Нотр-Дам де Пари (мюзикл)
- 1 year ago
- 0
- 0
Нотр-Дам-дю-О ( фр. Notre Dame du Haut , букв. «Дева Мария на высотах») или капелла Роншан — бетонная паломническая церковь , построенная в 1950—1955 гг. во французском местечке Роншан на Вогезской возвышенности, над Бельфором . Архитектор — Ле Корбюзье .
Христианская часовня на этом месте существовала с XIII века. Она была основана на месте разрушенного языческого храма. Её здание неоднократно строилось заново. Так, часовня сгорела в 1913 году от удара молнии, а в следующем здании, предшествующем постройке Корбюзье, были разрушены крыша и шатёр во время артиллерийского обстрела в 1944 году. К 1950 году эти части здания были восстановлены. Но тем не менее церковные власти решили снести старую капеллу, тем самым освободив участок для осуществления проекта Корбюзье .
Нотр-Дам-дю-О называют самым значительным с художественной точки зрения культовым зданием XX века и относят его к модернистскому течению нового экспрессионизма , созданного и провозглашённого самим Ле Корбюзье. Инициатива постройки капеллы принадлежала священнику , который прежде работал с такими титанами современного искусства, как Матисс и Шагал . Ле Корбюзье, не будучи религиозен, поначалу отнёсся к предложению скептически, однако поездка в Роншан убедила его взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения.
Роншаннская часовня идеально вписана в окружающий сложный ландшафт. Криволинейная крыша была навеяна формой раковины, которую Ле Корбюзье подобрал на пляже в Лонг-Айленде . Разглядев в форме раковины естественное воплощение идеи крова и защищённости, Ле Корбюзье там же вылепил из песка несколько «скульптур», которые стали прообразами часовни. Башни по сторонам храма сходны с теми эскизами, которые Ле Корбюзье выполнил в 1911 г. во время студенческой поездки на виллу Адриана .
Южная стена храма пронизана нерегулярно расположенными отверстиями, через которые внутрь проникает свет (некоторые проёмы имеют цветные стёкла). Открытое пространство храма с каменным алтарём и статуей Девы Марии воспроизводит минимализм, свойственный дороманским храмам Северной Европы. При большом скоплении паломников в большие праздники служба проводится на свежем воздухе, для чего с внешней стороны оборудован особый алтарь .
Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.
Русский академик архитектуры И. Г. Лежава , посетивший капеллу, сформировал её архитектурный анализ в статье о творчестве Ле Корбюзье . Истоком необычной формы капеллы Лежава считает мегалитический дольмен , «древнейший акт человеческой воли, подходящий образец для „вечного“ творения амбициознейшего зодчего двадцатого века». Лежава подробно исследует пространственные особенности капеллы, которые создают необыкновенное впечатление:
Интерьер капеллы – гимн перетекающим пространствам. Свет и тень, в сравнительно небольшом помещении порождают сотни пространственных ощущений. Каждый шаг в сторону открывает новую форму. Формы эти создают удивительный мистический эффект. И, хотя это не традиционный собор, тут хочется молиться.
Советский писатель и архитектор Виктор Некрасов так отзывался об этом строении :
Но, пожалуй, больше всех озадачил меня кумир моих юных лет — Ле Корбюзье. В маленьком французском местечке Роншан, недалеко от швейцарской границы, неугомонный семидесятилетний архитектор соорудил церковь. О ней много сейчас пишут и спорят на страницах архитектурных журналов. Скажу прямо, ничего подобного ни сам Ле Корбюзье, ни кто-либо из существовавших до сих пор архитекторов не создавал. Мы как-то привыкли к тому, что все созданное Ле Корбюзье, как правило, зиждется на определённых законах архитектурной и конструктивной логики. В этом его сила. Здания его могут нравиться или не нравиться — это другой вопрос, но мысль автора, цель, к которой он стремится, всегда была ясна и понятна. В церкви же Роншан понять что-либо без специальных комментариев просто невозможно. К сожалению, я не видел этой церкви в натуре; но, разглядывая фотографии ни на что не похожего строения, состоящего из столбов, башен, балконов, навесов и изогнутых, извивающихся стен, испещрённых какими-то прямоугольными отверстиями, становишься просто в тупик. И невольно, глядя на это здание самого передового из западных архитекторов, на эту церковь (и почему это церковь? Ах да, там крест наверху...), задаёшь себе вопрос: а не зашла ли и архитектура в тупик?