Лебедев-Полянский, Павел Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Анато́лий Трофи́мович Поля́нский ( 29 января 1928 , Авдеевка , Сталинский округ , Украинская СССР , СССР — 7 июня 1993 , Москва , Россия ) — советский и российский архитектор . Лауреат Государственной премии СССР ( 1967 ). Доктор архитектуры ( 1970 ). Профессор ( 1975 ). Народный архитектор СССР ( 1980 ). Действительный член Академии художеств СССР ( 1979 ).
Автор ряда крупных советских архитектурных проектов: павильон СССР на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе , комплекс зданий пионерского лагеря Артек , комплекса Монумента Победы на Поклонной горе , зданий посольств СССР в Стокгольме , Афинах и Каире , гостиничного комплекса «Ялта» и многих других.
Член КПСС с 1953 года . Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР XI созыва (1984—1989) от Молдавской ССР . Делегат XXVII съезда КПСС . Первый секретарь правления Союза архитекторов СССР (1981—1990) .
Анатолий Трофимович Полянский родился 29 января 1928 года в селе Авдеевка (ныне город в Донецкой области Украины ).
Учился в Московском архитектурном институте (1944—1950) у Юрия Емельянова. В институте успевал быть в библиотеке, в студиях живописи и скульптуры, в научном студенческом обществе, на обмерах и зарисовках памятников архитектуры многих городов. Это помогло молодому человеку, экстерном сдавшему экзамены в школе, с красным дипломом закончить институт, а потом и аспирантуру.
В то время советская архитектура переживала переломный период перехода к индустриальным массовым методам реализации творческих замыслов архитекторов. Преподаватель Анатолия Полянского Юрий Емельянов подготовил своей школой органичное творческое вхождение своих учеников в профессию.
В 1958—1963 годах — директор проектного института № 5 Министерства строительства СССР, в 1963—1981 — директор НИИ экспериментального проектирования курортных, оздоровительных, туристических зданий и комплексов, руководитель мастерской, там же (с 1981).
Всемирная выставка в Брюсселе имела не только экономический или политический подтекст, но и демонстрировала парад идеологии в самом широком смысле. Группа архитектора выполнила павильон в стиле «наивного» конструктивизма с вантами , структурированной кровлей, без ордера . Попытка оторваться от ордерной стены прошла успешно. Этот павильон стал поворотным пунктом, от которого стали вести отсчёт: все пропорции павильона проистекали из многолетнего, начиная с диплома, анализа старых архитектурных форм и их соотношений.
Три самых рафинированных сооружения на выставке были: советский и американский павильоны, правильные параллелепипед и полусфера, а также знак выставки — Атомиум .
Следующим серьёзным этапом в творчестве архитектора стал комплекс зданий пионерского лагеря Артек в Крыму . Многие специалисты считают комплекс одним из лучших произведений советской архитектуры, воплотившем в себе «монтажную» эстетику времени и некую вневременную лёгкость и простоту, которая присуща только самым отточенным явлениям как в искусстве, так и во всех проявлениях жизни.
Изящно нарисованные, лёгкие, пронизанные светом и воздухом павильоны над морем, сразу же после своего завершения стали, подобно московскому Дворцу пионеров , символом новой эстетики архитектуры. Образный и пластический язык Артека логически и эмоционально согласуется с началом работы над ним.
Первые эскизы были созданы архитектором за полтора дня пребывания на выездном совещании ЦК КПСС в Артеке, посвящённом необходимости реконструкции старых корпусов и строительства новых. Именно тогда он нашёл тот образ детского лагеря, лёгкий и прозрачный, лёгший в основу всего проектирования. В проекте большое внимание было уделено слепку земной поверхности. Эскизы, продемонстрировали членам ЦК, людям далёким от искусства, — в каком пластическом и образном направлении нужно строить пионерские лагеря, не похожие на все предыдущее. Выполнялся и конкурсный проект перестройки района Гурзуфа , лишённого всех коммуникаций и тихо умиравшего.
О музее Ленина в Москве известно много, написана даже книга (её авторы Е. Розанов и др.), но эскизов архитектора практически никто не знает.
