дельты Амударьи Куня-уаз , Замакшар , Ярбекир , Шахсенем и другие, расположенные в северном Туркменистане.
Дата основания Кёнеургенча неизвестна, но остатки старейшей крепости города, носящей современное название « Кырк-молла » (Сорок мулл) относят к античному периоду (V—II века до н. э.). Город упоминается в священной книге зороастрийцев « Авесте » под названием Урва (Урга).
В 305—995 годах Кёнеургенч (Гургандж) был в составе государства, возглавляемого династией Афригидов . В середине VIII века город попадает под власть арабов . После арабской экспансии он получил название Гургандж. В X веке на правобережье Амударьи правили Афригиды.
Гургандж в эпоху Мамунидов
Гургандж стал столицей северохорезмского государства Ургенчский эмират, а в Саманидском государстве он уступал по величине лишь Бухаре . В 995 году эмир Мамун ибн-Мухаммад победил Южный Хорезм, убив последнего афригида Абу-Абдаллаха Мухаммада. Объединив под своей властью весь регион, он стал править из южнохорезмской столицы, г. Кят . В Гургандже была создана « Академия Мамуна », где собрался цвет науки, включая таких ученых с мировым именем, как Ибн-Сина и аль-Бируни , которые также и возглавляли её . Примечательно, что основы двух трудов, составивших славу Ибн Сины, « Канон врачебной науки » (Ал-Канун фит-т-тибб) и «Книга исцеления» (Китаб аш-шифа) закладывались в Гургандже. «Канон врачебной науки» был начат в Хорезме в 1000 году.
Полоса земель против развалин Гурганджа на левой стороне Дарьялыка представляла собой продолжение этого города; она раскинулась более чем на десять километров и покрыта почти сплошь следами строений, фрагментами кирпича, бытовой керамики и тому подобного. Якут писал о Гургандже: «Нет разницы — идти ли по всем их волостям или идти по их рынкам. И не думаю, чтобы в мире были где-нибудь обширнее земли, шире Хорезмских и более населённые…»
Старый Гургандж находился на одном из важнейших средневековых путей Великого шёлкового пути . Это один из важнейших археологических памятников Туркменистана, расположенный в обширной охраняемой зоне и содержащий большое количество хорошо сохранившихся памятников, датируемых XI—XVI веками. Они включают мечети, ворота караван-сарая, крепости, мавзолеи и минарет.
В 1017 году Хорезм был завоёван Махмудом Газневи .
Столица Государства Хорезмшахов
С возвышением династии Ануштегинидов , Гургандж возвращает столичный статус в Хорезме и оказывается центром огромной империи на территории Средней Азии и Среднего Востока . XII и начало XIII века были периодом расцвета Гурганджа, превосходившего по численности населения и известности все города Средней Азии.
Якут ал-Хамави , побывавший в Гургандже в 1219 году, писал: «Я не видел города более великого, более богатого и более прекрасного по расположению, чем Гургандж». Аль-Казвини сообщал, что Гургандж — очень красивый город, окружённый « вниманием ангелов, которые представляют город в раю так же, как невесту в доме жениха ». Жители столицы были «искусными ремесленниками», особенно кузнецы, плотники и др. Резчики славились своими изделиями из слоновой кости и эбенового дерева. В городе работали мастерские по изготовлению натурального шёлка.
Суфийский святой Наджм ад-дин Кубра (1145—1221) основал в Гургандже ханагах и братство Кубравия . Из многочисленных учеников ал-Кубра вышли знаменитые теоретики мистицизма и авторы классических трудов по суфизму. Среди них: поэт-мистик Наджм ад-дин Дайа Рази (умер в 1256 г.), Са’д ад-дин Хаммуйа (умер в 1252 г.), Сайф ад-дин Бахарзи (умер в 1261 г.) и другие. В 1221 году Наджм ад-дин Кубра остался защищать Ургенч от монголов со своими учениками с оружием в руках. Его могила находится рядом с ханака в Кёнеургенче.
В городе была огромная библиотека, созданная придворным чиновником, учёным Шахаб ад-дином Хиваки.
