Interested Article - Площадь Согласия
- 2020-04-27
- 2
Площадь Согласия ( фр. Place de la Concorde ) — центральная площадь Парижа , выдающийся памятник градостроительства эпохи неоклассицизма . Находится в VIII округе Парижа на правом берегу Сены, в центре города между Елисейскими полями (с запада) и садом Тюильри (с востока). Является второй по величине во Франции (после площади Кинконс в Бордо ). Носила имя короля Людовика XV , поскольку её территория, находившаяся в собственности короля, была предоставлена городу королём Людовиком в 1743 году. После свержения монархии называлась Площадью Революции; современное наименование получила решением Директории 25 октября 1795 года в знак примирения сословий по окончании революционного террора . В 1937 году ансамбль площади был внесён в перечень исторических памятников Франции .
Площадь Согласия — один из примеров создания архитектурного ансамбля в тесной застройке средневекового города. Ранее в Париже были сооружены Площадь Побед (1685) и Вандомская площадь (1699). В 1748 году архитектор Пьер Патт выполнил план центральной части Парижа с изображением существующих зданий и планируемых королём площадей. В конечном итоге ансамбль площади стал важнейшим творением эпохи Просвещения в столице. Он отражает поворотный момент в эволюции западноевропейских художественных стилей в середине восемнадцатого века: упадок стиля рококо и рождение неоклассицизма .
История
Площадь имени Людовика XV была создана по заказу самого короля. В 1748 году старшины Парижа и гильдия торговцев решили воздвигнуть конную статую Людовика XV, чтобы отпраздновать выздоровление короля после болезни, от которой он страдал в Меце . В 1753 году был объявлен конкурс на лучшее место, в котором приняли участие девятнадцать архитекторов, в том числе Первый королевский архитектор Жак-Анж Габриэль , архитекторы Ж. Бофран , Ж.-Б. Валлен-Деламот , Ж.-Ж. Суффло и итальянец Дж. Сервандони . Все проекты были признаны неудачными.
Ж.-А. Габриэль предложил площадь в форме октогона (восьмигранника), окружённого балюстрадой со статуями по углам. Этот проект также был отвергнут. В результате король поручил Габриэлю обобщить лучшее из разных проектов, представленных на конкурс. Созданная Эдме Бушардоном и завершённая Жаном-Батистом Пигалем , конная статуя Людовика XV в образе древнеримского полководца была торжественно открыта 20 июня 1763 года. Она была установлена в центре эспланады, обращённой на восток. Постамент работы архитектора Ж.-Ф. Шальгрена был украшен барельефами и бронзовыми фигурами, символизирующими добродетели короля: силу, справедливость, благоразумие и мир. В 1789 году архитектор Бернар Пойе предложил королю застройку площади четырьмя зданиями по углам, но и этот проект не получил развития .
В 1793 году в северо-западном углу площади установили гильотину , на которой сначала казнили короля Людовика XVI и королеву Марию-Антуанетту , затем Шарлотту Кордэ (убийцу Марата), а в следующем 1794 году — Дантона , Робеспьера и других революционеров.
11 августа 1792 года, на следующий день после отмены монархии, конная статуя Людовика XV была сбита с пьедестала и отправлена на переплавку. По этому случаю «кровавая площадь» была переименована в «Площадь Революции». 10 августа 1793 года на постаменте старой статуи Людовика XV, которая оставалась пустой в течение года, была установлена гипсовая Статуя Свободы работы скульптора Ф.-Ф. Лемо . Она простояла до 1800 года .
В 1794 году по предложению «художника революции» Жака Луи Давида парные скульптурные группы « Коней Марли » (Укротителей коней), произведение скульптора Гийома Кусту Старшего (1743—1745), перевезли из дворца Марли в Париж и установили симметрично на западной границе площади у въезда на Елисейские поля . В настоящее время скульптурные группы заменены копиями, оригиналы находятся в Лувре . В том же году у входа в сад Тюильри симметрично установили скульптуры Славы и Меркурия, восседающих на крылатых Пегасах работы скульптора А. Куазево (затем их заменили копиями, оригиналы также находятся в Лувре).