Работа над конкурсным проектом включала в себя не только графические размышления на заданную тему, но анализ мировой практики в её лучших проявлениях. При подготовке проектов Музея Ленина, группа архитекторов под руководством Анатолия Полянского внимательно проанализировала работы подобные Дворцу правосудия в Бразилиа , в том числе и Бостонскую ратушу Пола Рудолфа со своеобразным ордером, с карнизной частью — антаблементом и архитравом представленных в виде 3 этажей, покоившихся на колоннах; а также новый Линкольн-центр с арками.
В 1970-е годы стали популярны сооружения со сложной многосоставной функциональной программой. Здесь было, с одной стороны, необходимо обеспечить полноценное осуществление каждого из компонентов назначения, с другой — проявлялось стремление к максимальному развитию внутренних связей и подчеркнутому единству композиции. Рационалистические концепции занимали прочное и значительное место в советской архитектуре 1970-х годов. При этом очевидны изменения архитектурного рационализма , преодоление плоской утилитарности, с которой он ассоциировался в начале 1960-х годов. В рамках рационалистического осмысления функциональной задачи стали гибко и разнообразно разрабатываться системы средств образной выразительности, умножались, становились более сложными и тонкими средства гармонизации формы, отмеченной романтической экспрессивностью.
Проблемы контекстуальности в 1960-е годы просто не существовало — каждое здание мыслилось самодостаточным, интересна была работа на контрасте. Музей Ленина вписан в окружающую застройку, которая и сама не была создана в одно и то же время — Кремлёвская стена с башнями, получившими своё завершение спустя столетия, дом Пашкова , церковь. Важен был не контраст, а самоценность каждого архитектурного сооружения, которые мыслились совершенными архитектурными объектами.
Архитектор был приглашён в уже существовавший к тому моменту творческий коллектив. Его стремительное вторжение в неторопливый процесс проектирования Памятника Победы в Великой Отечественной войне , который длился многие годы, сдвинуло процесс с мёртвой точки, но власть, в бытность Б. Ельцина первым секретарём московского горкома партии, регулярно «замораживала» строительство.
Архитектор практически завершил комплекс на Поклонной горе (за исключением установки монумента в центре площади), созданием проекта часовни Св. Георгия (проектирование и строительство часовни были проведены и завершены после смерти архитектора с серьёзными отступлениями от первоначального замысла внутреннего и наружного убранства).
Архитектор был инициатором возведения на Поклонной горе храмов: православной церкви , синагоги , костёла , мечети .
Проектное предложение, представленное Патриархией , предполагало создание конференц-зала, комнаты отдыха, туалеты и лифты.
В первом туре конкурса на создание храма архитектор представил собственный проект.
Около 420 проектов были представлены жюри, включавшему представителей Патриархии, Министерства культуры , Союза архитекторов. Во второй тур вышли 4 проекта; второй тур конкурса выполнялся не под девизами, как в первом открытом туре, а с указанием фамилий архитекторов.
Параллельно со вторым туром на проектирование Храма 1000-летия крещения Руси архитектор получил заказ на создание проекта церкви Святого Гавриила в станице Новомышастовской Краснодарского края ; проект не был реализован.
Творческий путь архитектора представлял собой разработку и совершенствование своих идей от Брюссельского павильона до церкви Святого Георгия.
Кропотливая работа в аспирантуре, привившая любовь к всестороннему анализу; посольства в Швеции , Греции , Египте , гостиница « Ялта », Ореанда , санатории Иссык-Куль, Архыз — все они могут являться объектами всестороннего изучения, которое позволит понять больше об истоках, направлениях и целях российского модернизма.
13 августа 1992 года в стенах Российской академии художеств была открыта единственная выставка, посвященная творчеству архитектора.
Анатолий Полянский умер 7 июня 1993 года в Москве и был похоронен на Новом Донском кладбище .
При написании статьи была использована информация, полученная из устных бесед с Ахмедовым, Горячевым, Красильниковым, Кубасовым, Миняевым, Розановым и Синёвым.