Захват города Чингис-ханом
В 1221 году Гургандж, носивший название «сердце ислама» был разрушен монголами. В начале 1221 года 50-тысячная армия Джучи , Чагатая и Угэдэя подступила к столице Хорезма. После семимесячной осады монголы взяли его, разгромили, а жителей увели в плен. Историк Государства Хулагуидов Рашид-ад-дин писал о жестокости монгольских завоевателей в отношении жителей города и разрушении его кварталов , об этом также писал и историк XIII в. Джувейни : « Жители города, укрепились в улицах и кварталах; на каждой улице они начинали бои, и около каждого прохода устраивали заграждения. Войско [монгольское] сосудами с нефтью сжигало их дома и кварталы и стрелами и ядрами сшивало людей друг с другом» . Когда город был захвачен, уцелевших жителей выгнали в поле. Отделили и увели в рабство ремесленников (по Джувейни, более 100 тысяч), а также молодых женщин и детей, а прочих жителей разделили между воинами, причем, по Джувейни, на долю каждого воина пришлось по 24 человека, и всех перебили «топорами, кирками, саблями, булавами». После этого монголы открыли плотины, вода Аму-Дарьи хлынулы и затопили весь город, так что и спрятавшиеся в разных укрытиях люди погибли, и «из жителей ни один не уцелел» .
После похода Чингисхана , Гургандж был включён в состав улуса Джучи , тюрки и монголы стали именовать его как Ургенч .
Ургенч в составе Золотой Орды
Ургенч особенно усиливается в XIV в., когда на Среднем Востоке начинается процесс распада монгольских ханств на самостоятельные области. Выгодное положение Ургенча на главном стратегическом и торговом пути, шедшем в азиатские страны из Восточной Европы, в частности из ставки у ханов Золотой Орды , лежавшей на Волге , определяет его значительный экономический подъем. Фактически, в 20-х годах XIV в. он получает почти независимое положение, а в правление наместника султана Золотой Орды Кутлуг-Тимура, и особенно местной династии Суфи , достигает невиданного блеска. На этом почти полувековом отрезке времени в Ургенче процветают торговля и ремесло и осуществляется бурное архитектурное строительство, стершее все следы жестокого погрома времен Чингиз-хана .
В первой половине XIV века Ургенч подчинялся султану Золотой Орды Узбек-хану . .
Медресе в городе построено Тимуром Кутлуком, а мечеть Джами — его супругой (дочерью Узбек-хана) Тюрабек-ханым .
По словам Ибн-Батуты , « Ургенч— самый большой из тюркских городов, самый значительный и красивый, у него красивые базары и широкие улицы, многочисленные постройки. Среди прекрасных зданий выделяется медресе, которое возвел правитель Хорезма Кутлук-Тимур, и соборная мечеть, которую построила его жена Тюрабекханым. В городе есть больница, где работает сирийский врач, здание, выстроенное над могилой шейха Наджм-ад дин-Кубра, Ханака, которую построила Тюрабек-ханым, где для Ибн-Батуты было устроено угощение и др. » . « Он (точно) колеблется от множеств своих жителей и волнуется от них, как волна морская. Однажды я поехал… верхом и заехал на рынок. Забравшись в середину его, которая называется Шур, я там очутился среди такого скопления народа, что дальше не мог проехать ».
Наиболее известными памятниками Хорезма эпохи Золотой Орды являются минарет Кутлуг-Тимура и мавзолей Тюрабек-ханым , расположенные в Кёнеургенче.
-
Мозаичное панно XIV века на куполе мавзолея Тюрабек-ханым в Куня-Ургенче, Туркменистан
-
Мозаичное панно XIV века на куполе мавзолея Тюрабек-ханым в Куня-Ургенче, Туркменистан — фрагмент
-
Мозаичное панно XIV века на куполе мавзолея Тюрабек-ханым в Куня-Ургенче, Туркменистан — фрагмент
-
Мозаичное панно XIV века на куполе мавзолея Тюрабек-ханым в Куня-Ургенче, Туркменистан — фрагмент
Ургенч — столица Хорезма при династиях Кунгратов-суфи и Шибанидов
В 1359 году Ургенч стал независимым в системе золотоордынского ханства и управлялся династией кунгратов-суфи.
