Interested Article - Кинематограф Хорватии

Кинематограф Хорватии — один из видов художественного творчества в Хорватии , национальный стиль и способ подачи кинематографического материала, а также экономические взаимоотношения, связанные с процессом производства и прокатом созданных произведений. Находится в преемственной творческой связи с кинематографом Югославии после распада этой страны .

История

Начало XX века

Хотя кинофильмы появились в Хорватии сравнительно рано, в начале XX века кинематограф оставался исключительно прерогативой нескольких энтузиастов-любителей, в первую очередь в Сплите и позднее в Загребе . В 1906 году в Загребе появился первый постоянный кинотеатр .

снимал ранние хорватские документальные фильмы в 1911—1912 годах (Plitvice, Sinjska alka). Первым игровым фильмом стала лента Брчко в Загребе ( хорв. Brcko u Zagrebu ), снятая в 1917 году режиссёром Арсеном Маасом . Затем в том же году был выпущен фильм Матия Губец режиссёра Ацы Бинички. Ни один из этих фильмов не сохранился до нынешних времён В 1918 году Croatia film дополнительно выпустила ещё 5 кинолент, все они были сняты Йосипом Халлой. после чего владелец кинокомпании ликвидировал её .

Хорватии не хватало политической и экономической инфраструктуры для развития собственной киноиндустрии. Наиболее серьезные усилия в этом направлении до начала Второй мировой войны были сделаны , выпустившей ряд учебных фильмов.

Вторая мировая война

Новый этап в хорватском кинематографе ознаменовался провозглашением марионеточного Независимого государства Хорватия в 1941 году. Режим усташей быстро осознал необходимость в современных пропагандистских инструментах по образцу тех, которые использовались в нацистской Германии и фашистской Италии. После серьёзного лоббирования, а также технической и материальной помощи со стороны этих двух стран в конце 1941 года появились первые пропагандистские фильмы хорватских режиссёров. Так в 1943 году снял документальный фильм Стража на Дрине ( хорв. Straža na Drini ), позже получивший награду на Венецианском кинофестивале . После упразднения Независимого государства Хорватия в 1945 году Иосип Броз Тито и его коммунистический режим также ценили важность кинематографа и решили построить свою собственную киноиндустрию. Многие кинематографисты, работавшие при усташах, сочувствовали партизанской стороне. Таким образом технические средства и специалисты, работавшие во время войны на усташскую пропаганду , были унаследованы коммунистическим режимом. Результатом такой политики стало быстрое развитие хорватской киноиндустрии после войны, хотя изначально она находилась под юрисдикцией федерального правительства в Белграде .

Первая золотая эра: конец 1950-х годов

Наивысший пик в своём развитии хорватский кинематограф достигает в конце 1950-х годов, когда хорватские фильмы выделялись на фоне тогда всё ещё молодой югославской киноиндустрии. Одним из самых выдающихся режиссёров той эпохи был Бранко Бауэр , уроженец Дубровника , самым известным фильмом которого была картина 1956 года Не оглядывайся, сынок ( хорв. Ne okreći se sine ). Она была снята по мотивам фильма Выбывший из игры британского режиссёра Кэрола Рида , в ней описывается судьба беглеца из лагеря усташей, прибывшего в Загреб, чтобы найти своего сына. Отец понимает, что ребёнок находится в спецприёмнике усташей, которые полностью промыли ему мозги ненавистью к сербам, евреям и коммунистам. Герой стремится оставить Загреб вместе со своим сыном, при этом всю дорогу он обманывают его о цели их пути. Среди других фильмов Бауэра выделяется Три Анны ( хорв. Tri Ane ), произведённого в Македонии. Сюжет картины рассказывает об отце, узнавшем, что его дочь, предположительно убитая на войне, может быть выжила и выросла. Фильм Бауэра Лицом к лицу ( хорв. Licem u lice ) 1962 года рассказывает историю о коррумпированном директоре строительной компании, который сталкивается с революционно настроенным рабочим во время заседания коммунистической партийной ячейки. Эта картина рассматривается как первый откровенно политической фильма в Югославии.

