Июль 1942 года
- 1 year ago
- 0
- 0
Оборона Аджимушкайских каменоломен — эпизод Великой Отечественной войны , продолжавшийся с 16 мая по 30 октября 1942 года .
За время оккупации партизанская борьба под землей организовывалась трижды.
Первый период (6 ноября — 31 декабря 1941 года) — 6-й партизанский район Крыма (Керченский полуостров): здесь действовали три отряда под общим командованием И. И. Пахомова, отряд им. В. И. Ленина (командир М. Н. Майоров, комиссар С. И. Черкез) — в Аджимушкайских каменоломнях , отряд им. И. В. Сталина (командир А. Ф. Зябрев, погиб 12 ноября 1941, С. М. Лазарев, комиссар И. З. Котко) в , отряд Маяк-Салынского района (командир И. Г. Шульга, комиссар Д. К. Ткаченко) в Караларских каменоломнях . Его участники после первого освобождения Керчи в основном влились в Красную армию. О них написал очерк в марте 1942 года в « Красной звезде » К. М. Симонов .
Второй период (16 мая по 30 октября 1942 года в некоторых источниках до ноября), наиболее массовый и трагичный, красноармейский подземный гарнизон под командованием полковника П. М. Ягунова в Больших (Центральных) и старшего лейтенанта М. Г. Поважного в Малых (Еврейских) Аджимушкайских каменоломнях . Его участники в основном погибли, единицы попали в плен или прорвались к партизанам в горный Крым.
Третий период (19 октября 1943 года — 11 апреля 1944 года) — молодёжный отряд Маяк-Салынского района в (командир — Мухлынин К. К., зам. командира — Панкратов В., нач. штаба десантник Эльтигена полковник Нестеров П. И. , комиссар Васюнин Д. А.) численностью 130 человек оборонялись до прихода Красной армии. Партизанский отряд в шахте «Багерово» 24 октября 1943 — 5 марта 1944 года (командир отряда Паринов С. Е., комиссар Белов, нач. штаба Ларионович Владимир) численностью 240 человек вел борьбу и погиб после немецкого штурма .
Аджимушкай — посёлок в 5 километрах от Керчи (в административном отношении является частью города), возле которого находятся Большие и Малые Аджимушкайские каменоломни. Выработка известняка в катакомбах началась ещё в древности.
После поражения Крымского фронта в мае 1942 года (см. Операция «Охота на дроф» ) войска Крымского фронта, оборонявшие город, вынуждены были эвакуироваться на Таманский полуостров. Общее руководство группой, прикрывавшей эвакуацию, взял на себя начальник отдела военной подготовки штаба Крымского фронта полковник П. М. Ягунов . 14 мая он был назначен заместителем нaчальникa штаба фронта и в тот же день начал выделять отдельные батальоны и ударные группы из личного состава резерва. Основу этого отряда, кроме командиров и политработников резерва и личного состава 1-го фронтового запасного полка, составили несколько сотен курсантов военных училищ, бойцы и командиры 276-го стрелкового полка НКВД и 95-го пограничного полка, 1-й и 2-й батальоны которого закрепились нa позициях севернее Аджимушкая, а также военнослужащие различных рoдов войск с частей и соединений фронтa, кoторыe «уже 13 мая стали заполнять проходы каменоломен». Небольшая группа разрослась до несколько тысяч солдат за счёт отступающих солдат и жителей, бежавших из города. Более 10 000 военнослужащих укрылись в Больших (Центральных) катакомбах , и 3000 в Малых (Еврейских) катакомбах . Гарнизонами руководили соответственно П. М. Ягунов , старший батальонный комиссар И. П. Парахин и подполковник Г. М. Бурмин в Больших и подполковник А. С. Ермаков, старший лейтенант М. Г. Поважный, батальонный комиссар М. Н. Карпекин в Малых каменоломнях.
Первое время немцы не могли понять, откуда появляются внезапно атакующие части РККА. Но вскоре укрытие было обнаружено, и туда были подтянуты дополнительные силы 46-й пехотной дивизии, в том числе 88-й сапёрный батальон. Путём непрерывных атак немецким частям удалось отбросить красноармейцев внутрь каменоломен, но дальнейшие попытки взять каменоломни штурмом закончились провалом: отряд Ягунова стойко отразил все атаки немцев.
Катакомбы не были подготовлены для выдерживания долговременной осады: не было больших запасов пищи, медикаментов, оружия и боеприпасов, а колодцы находились только снаружи. Каждая вылазка за водой сопровождалась боем. По воспоминаниям бойцов, «за ведро воды платили ведром крови». Немцы, догадавшись по этим вылазкам о проблемах с водой, ликвидировали колодцы в районе каменоломен, засыпав их (в посёлке Аджимушкай было два колодца — «сладкий» и «солёный»).
