Украинская партия социалистов-революционеров (боротьбистов)
- 1 year ago
- 0
- 0
Украинская архитектура — совокупность зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей в исторической и современной Украине .
История украинской архитектуры начинается с эпохи Киевской Руси . Основной структурой зданий издревле был сруб, возведённый из горизонтально уложенных бревен с шатровым верхом. Традиция сооружения срубов сохранилась вплоть до начала XX века. Сегодня подобные конструкции используются в жилых помещениях, их можно увидеть, например, в Чернигове .
Вместе с принятием христианства в Киевской Руси появились постройки, пришедшие из Византии, характерным примером которого является Софийский собор в Киеве (XI век), сохранившийся до нашего времени, претерпев барочную перестройку. Византийский стиль на Руси начал активно реформироваться в соответствии с аутентичными представлениями о строительстве и орнаментации. Вследствие этого процесса на киевских церквях появились вытянутые вверх купола, уникальная цветовая гамма росписей, фресок и мозаик .
Древнейшей церковью Украины (от неё сохранился только фундамент) является Десятинная , построенная Владимиром Великим около 988—996 годов. Это было трёхнефное строение с широкими галереями вокруг, внутри церковь была пышно убрана мраморной облицовкой, резьбой, изразцами , фресками и мозаиками. Из летописей известно, что она рухнула в 1240 году во время осады Киева Батыем .
Обычный тип больших церквей X—XIII веков — это трёхнефная церковь с тремя полукруглыми или гранёными апсидами (полуниша со стороны алтаря), с двумя или тремя парами колонн. Между первой и второй от алтаря парами колонн через всю церковь проходит поперечный неф. Средний широкий неф — такой же ширины и высоты. Меньшие церкви были, возможно, однонефными с апсидой с востока. В Западной Украине строились также ротонды — округлые строения.
После татаро-монгольского нашествия строительство на территории Украины подчинялось задачам обороны. В XII—XV веках строятся преимущественно крепости с башнями, укреплённые монастыри, замки. Их стены высокие и неприступные, но на некоторых можно увидеть декоративный орнамент в виде вышивки, выложенной из красного кирпича. Лучшим примером является Хотинская крепость в Черновицкой области со стенами длиной 30-35 метров, прекрасно сохранившимися до сих пор.
Культурное влияние средневекового Древнерусского государства прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и Украины.
Один из самых интересных периодов истории архитектуры Украины: конец XIV — первая половина XV века. На западных землях, которые меньше других пострадали от монголо-татарского нашествия, тогда росли города, развивались ремёсла и торговля. В украинские города прибывало множество поселенцев, преимущественно немцев, которые принесли в искусство, и, в частности, в архитектуру, новые стилевые формы.
Расцвет кафедральной готики на Украине пришёлся на времена правления короля Владислава II Ягайло (1386—1434).
Среди культовых сооружений преобладали католические костёлы . Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Латинский кафедральный собор во Львове — памятник архитектуры национального значения. Готическую составляющую подчеркивает высокий шпиль крыши. Колокольня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, поскольку вторая колокольня не была достроена. В интерьере высокие снипчасти [ прояснить ] колонны поддерживают стрельчатые арки и своды с готическими нервюрами . Стены и своды покрыты многочисленными фресками. Строительство собора началось в 1361 (по другим данным — 1370) году на средства короля Казимира Великого . Среди создателей этого храма известны Ничко, Йоахим Гром, Амвросий Рабиш; одним из наиболее заботливых опекунов здания в городских актах назван Петер Штехер. Объемная композиция костёла создана благодаря двум главным составляющим: пресвитерию (алтарной части) и корпуса нефов (собственно молитвенному залу).
В 1527 году во время большого львовского пожара сгорел практически весь город. Пострадала также и кафедра — особенно западная её сторона и башня. Восстановлением храма занялись уже ренессансные архитекторы, что повлияло на общий облик сооружения.
В Закарпатье готические постройки строились венгерской церковной властью. До настоящего времени сохранились готические церкви XIV—XVI веков — Святой Елизаветы в Хусте , Вознесения и Святого Франциска в Виноградове, Крестовоздвиженская в Берегово, Святого Мартина в Мукачево , Сердца Иисуса в Бене, Святого Духа в Четфалве и другие.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В XVI—XVII веках на Украине распространился стиль ренессанса . Наиболее ярко он проявился в архитектуре Львова. На одной из центральных площадей этого города почти полностью сохранился ренессансный ансамбль зданий, эстетической доминантой его является так называемый Чёрный дом . Наслоения эпох и сочетание различных архитектурных стилей в архитектурном ансамбле Львова делают город настоящим музеем под открытым небом. Исторический центр Львова внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Рассвет барочной культуры приходится на трудные времена национально-освободительного движения во времена Б. Хмельницкого . Данный самобытный стиль наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины, объединённых с Россией в результате освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг.