В 1359—1388 годах Ургенч был столицей Хорезма при правлении династии из рода кунграт — Суфи. Кунграты Хорезма выпускали монеты с арабскими надписями: Выпущено в Хорезме. Власть Богу. Мухаммад и именами четырёх праведных халифов .
Хорезмийский правитель Хусейн Суфи , сын Нагдая , был из рода кунгратов . Хусейн Суфи взял под свой контроль Ургенч и остальную часть северной части Хорезма; монеты в провинции чеканились для него начиная с 1364 года. Он также воспользовался проблемами, мучившими Трансоксиану в то время, захватив Кят и Хиву , которые были выделены Чагатайским ханам .
Это вторжение на то, что считалось территорией Чагатая, в конечном итоге привело к конфликту с Тамерланом . К моменту захвата Ката и Хивы в Трансоксиане не было правителя, который мог бы ответить, но к 1370 году Тимур объединил регион под своей властью. Тимур, который поддерживал марионеточного Чагатайского хана, чувствовал себя достаточно сильным, чтобы потребовать возвращения Кята и Хивы от Хусейна Суфи в начале 1370-х годов .
Хусейн Суфи выпускал анонимные динары. Титулы и имена золотоордынских ханов были заменены мусульманскими изречениями, символом веры, применявшиеся на серебряных монетах Хорезма ещё в 80-х гг. XIII в.: «Власть принадлежит богу, единому, всемогущему», «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха». В сегментах были имена 4 праведных халифов. Была также надпись Чеканена эта монета в Хорезме
Очередное разрушение города произошло в 1388 году в ходе завоевательных походов Тамерлана .
В начале XVI века Хорезм входил в состав владений тимурида Хусейна Байкара и в 1505 году, после одиннадцатимесячной осады Ургенча, был завоёван Шейбани-ханом . В 1510 году, после гибели Шейбани-хана, Хорезм перешёл во власть Исмаила I , но господство кызылбашей продолжалось недолго.
В XVI веке неожиданное изменение направления русла Амударьи на север вынудило его жителей покинуть это место навсегда. В 1646 году, после постройки нового города Ургенч (территория современного Узбекистана), древний Ургенч стал называться Кёнеургенч (Старый Ургенч). С 1511 по 1920 год входил в состав Хивинского ханства , был его столицей с 1511 по 1598 год.
В 1512 году в битве за Ургенч одерживают победу войска шибанида Ильбарс-хана. К Ильбарс-хану, овладевшему Ургенчем на поддержку приходят его дяди Абулек-хан и Аминек-хан вместе с родами узбеков . Через некоторое время ликвидируются кызылбаши в Хиве и Хазараспе, и все владения Хорезма освобождаются от них . В конечном итоге к 1512 году во главе государства встали узбекские ханы, явившиеся родоначальником новой династии, родственной Шейбанидам в Мавераннахре и более известной в европейской исторической литературе, как Арабшахиды , правившие в Хорезме около 200 лет. Первоначально основную социальную опору новой правящей династии составили, по преимуществу, те племена, которые выступили в своё время против Абулхайр-хана и не пошли в Мавераннахр вместе с Шейбани-ханом. Хорезм стал самостоятельным государством .
В годы царствования Аванеш-хана была предпринята попытка завоевания Хорезма бухарским Шейбанидом Убайдулла-ханом (1533—1539). .
Позже правил Дост-хан или Дуст Мухаммад-хан, который был сыном Буджуга-хана и потомком шибанида Йадгар-хана . Он пришёл к власти после смерти Агатай-хана в 1557 году. Резиденцией хана был город Ургенч. В сравнительно продолжительное правление Хаджи Мухаммад-хана были предприняты попытки объединения страны и усиления позиции центральной власти, однако добится очевидных успехов в данном направлении не удалось .