Ещё до войны в штольнях Аджимушкая были оборудованы склады военторга , где к середине мая 1942 года оставались небольшие запасы провианта: немного хлеба и сухарей, крупы, жир, концентрат, табак, чай. Имелись и стратегические запасы сахара . Начальник продовольствия каменоломен А. И. Пирогов в своей книге «В осаде» рассказывает, как полковник Ягунов приказал ему посчитать все запасы еды и назначить норму пайка: хлеба — 200 граммов, жира — 10 граммов, концентратов — 15 граммов, сахара — 100 граммов на человека. Любопытно, что норма сахара не только не уменьшалась, но и увеличивалась. Это подтверждают и сами участники. Так, один из них сообщает: « Сахар под конец был основным продуктом питания, и только благодаря ему мы остались в живых ». Однако сахар, поднявший дух защитников в первые дни, потом сыграл с ними злую шутку. Из-за отсутствия воды и нормального питания, употребление сахара в больших количествах привело к массовому развитию сахарного диабета . И те, кто выжил в начале обороны благодаря сахару, через несколько месяцев погибали от даже самых незначительных царапин и ранений — настолько сильно разрушал иммунитет прогрессирующий диабет .
Ситуация достигла критической точки, поскольку катастрофически не хватало оружия, еды и воды. К тому же немцы стали использовать взрывчатку для обрушения тоннелей, а с 24 мая начали закачивать в катакомбы отравляющие газы . 30 октября 1942 года немцы окончательно захватили катакомбы и взяли в плен нескольких живых защитников. Из примерно 13 000 человек, которые спустились в катакомбы, после 170-дневной осады в живых остались только 48.
Аджимушкай в 1942 году стал последним населённым пунктом Крыма , оказывавшим сопротивление .
Командующий 11-й армии Э. фон Манштейн упомянул эти события одной строчкой : " В окружающих [Керчь] горах имелись разветвленные [искусственные] скальные пещеры, в которых скрывались партизаны, а позже остатки разбитого десанта ".
В 1943 году органы СД, завербовав в Керчи бывшего бойца Крымского фронта Моисеева, решили провести оперативную игру для выявления советских партизан в каменоломнях. Из докладной записки НКГБ Крыма наркому Госбезопасности СССР Меркулову о состоянии работы по розыску немецкой агентуры и других государственных преступников: « В августе 1943 года по заданию СД Моисеев создал в Аджимушкайских каменоломнях лжепартизанский отряд под названием „Красный Сталинград“ с задачей провоцирования настоящих партизан, действующих в этом же районе, для их ликвидации » .
В октябре того же года Моисеев и его люди расстреляли двух партизан-связных, прибывших к ним из соседнего отряда для объединения усилий. В ноябре 1943 года после освобождения Керчи моисеевцы вышли из каменоломен к советским войскам. Членов отряда отправили в фильтрационный лагерь станицы Ахтанизовской Краснодарского края. В лагере Моисеев ещё раз проинструктировал своих людей держаться одной линии — мы партизаны, сражавшиеся за Родину в тылу врага. Ему удалось успешно пройти фильтрационную проверку, и он был отправлен в распоряжение Северо-Кавказского военного округа в Ростове. Там он получил отсрочку от мобилизации на три месяца и возможность поехать в родное село. В это время следователи изучали материалы допросов, показания свидетелей и в том же 1944 году Моисеев был изобличен. Он был приговорен к расстрелу Военным трибуналом войск НКВД Крыма. Были арестованы 11 агентов СД, завербованных командиром лжепартизанского отряда .
После окончания войны, в ходе Севастопольского процесса в 1947 году за преступление в ходе осады каменоломен были осуждёны на 20 лет заключения четверо военослужащих 88-го саперного (Pionier-Bataillon 88) батальона 46-й пехотной дивизии 11-й армии :
В 1944 году писатель Марк Колосов опубликовал серию статей об обороне Аджимушкайских каменоломен, а поэт Илья Сельвинский, посетивший каменоломни, посвятил участникам обороны стихотворение. В это же время были опубликованы выдержки из дневника участника обороны, морского пехотинца Александра Сарикова.
В первые годы после окончания войны оборона Аджимушкая не получила широкого освещения, но уже в 1960-е годы Аджимушкайские каменоломни были взяты под охрану государства как исторический памятник, а в городе Керчь был создан музей, посвящённый борьбе подземного гарнизона.
В 1966 году в катакомбах открылся музей.
В 1975 году издательство « Молодая гвардия » выпустило книгу «Герои Аджимушкая. Рассказы о мужестве подземного гарнизона».
В 1982 году был открыт мемориальный комплекс « Аджимушкайские каменоломни ».
В 1990 году к 45-летнему юбилею Великой Победы 05 мая 1990 г. Президент СССР М. С. Горбачев своим Указом № 115 наградил (посмертно) героев обороны Аджимушкайских каменоломен: 7 человек (включая полковника П. М. Ягунова) удостоены ордена Красного Знамени, 9 человек -ордена Отечественной войны I-й степени, 17 человек — ордена Отечественной войны II-й степени.
В 1999 году в память подвига советских солдат назван новый сорт роз: Роза 'Аджимушкай' .
Оборона Аджимушкая была упомянута в ряде литературно-художественных произведений:
Поисковые группы продолжают раскопки в каменоломнях, чтобы найти полные списки скрывавшихся и открыть больше деталей о жизни в катакомбах.