Interested Article - Дворец Фонтенбло

Вид на дворец из парка
Плафон капеллы
Галерея Генриха II
Апартаменты герцогини Д'Этамп. 1541-1544. Ф. Приматиччо

Дворец ( замок ) Фонтенбло́ ( фр. Château de Fontainebleau ) — королевский дворец во Франции, расположенный в департаменте Сена и Марна , в 70 км к юго-востоку от Парижа . Вокруг дворца со временем сформировался город Фонтенбло .

Первые упоминания относятся к 1137 году . В XVI веке средневековый замок был перестроен Франциском I в ренессансном стиле. Здесь жили многие правители Франции начиная с Людовика VII и заканчивая Наполеоном III . Четыре монарха родились во дворце — Филипп IV Красивый , Франциск II Валуа , Генрих III Валуа и Людовик XIII . В 1814 году Наполеон здесь отрёкся от престола.

В 1981 году дворец и парк Фонтенбло вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.

Строительство

Лес Фонтенбло испокон веков представлял собой охотничьи угодья французской короны. Ныне существующий дворец был заложен на месте предыдущих королём Франциском I . Это была первая в северной Европе королевская резиденция, лишённая какой-либо оборонительной функции. Король пригласил для строительства и украшения дворца мастеров итальянского маньеризма , таких как Приматиччо и Бенвенуто Челлини . Именно отсюда мода на маньеризм распространилась по Европе (см. школа Фонтенбло ).

После смерти Франциска дворец достраивали Генрих II Валуа и Екатерина Медичи . Строительные работы при их жизни курировал знаменитый архитектор Филибер Делорм . Генрих IV также благоволил к Фонтенбло. Именно он велел прорыть ко дворцу 1200-метровый канал и наполнить его рыбой для ужения. После переезда Людовика XIV в Версаль дворец его предков был позабыт и обветшал, но Наполеон вернул Фонтенбло былой блеск, проводя здесь много времени и обновив его интерьеры в духе ампира . Симпатию к Фонтенбло унаследовал Наполеон III , заказавший архитектору Лефюэлю новое здание театра.

Хроника событий

Интерьеры

Во дворце расположены 1500 помещений.

Залы

  • Бальный зал ( salle de bal ) 30 на 10 метров.
  • Тронный зал ( Salle du trône ) — над троном синий балдахин. Бывшая королевская спальня.
  • Зал совета ( salle du conseil ). Стены украшены монохромными картинами синего и розового цвета.

Салоны

  • Красный салон или Салон Отречения ( Salon de l’Abdication ) — здесь в 1814 году Наполеон написал свое отречение от престола. Позолоченные кресла оббиты красной материей. На стенах красные обои. Над камином большое зеркало в золоченой раме. На полу ковер с пятиконечными звездами.
  • салон Донжона ( salon du Donjon ) — самая древняя часть дворца, расположенная на месте средневекового донжона . Над камином размещен мраморный барельеф Генриха IV на коне.
  • Большой салон ( Gros salon ) с гобеленами на тему жизни Александра Македонского,

Капеллы

  • капелла Святой Троицы ( Chapelle de la Trinité ). Алтарь 1633 года. Мраморный пол. Здесь в 1725 году произошло бракосочетание Людовика XV с Марией Лещинской .
  • капелла Святого Сатурнина ( chapelle Saint-Saturnin )

Спальни

  • спальня императора ( La chambre de l’Empereur ) с зелёным балдахином.
  • спальня императрицы ( chambre de l’impératrice ). Её использовала Мария Медичи .
  • Папские покои ,

Кабинеты

  • будуар Марии-Антуанетты появился в 1777 году, причудливые росписи посеребрённых панелей выполнены в помпейском стиле .
  • кабинет Наполеона

Галереи

  • Галерея Дианы ( galerie de Diane ) или (с 1858) библиотека ( Bibliothèque ). Параметры помещения 80 на 10 метров. Отличительной особенностью помещения является глобус, подаренный Наполеону.

Галерея тарелок

Оформление галереи, стилизованное под эпоху французского Ренессанса , относится к XIX веку. По распоряжению короля Луи-Филиппа здесь было выставлено 128 тарелок из севрского фарфора , на которых изображены виды Фонтенбло, события, здесь произошедшие, а также места, связанные с пребыванием или посещением самого короля.