В 1831 году наместник Египта Мехмет Али подарил Франции два обелиска из храма фараона Рамсеса II в Луксоре . Обелиск высотой 22,83 метра был доставлен в Париж 21 декабря 1833 года и по решению короля Луи-Филиппа I был установлен в центре Площади Согласия 25 октября 1836 года (второй обелиск остался в Луксоре). На постаменте нанесены диаграммы, иллюстрирующие процесс доставки обелиска из Египта во Францию. Позолоченное навершие обелиска появилось в 1998 году .
Архитектура
Строительство площади осуществлялось в 1757—1779 годах. Главная особенность Площади Согласия заключается в том, что она ограничена только с трёх сторон: Елисейскими полями на западе, садом Тюильри на востоке и двумя симметричными фасадами зданий северной стороны. С юга площадь открывается к набережной Сены. Эффектная перспектива образуется пересечением двух осей: Елисейские поля и эспланада Лувра (запад-восток), Улица Рояль (rue Royale) и Мост Согласия (Pont de la Concorde) (север-юг). Северную перспективу Королевской улицы замыкает колонный портик церкви Св. Магдалины (l'église de la Madeleine), а южную — похожий портик Бурбонского дворца , что придаёт ансамблю площади особенную цельность .
Обращённые к площади фасады симметрично расположенных зданий северной стороны: Дворец Морского министерства (Hôtel de la Marine; восточный корпус) и Отель Крийон (Hôtel de Crillon; западный), построенные в 1758—1772 годах по проекту Ж.-А. Габриэля, оформлены колоннадами большого ордера . Колонны большого ордера обоих зданий образуют лоджии второго и третьего этажей, они фланкированы колонными ризалитами с треугольными фронтонами. Первые этажи оформлены аркадами и рустовкой .
Один из участников конкурса, Ж. Б. М. Валлен-Деламот , использовал композицию Габриэля в собственном проекте здания Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1759—1775).
Между 1836 и 1846 годами Площадь Согласия была преобразована архитектором Жаком-Игнасом Гитторфом, который добавил два монументальных фонтана по обе стороны от обелиска, окружил площадь фонарными столбами и ростральными колоннами. Таким образом площади была придана военно-морская символика согласно назначению одного из зданий (Морского министерства). Композиция обелиска с двумя фонтанами, торжественно открытыми 1 мая 1840 года, восходит к Площади Святого Петра в Риме. Аллегорические скульптуры северного фонтана символизируют речное судоходство (представляют реки Рейн и Рону, урожай винограда и пшеницы), южного фонтана — морское судоходство (аллегории Средиземного моря, океана и рыболовства).
По углам площади находятся аллегорические скульптуры, символизирующие восемь главных городов Франции: Лион, Марсель, Бордо, Нант, Руан, Брест, Лилль и Страсбург.
Известные жители
На углу площади Согласия и улицы Сен-Флорантен в собственном особняке жил Талейран .
В искусстве
Картина Эдгара Дега « Площадь Согласия » после падения Берлина была вывезена в СССР и ныне экспонируется в Эрмитаже .
-
Площадь Согласия. Фотография 1855 г.
-
Один из фонтанов Площади Согласия
-
Ростральный фонарный столб
-
Аллегория Бордо
-
Аллегория Бреста
-
Аллегория Лилля
-
Аллегория Лиона
-
Аллегория Марселя
-
Аллегория Нанта
-
Аллегория Страсбурга
-
Аллегория Руана
-
Слава верхом на Пегасе
-
Меркурий верхом на Пегасе
Примечания
- (фр.) — , 1978.
- (нем.) — 1994.
- ↑
- Base Mérimée. Ministère de la Culture. 1978. — URL: от 6 июня 2021 на Wayback Machine
- Christ Y. Paris des Utopies. — Paris: Éditions Nicolas Chaudun, 2011. — Р. 141
- Paris. — Paris: Michelin et Cie, 1996. — Р . 95
- Dauzat A., Bournon F. Paris et ses environs. — Librairie Larousse — С. 82
- Власов В. Г. Согласия площадь в Париже // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 94—96
См. также
- 2020-04-27
- 2