Других известным классиком хорватского и югославского кинематографа конца 1950-х годов является режиссёр . Его наиболее известным фильмом стал H-8 (1958 год), представлявший собой реконструкцию реального дорожно-транспортного происшествия, когда несколько пассажиров в междугородном автобусе по маршруту Загреб—Белград погибли, а водитель автомобиля, виновник аварии, сбежал.

В этот же период, два хорватских фильма были среди номинантов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке : Дорога длиною в год ( хорв. Cesta duga godinu dana ) итальянского режиссёра Джузеппе де Сантиса (1958 год) и Девятый круг ( хорв. Deveti krug ) словенского режиссёра Франце Штиглица (1960 год).

Модернизм

В 1960-х годах хорватский кинематограф испытывал влияние модернизма. Первым таким модернистским фильмом стал Прометей с острова Вишевице ( хорв. Prometej s otoka Viševice ) 1965 года, снятым бывшим карикатуристом Ватрославом Мимицей. В фильме рассказывается о ветеране партизанского движения и коммунистическом руководителе, едущим на родной остров и встречающего призраки послевоенного прошлого. Среди других известных хорватских образцов модернизма в кино можно назвать картины Рондо ( хорв. Rondo ) Звонимира Берковича (1965 год) и Бреза ( хорв. Breza ) Анте Бабаи.

Наиболее же популярными фильмами того времени были комедии , самой известной из которых была музыкальная комедия ( хорв. Tko pjeva zlo ne misli ), чьё действие происходит в 1930-е годы в Загребе. Хорватские режиссёры также принимали участие в пан-югославском "черной волны", хотя лучшие авторы и фильмы этого движения происходили из Сербии. Самые известным хорватским образцом "черной волны" стал фильм Наручники ( хорв. Lisice ) Крсто Папича (1969 год).

Фильм 1969 года Битва на Неретве хорватского режиссёра Велько Булайича стал самым высокобюджетным фильмом в истории кинематографа Югославии.

В начале 1970-х годов после югославских конституционных изменений, Хорватия получила больше автономии в управлении своей культурной жизни. Однако это не сказалось в лучшую сторону на хорватском кинематографе. После Хорватской весны хорватские коммунистические власти в 1970-е годы выступали за ужесточение контроля над фильмами. В результате, общее качество хорватских фильмов стало заметно ниже.

Хорваты в мировом кинематографе

Многие хорваты стали известны в мировом кинематографе. Среди них выделяются актёр Раде Шербеджия , звезда телесериала Скорая помощь Горан Вишнич , продюсер фильма Список Шиндлера Бранко Лустиг и актриса Мира Фурлан , известная по ролям в сериалах Вавилон-5 и Остаться в живых . Кроме того, хорватские корни имеют знаменитый актёр Джон Малкович и уроженец Австралии Эрик Бана .

Хорватские кинофестивали

Лучшие фильмы

1992 год « » / Priča iz Hrvatske / Крсто Папич
1993 год « Графиня Дора » / Kontesa Dora / Звонимир Беркович
1994 год « » / Vukovar se vraća kući / Бранко Шмидт
1995 год « » / Isprani /
1996 год « » / Nausikaja /
1997 год « Лапиш — маленький башмачник » / Čudnovate zgode šegrta Hlapića /
1998 год « » / Transatlantic /
1999 год « » / Crvena prašina /
2000 год « » / Maršal / Винко Брешан
2001 год « » / Kraljica noći / Бранко Шмидт
2002 год « Милые мёртвые девочки » / Fine mrtve djevojke / Далибор Матанич
2003 год « » / Svjedoci / Винко Брешан
2004 год « » / Duga mračna noć / Антун Врдоляк
2005 год « » / Ta divna splitska noć /
2006 год « » / Libertas / Велько Булайич
2007 год « » / Armin /
2008 год « » / Ničiji sin /
2009 год « »/ Kenjac /
2010 год « » / Crnci / и
2011 год « » / Sedamdeset i dva dana /
2012 год « »/ Ljudožder vegetarijanac / Бранко Шмидт
2013 год « Путь Халимы » / Halimin put /
2014 год « » / Kauboji /

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 мая 2015. 2 апреля 2015 года.
  2. . Дата обращения: 11 мая 2015. 28 июля 2014 года.
Источник —

Same as Кинематограф Хорватии