При Хаджи Мухаммад-хане начинался постепенный процесс переноса основной ставки хорезмских правителей в город Хиву , завершившийся в период правления Абульгази-хана (1643—1663) Араб Мухаммад-хан пришёл к власти после смерти своего отца Хаджи Мухаммад-хана в 1602 году. Правил он до 1621 года. Во время своего правления он достиг успехов в борьбе с казаками, которые стали совершать грабительские походы на Хорезм . В самом начале правления Ургенч был захвачен яицкими казаками Нечая Старенского, но уйти из города они не смогли из-за того что не было коней. Араб-Мухаммед собрал войско и осадил их в городе, и начал переговоры с казаками. В итоге он поклялся, что отпустит казаков живыми и даст им лошадей. Как только они вышли из города отдал приказ их перебить.
После этого на долгие годы Кёнеургенч попал в забвение, пока в 1831 году при строительстве оросительного канала Хан-Яб сюда снова не пришли люди. Поэтому многие великие памятники Кёнеургенча дошли до наших дней в сильно разрушенном состоянии.
Кёнуергенч в XX веке
В 1924 году, вся территория Присарыкамышской дельты Амударьи , в том числе Кёнеургчен, стали частью Туркменской ССР , а в 1925 году — частью Ташаузской области Туркменской ССР. В 1992 году посёлок Куня-Ургенч был переименован в посёлок Кёнеургенч и входил в состав Кёнеургенчского этрапа (района) Дашховузского велаята Туркменистана . В 1999 году в статусе города Кёнеургенч вошёл в состав Дашогузского велаята , став административным центром Кёнеургенчского этрапа Дашогузского велаята Туркменистана.
20 июня 1998 года в окрестностях Кёнеургенча упал метеорит весом приблизительно в 1 тонну .
Кёнеургенч в XXI веке
В 2021 году в городе открылся филиал Акционерно-коммерческого банка « Халкбанк » .
В 2022 году в Кёнеургенче открылась школа предпринимательства от Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана с обучением по тридцати направлением, включая обучение английскому, китайскому и русскому языкам, основам бухгалтерии, истории, архивного дела и другим дисциплинам .
В ноября 2022 г., город Кёнеургенч получил статус города в этрапе и передан в состав Кёнеургенчского этрапа.
Архитектурные памятники
В течение длительного периода времени в Кёнеургенче существовала и процветала преуспевающая школа хорезмийских мастеров-строителей. Знания и умения мастеров данной школы в течение веков распространялись по всему мусульманскому миру, их творения можно увидеть на строениях и оформлении многих зданий периода правления Тамерлана в разных регионах Центральной Азии и Среднего Востока . Искусность и умения средневековых мастеров и архитекторов Хорезма можно заметить при исследовании конструкции, форм и узоров строений, которые совершенствовались с течением времени. Традиционная строительная техника дожила и до наших дней, например печи для обжига, впервые применённые в Кёнеургенче, до сих пор используются во всём регионе для производства кирпичей при реконструкции исторических зданий.
Первые археологические раскопки в старом городе были проведены Александром Якубовским в 1929 году. К этому времени большинство памятников Кёнеургенча были полностью или частично разрушены .
В настоящее время, к южной окраине Кёнеургенча примыкает территория основанного в 1985 г. Туркменского национального историко-культурного музея-заповедника, площадь которого составляет 640 гектаров. На этой территории находится целых ряд великолепных архитектурных памятников прошлого, а также большое количество нераскопанных холмообразных образований, под которыми расположены фундаменты разрушенных дворцов, мавзолеев, мечетей и караван-сараев . В средние века, город был обнесен крепостной стеной, остатки которой в виде вала сохранились на восточной окраине .
Древнейшим сооружением музея-заповедника является крепость « Кыркмолла », на месте которой в XI веке находилась так называемая «Академия» хорезмшаха Мамуна , где работали энциклопедист Абу Рейхан аль-Бируни (973—1048) и естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн-Сина , известный на Западе как Авиценна (980—1037). Именно в этой «Академии» были заолжены основы двух трудов, составивших славу Ибн Сины, «Канона врачебной науки» (Ал-Канун фит-т-тибб) и «Книги исцеления» (Китаб аш-шифа); «Канон врачебной науки» был начат в Хорезме в 1000 г., а закончен около 1020 г. По туркменской народной легенде, во время нашествия Чингисхана в здании «Академии» спряталось сорок мулл, и в результате их молитв оно перевернулось вверх дном .