Галерея Франциска I

Сквозная галерея Франциска I ( Galerie François I ), первоначально служившая коридором, ведущим в один из корпусов Овального двора, была создана в 1533—1540 годах итальянскими художниками, лидерами Школы Фонтенбло , Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо . Узкая и длинная (60 × 6 м), богато декорированная настенной живописью, лепниной и резьбой по дереву, она стала прообразом многих европейских галерей (задуманный художественный эффект здесь сохранился не в полной мере, так как позднее с северной стороны была пристроена другая галерея, и окна были заменены « французскими дверьми »).

В торце галереи на фоне ниши, обрамлённой гирляндой плодов — символом процветания и изобилия, — установлен бюст короля; в другом конце дверной проём окружён пышными лепными рондо. Членению стен соответствует членение плоского деревянного кессонированного потолка. Стены галереи разделены на два яруса: более строгий нижний, состоящий из геометрически выверенного пояса прямоугольных ореховых панелей, украшенных резными щитами с королевскими лилиями , инициалами короля и его символом — саламандрой , контрастирует с пышностью верхнего, сплошь покрытого настенной живописью и фантазийной лепниной. В центре каждого стенного проёма располагается сюжетные фрески в прямоугольных рамах, увенчанных, как и проёмы окон, крупной фигуративной скульптурой и дополненных разнообразными картушами . Символика живописи разгадана не до конца. Все четырнадцать панно были выполнены Россо Фьорентино на мифологические и аллегорические сюжеты, двенадцать из них увенчаны позолоченными саламандрами в языках пламени.

Центральное место по внешней стороне галереи ранее занимала овальная фреска «Расстроенная Венера» («Венера Фонтенбло»), что соответствовало куртуазному характеру двора Франциска I. Позднее она была заменена « Данаей », выполненной Фьорентино совместно с Приматиччо . Напротив неё — овальная композиция « Нимфа Фонтенбло », основанная на традиционной иконографии Нимфы источника . В Фонтенбло «Нимфу источника» отождествляли с Дианой , богиней охоты, ассоциирующуюся с фавориткой Генриха II Дианой де Пуатье .

Среди остальных фресок: «Месть Навплия », «Смерть Адониса », « Клеобис и Битон », «Гибель Катаны », «Воспитание Ахилла », « Источник вечной молодости », «Единение государства», «Слон-триумфатор», «Битва кентавров и лапифов », «Изгнание невежества», «Жертвоприношение».

Фигуры на фресках Россо «кажутся чуть уплощёнными благодаря очень светлым краскам и орнаментально сплетающимся линиям. Это ощущение их бесплотности усиливается от соседства с объёмной, почти круглой, и очень детализированной гипсовой скульптурой обрамлений. Декоративное сочетание подобного рода, до той поры нигде не применявшееся, было творческой выдумкой самого Россо» . Галерея Франциска I стала образцом для многих последующих сооружений такого рода, включая галереи Лувра и Версаля, их композиция многократно варьировалась во дворцах и особняках до конца XVIII века.

Дворы

  • Двор Белой лошади ( cour du Cheval Blanc ), названный так из-за статуи белой лошади. После отречения Наполеона в 1814 году он получил название Двор Прощания ( cour des Adieux ).
  • Фонтанный двор
  • Овальный двор ( cour Ovale ), атриум дворца. В него можно попасть через Золотые ворота ( la porte Dorée , 1528), возведённые Франциском I после освобождения из испанского плена.
  • Служебный двор (двор Генриха IV )

Сады

  • Английский сад ( jardin anglais ) справа от главного фасада. Появился в 1812 году. Ранее на его месте был Сосновый сад ( jardin des Pins ).
  • Большой партер
  • Сад Дианы ( jardin de Diane ) слева от главного фасада.

Галерея

Примечания

  1. (фр.) — , 1978.
  2. (нем.) — 1994.
  3. . Дата обращения: 10 июля 2020. 13 июля 2020 года.
  4. Петрусевич Н. Б. Искусство Франции XV—XVI веков. — Л.: Искусство, 1973. — С. 150

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Демидова М. Ансамбль Фонтенбло и «война дворцов». Метаморфозы античной виллы // Искусствознание 1/02. М., 2002. С. 238—255.
  • Демидова М. «… Хотел быть первым здесь, а не последним в Риме». Декоративное убранство дворца Фонтенбло // Искусствознание. 2/02. М., 2002. С. 235—249.

Ссылки

  • (англ.) , (фр.) , (рус.) , (кит.)
  • (фр.)
  • (фр.)
Источник —

Same as Дворец Фонтенбло