Украинское барокко отличается сочетанием декоративно-пластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества .
За 100 лет господства этого стиля на Слобожанщине было создано 600 храмов, подавляющее большинство из них были построены из дерева, однако около 50 храмов были каменными . Одним из лучших образцов украинского барокко является Георгиевский собор (1741—1770), являвшийся главным сооружением Козелецкого Георгиевского монастыря.
С конца XVIII века на Украину пришёл классицизм , так называемый «городской стиль», характерной чертой которого было значительное уменьшение церковного строительства. Преимущество стало предоставляться дворцам и общественным зданиям.
На рубеже XVIII—XIX веков характерными образцами классицизма были великие палаты гетмана Кирилла Разумовского в Почепе (проект Де ля Мото, арх. А. Яновецький), Яготине (проект Менеласа), Глухове (арх. Андрей Квасов) и Батурине (проект Андрея Квасова, арх. Чарльз Камерон). Огромных размеров палата в Почепе, построенная в 1796, даёт широкую площадь спокойных архитектурных масс, но с сухими и однообразными линиями деталей. Зато настоящим художественным произведением является палата в новой столице Украины — Батурине, построенная в 1799—1803 гг., где уже заметно влияние стиля Людовика XVI. Не менее интересна огромная усадьба Завадовского в Ляличах (арх. Джакомо Кваренги , 1794-95), где целый комплекс строений создает колоссальный полукруг, а главный корпус имеет изящные формы т. н. палладианства — типа Вилла Ротонда вблизи Виченцы в Италии.
В конце XVIII и в начале XIX века на землях Украины появились единичные образцы стиля ампир (поздний классицизм, который следовал образцам архитектуры Рима императорской эпохи).
В начале XX века в Европе возникает новое направление в искусстве, и, в частности, в архитектуре — модерн . Архитектура модерна каждой страны приобретала национальные черты. Таким образом появляется архитектура украинского модерна. Украинский модерн имел характерные особенности. Архитектура Западной Украины в начале XX в. находилась под влиянием Венского сецессиона и приобрела название «сецессия». Сочетание народного искусства и сецессии стало следствием возникновения украинской сецессии, имеющей черты гуцульского и закопанского народного искусства.
На территории Центральной, Южной и Восточной Украины, которая находилась в составе Российской империи, существует национальный вид модерна — «украинский модерн», который возник в Полтаве. Самые известные сооружения этого стиля были построены в Харькове, Полтаве, Киеве. Наиболее широко в Украинской ССР был представлен русский вариант модерна, также в Украинской ССР существовали образцы северной разновидности модерна (скандинавской). Другие народы привнесли в архитектуру Украины свои национальные особенности, например модернизированный неоготический стиль (народы Европы) или неомавританский стиль (восточные народы).
В годы Великой Отечественной войны в Украинской ССР множество зданий были разрушены настолько, что не подлежали реставрации после её окончания. Были потеряны такие здания, как Успенский собор Киево-Печерского монастыря , Собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря , Церковь Успения на Подоле («Пирогоща») , Васильевская (Трёхсвятительская) церковь . Некоторые из них впоследствии были восстановлены, но уже не всегда в изначальном виде.
Между тем эта эпоха строительства социализма принесла множество новых интересных архитектурных решений, так как на благо УССР трудилась большая плеяда поистине выдающихся архитекторов, сумевших придать республике и её столице особенный колорит. Вот только некоторые имена: В. В. Городецкий , И. Ю. Каракис , А. М. Вербицкий , В. Н. Рыков , П. Ф. Алёшин , А. В. Добровольский , А. М. Милецкий , Ю. С. Асеев , В. И. Ежов , Б. П. Жежерин , А. Ф. Игнащенко , В. К. Скугарев , B. B. Чепелик , Б. М. Давидсон , Я. А. Штейнберг . Эти и многие другие люди оставили Украинской ССР множество произведений архитектурного искусства.
С получением независимости на Украине продолжилось строительство современных зданий, а заодно началось восстановление исторических памятников. Был восстановлен памятник Княгине Ольге (в 1996 ) , Церковь Успения на Подоле («Пирогоща») (в 1998 ), Михайловский Златоверхий монастырь (в 1999 ) и другие.