В древнем городе находится ряд памятников, относящихся в основном к периоду XI—XVI веков, включая мечеть, ворота караван-сарая, крепости, мавзолеи и минарет. Они свидетельствуют о выдающихся достижениях в средневековой туркменской архитектуре и ремеслах, влияние которых проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в XVI веке — и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.
В настоящее время на территории города расположены три небольших мавзолея XII века и более совершенный мавзолей Тёребег-ханым XIV века, который был почти полностью восстановлен в 1990-е годы. Наиболее известным мавзолеем Кёнеургенча, прежде всего среди исламских паломников, является мавзолей Наджмеддина ал-Кубра (наджм ад-дин (араб.) — «Звезда религии (веры)») — суфийского подвижника XIII века, который считается основоположником суфизма в Хорезме .
Главная достопримечательность Кёнеургенча — 60-метровый минарет Кутлуг-Тимура , построенный золотоордынским наместником Кутлуг Тимуром в первой половине XIV века. В настоящее время это самый высокий кирпичный минарет в Средней Азии. Следует также отметить самый старый из уцелевших памятников — мавзолей Иль-Арслана (1157—1172), который увенчан двенадцатигранным коническим куполом, облицованным глазурованным кирпичом.
К северу от города находится обширный средневековый некрополь «360 святых» ( туркм. Üç ýüz altmyş pir ). По одной народной легенде, в нём находятся тела 360 исламских святых, в основном учеников пророка Мухаммеда , которых он послал во все концы света для проповедования ислама и велел вернуться обратно в Ургенч. По другой легенде, эти тела принадлежат исламским святым, принявшим мученическую смерть во время разрушения города войсками Чингисхана.
К другим памятникам Кёнеургенча относятся:
- Крепость Кырк-молла ( туркм. Kyrk molla galasy ) (II в до н. э. — III в н. э.)
- Крепость Ак-Кала ( туркм. Ak Gala ) (I—XIII вв.)
- Мавзолей Тюрабек-ханым ( туркм. Törebeg-hanym kümmeti )
- Минарет Мамуна ( туркм. Mamyn minarasy ) (X—XI вв. н. э.)
- Медресе ибн-Хаджыба ( туркм. Ibn-Hajyp medresesi ) (XIV—XVI вв.)
- Мавзолей Иль-Арслана ( туркм. Il Arslan kümmeti ) (XII в.)
- Мавзолей Азизан Аль-Раматани ( туркм. Azizan al-Ramatani kümmeti ) (XIII—XIV вв.)
- Мавзолей Сейд Ахмеда ( туркм. Seýit Ahmet kümmeti ) (XII—XIV вв.)
- Мавзолей Пирярвели ( туркм. Pirýarweli kümmeti ) (XIV—XVII вв.)
- Мавзолей Гулигердан ( туркм. Güligerden kümmeti ) (XII в.)
- Мавзолей Хорезмбаг ( туркм. Horezmbag kümmeti ) (XIII—XVIII вв.)
- Мавзолей Дашгала ( туркм. Daşgala kümmeti ) (XIV—XVI вв.)
- Мавзолей Маткарим-Ишан ( туркм. Mätkerim işan kümmeti ) (XIX—XX вв.)
- Мавзолей Султан Али ( туркм. Soltan Aly kümmeti ) (1580 г.)
- Мавзолей Хорезмшаха Текеша ( туркм. Horezmşa Tekeş kümmeti ) (XIII в.) с минаретом XIV века
- Мавзолей Ташмечеть ( туркм. Daşmetjit kümmeti ) (1903—1908 гг.)
В 2005 году архитектурные памятники Кёнеургенча были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
В июне 2022 года в Туркменистане была презентована книга об исторических памятниках города «Архитектурное наследие Куня-Ургенча», подготовленная Национальным управлением Туркменистана по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры .
