Родился в
Симферополе
, в раннем детстве потерял отца. Учился в немецкой колонии, в которой его дядя работал учителем. После
Октябрьской революции
работал в Союзе молодёжи, откуда его направили на прохождение службы в
ВЧК
в
Херсоне
, в период 1919—1922 годов работал там следователем
.
Вторая жена —
Тамара Григорьевна Лобова
(1911—2007), кинооператор, педагог, соавтор многих фильмов.
Внучка —
Евгения Викторовна Головня
(1944—2016), правнучка — Екатерина Головня (директор студии документальных фильмов «Золотая Лента»
.
Особенности творчества
С первых своих работ мастер пытался освободиться от штампов старой операторской школы, осваивал новый монтажный метод съёмки с его динамичной сменой планов и ракурсов, позволяющей активно выявить авторское отношение к материалу и придать экранному изображению особую выразительность.
Съёмка фильма «Мать» выдвинула его в первые ряды мастеров советского операторского искусства. Во многом следуя традициям реалистической живописи, А. Д. Головня стремился найти такую форму кадра, чтобы все его элементы с максимальной выразительностью раскрывали содержание эпизода. Эта тенденция отчётливо проявилась в своеобразии ракурсных построений, определивших новизну зрительского восприятия. Несмотря на скупость красок (изображение построено на короткой тональной гамме и контрасте крупных световых пятен), оператор добивается большой выразительности, органично вплетая изобразительную линию фильма в драматическую ткань. Значительную роль в эмоциональной окраске картины играет пейзаж. Усиливая настроение и идейное содержание эпизодов, пейзажи мастера в то же время придают фильму в целом русский национальный колорит.
В дальнейшем А. Д. Головня широко использовал смелые экспрессивные повороты кинокамеры, приёмы оптической деформации, стремился к максимальной динамичности композиции кадра. Жизненная правда — основа творчества оператора.
1929
— Стеклянный глаз / Фильм о фильме —
оператор
Библиография
Композиция фотокадра // Лекция для заочного обучения
(рус.)
. —
М.
: Госкиноиздат, 1938. — 64 с.
Светлината в изкуството на оператора
(болг.)
/ Преведе от рус. Георги Ст. Георгиев. — София: Българско дело, 1947. — 154 с. — (Библиотека «Кино и фото-култура»; № 1).
в соавт. с
Иофис Е. А.
Современная техника фотографического процесса // По стенограммам публичных лекций, прочитанных в Центральном лектории Общества в Москве
(рус.)
. —
М.
: Правда, 1949. — 46 с.
в соавт. с
Дыко Л. П.
Фотокомпозиция
(рус.)
. —
М.
: Искусство, 1955. — 160 с.
Учебные киносъёмочные работы // Методические материалы
(рус.)
. —
М.
: б. и., 1963. — 36 с.
Мастерство кинооператора
(рус.)
. —
М.
: Искусство, 1965. — 239 с.
Съёмка цветного кинофильма / из операторской практики
(рус.)
. —
М.
: Госкиноиздат, 1952. — 227 с.
Композиция кинокадра // Лекции для студентов кинооператорского факультета
(рус.)
. —
М.
: б. и., 1965. — 47 с.
Экспонометрия киносъёмки
(рус.)
. —
М.
: Искусство, 1966. — 85 с. — (Библиотека кинолюбителя).
О кинооператорском мастерстве // Учебное пособие
(рус.)
. —
М.
: б. и., 1970. — 152 с.
Экран — моя палитра // Рассказ о творческом пути
(рус.)
. —
М.
: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1971. — 39 с.
Киноосвещение // Учебные киносъёмочные этюды
(рус.)
. —
М.
: б. и., 1973. — 28 с.
Операторское мастерство // Монтажная киносъёмка / Учебное пособие
(рус.)
. —
М.
: б. и., 1976. — 40 с.
Творчество оператора фильма // Учебное пособие
(рус.)
. —
М.
: ВГИК, 1978. — 58 с.
Оптическая композиция кинокадра / Учебное пособие
(рус.)
. —
М.
: ВГИК, 1983 (вып. дан. 1984). — 46 с.
Мастерство кинооператора
(рус.)
. —
М.
: Искусство, 1995. — 254 с. —
ISBN 5-210-00206-3
.
↑
. О факультете
(рус.)
.
ВГИК
. Дата обращения: 9 июня 2023.
7 февраля 2023 года.
↑
, с. 89.
↑
, с. 98.
от 11 июня 2020 на
Wayback Machine
Высшие курсы сценаристов и режиссёров
от 11 июня 2020 на
Wayback Machine
Высшие курсы сценаристов и режиссёров
(рус.)
.
Где дремлют мёртвые. В дебрях кладбищ
. Дата обращения: 8 сентября 2011.
20 апреля 2013 года.
(рус.)
.
Гильдия неигрового кино и телевидения
. Дата обращения: 9 июня 2023.
10 августа 2017 года.
// Комсомольская правда : газета. — 1940. — 24 мая (
№ 118 (4600)
). —
С. 1
.
20 сентября 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 марта 2022.
18 ноября 2021 года.
(рус.)
.
Герои страны
. Дата обращения: 9 июня 2023.
9 июня 2023 года.
(рус.)
.
Государственный фонд кинофильмов
Российской Федерации
. Дата обращения: 10 марта 2017. Архивировано из
12 марта 2017 года.
(неопр.)
. Телеканал «Культура». Дата обращения: 23 апреля 2015. Архивировано из
21 марта 2015 года.
Литература
Голдовская М.
// Десять операторских биографий // Сборник статей
(рус.)
/ Сост. М. Голдовская ; Предисл. В. Монахова. — Вып. 1. —
М.
: Искусство, 1978. — 207 с. — (Мастера современного театра и кино).
21 июня 2011 года.
Громов Е.
Кинооператор А. Головня. —
М.
: Искусство, 1980. — 174 с.
Караганов А. В.
Всеволод Пудовкин. —
М.
: Искусство, 1983. — 272 с. — (Жизнь в искусстве).
Кино. Энциклопедический словарь
(рус.)
/ Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. —
М.
: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. —
100 000 экз.
Операторы советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России
(рус.)
/ сост. Н. М. Чемоданова. —
М.
: Киновек, 2011. — 418 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-905352-03-4
.
Ссылки
(рус.)
.
Киноискусство. История кино
. Дата обращения: 9 июня 2023.
15 декабря 2012 года.
(рус.)
.
Онлайн-кинотеатр «Мосфильма»
. Дата обращения: 9 июня 2023.