Галерея
-
Минарет Кутлуг Тимура
-
Мозаичное украшение на куполе мавзолея Торебег-ханым
-
Мавзолей Текеша, Кёнеургенч, Туркменистан
-
Вид на мавзолей Текеша
-
Мавзолей Наджм ад-Дин аль-Кубра
-
Портал перед мавзолеем Наджм ад-Дин аль-Кубра
-
Вид на мавзолей Иль Арслана, Кёнеургенч, Туркменистан
См. также
Ак-кала — Акчагелин — Дарган — Девкесен — Диярбекир — Джигербент — Замакшар — Калалыгыр — Канга-кала — Капарас — Куня-Уаз — Кырк-Молла — Кюзелигыр — Шахсенем — Ургенч
Ссылки
Примечания
- Комментарии
- На современных российских картах.
- Принято в советской историографии.
- Источники
- Врун Ф. Перипл Каспийского моря по картам XIV столетия.— ЗНУ, т. 9, 1873, с. 25
- ↑ . Туркменистан: История Хорезма . Дата обращения: 10 декабря 2022.
- . Ашхабад: Ылым (1968). Дата обращения: 14 января 2023. 14 января 2023 года.
- С.Атаниязов. Толковый словарь географических названий Туркменистана. - г. Ашхабад, изд. Ылым АН ТССР, 1980 г.
- ↑ Якубовский А. Развалины Ургенча. ГАИМК, 1930. с. 5
- ↑ .
- А.Ю.Якубовский. . ТУРКМЕНИСТАН: ИСТОРИЯ ХОРЕЗМА . ГАИМК (1930). Дата обращения: 18 марта 2023. 18 марта 2023 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2011. Архивировано из 6 января 2011 года.
- С.П.Толстов. . Москва-Ленинград: АН СССР (1948). Дата обращения: 14 июня 2023. 10 января 2022 года.
- .
- Петров, В. Д. «Ибн Сина-великий среднеазиатский ученый энциклопедист.» Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ташкент, 1981, c. XVII
- Гулямов, Я. Г. История орошения Хорезма с древнейших времён до наших дней. Ташкент, 1957, с.1348
- З.Ш. Навширванов. . Симферополь (1929). — «...Организовавшееся до монгольского нашествия в Хорезм государство огузо-туркменов, т. е. государство хорезмшахов, старалось собирать около себя огузо-туркменские племена и руководить ими.» Дата обращения: 8 марта 2022. 5 октября 2017 года.
- Фазлаллах Рашид ад-Дин. . Москва, Ленинград: АН СССР (1946-1952). — «…Каждое [подразделение]...получило свое имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ теперь в целом называют туркменами...Точно также самым дальним предком султана Мухаммада Хорезмшаха был Нуштекин Гарча, который был потомком колена Бегдили из рода Огуза.» Дата обращения: 12 августа 2021. 2 мая 2012 года.
- Буниятов З. М. . М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы (1986). Дата обращения: 6 ноября 2021. 6 ноября 2021 года.
- Буниятов З. М. Избранные сочинения в трёх томах, т. 3. Баку, 1999, с. 65
- А.Ю.Якубовский. . Туркменистан: История Хорезма с. 11. ГАИМК (1930). Дата обращения: 18 марта 2023. 18 марта 2023 года.
- . Дата обращения: 30 января 2022. 7 октября 2019 года.
- Рашид ад-Дин. . М.-Л.: АН СССР (1952). — «...Монголы сражались жестоко и брали квартал за кварталом и дворец за дворцом, сносили их и сжигали, пока в течение семи дней не взяли таким способом весь город целиком. [Тогда] они выгнали в степь сразу всех людей, отделили от них около ста тысяч ремесленников и послали [их] в восточные страны. Молодых женщин и детей же угнали в полон, а остаток людей разделили между воинами, чтобы те их перебили. Утверждают, что на каждого монгола пришлось двадцать четыре человека, количество же ратников [монголов] было больше пятидесяти тысяч. Короче говоря, всех перебили и войско [монголов] занялось потоком и разграблением. Разом разрушили остатки домов и кварталов.» Дата обращения: 25 июля 2022. 25 июля 2022 года.
- Тихвинский С. Л. Татаро-монголы в Азии и Европе — М.: Наука, 1977, c. 129
- ↑ .
- ↑ Гулямов, Я. Г. от 26 января 2022 на Wayback Machine . Ташкент, 1957, с. 168
- . Музей денег. Дата обращения: 26 января 2019. 27 января 2019 года.
- , p. 1064.
- , p. 11; , p. 328; , p. 328
- . Дата обращения: 7 сентября 2021. 19 апреля 2022 года.
- ↑ пер. Г. С. Саблукова. : [ 9 марта 2019 ] // Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Казань. — 1906. — Т. XXI, вып. 5—6.
- .
- , с. 101.
- , с. 151.
- , с. 154.
- Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве. Спб., 1877
- , с. 155.
- , с. 156.
- Сборник князя Хилкова. СПб, 1879. С. 396; Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве. Спб., 1877, стр. 127—128
- . museum-21.ru . Дата обращения: 23 июля 2022. 16 мая 2021 года.
- . ТуркменПортал (23 июля 2021). Дата обращения: 24 июля 2022. 24 июля 2022 года.
- . ТуркменПортал (15 июня 2022). Дата обращения: 24 июля 2022. 29 июня 2022 года.
- Turkmenportal. . Туркменистан, интернет портал о культурной, деловой и развлекательной жизни в Туркменистане (4 мая 2023). Дата обращения: 30 мая 2023. 30 мая 2023 года.
- . Ленинград: Стройиздат (1974). Дата обращения: 31 июля 2022. 31 июля 2022 года.
- .
- .
- Петров, В. Д. «Ибн Сина-великий среднеазиатский ученый энциклопедист.» Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ташкент, 1981, c.XVII
- А.Язбердиев. . Туркменистан: история Хорезма . Дата обращения: 21 марта 2022.
- . TURKMENISTAN.RU (17 сентября 2005). Дата обращения: 29 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
- . Turkmenportal (22 июня 2022). Дата обращения: 19 ноября 2022. 19 ноября 2022 года.
Литература
- Тарих // / пер. Н. Н. Мингулова. — Алма-Ата : Наука, 1969.
- / Под ред. М. Айдогдыева. Сост. М. А. Мамедов, Р. Г. Мурадов. — Ашхабад, 2000. — 52 с.
- Хорезм в истории государственности Узбекистана / Отв. ред. Э. В. Ртвеладзе, Д. А. Алимова. — Ташкент : Узбекистон файласуфлари миллий жамияти, 2013. — 336 с.
- Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве. — СПб. , 1877.
- А. В. Виноградов. / Ред. А. М. Гузов. — М. : Просвещение , 1966. — 190 с. — 65 000 экз. 11 января 2022 года.
- Г. А. Пугаченкова . Искусство Туркменистана : Очерк с древнейших времен до 1917 г. — М. : Искусство , 1967. — 366 с.
- Х. Юсупов. Путеводитель по археолого-архитектурным памятникам Ташаузской области. — Ашхабад : Туркменистан, 1989. — 40 с. — ISBN 5-8320-0404-3 .
- А. Ю. Якубовский. Развалины Ургенча. — Л. : ГАИМК, 1930. — С. 6. — 68 с.
- Ashrafyan, K. Z. Central Asia under Timur from 1370 to the early fifteenth century, in Asimov, M.S. & Bosworth, C. E., History of civilizations of Central Asia. — New Delhi: Motilal Banarsidass, 1999. — Vol. IV Part 1. — ISBN 81-208-1595-5 .
- Bosworth, Clifford Edmund. Khwarazm, The Encyclopedia of Islam. — Leiden: E. J. Brill, 1978. — Vol. IV. — ISBN 90-04-05745-5 .
- DeWeese, Devin A. . — Pennsylvania State University, 1994. — ISBN 0-271-01073-8 .
- Hildinger, Erik. Warriors of the Steppe: A Military History of Central Asia, 500 B.C. to 1700 A.D.. — Da Capo, 1997.
- Manz, Beatrice Forbes. . — Cambridge University, 1989. — ISBN 0-521-63384-2 .
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 1199
• • |
- 2021-10-07
- 1