Лебедев, Владимир Иванович (историк)
- 1 year ago
- 0
- 0
Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч (настоящая фамилия — Лебедев ; 1898 — 1949 ) — советский поэт и автор слов многих популярных советских песен.
Родился 24 июля ( 5 августа ) 1898 года в Москве в семье сапожника-кустаря Ивана Филипповича Лебедева. Отец умер, когда Василий учился в третьем классе городского училища. Поступив в 10-ю Московскую гимназию , Василий сумел получить именную стипендию, выделенную историком-медиевистом П. Г. Виноградовым . Параллельно с учёбой занимался репетиторством по русскому языку и латыни. Окончил гимназию в 1917 году с золотой медалью и поступил на историко-филологический факультет Московского университета , но не закончил обучение из-за революции и гражданской войны .
Работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе « ». Позднее работал в различных периодических изданиях: газеты «Беднота», «Гудок», «Рабочая газета»; журналы «Красноармеец», « Крокодил » (1922—1934). Писал для эстрады и кино.
Один из основателей СП СССР и член с 1934 года .
Депутат ВС РСФСР с 1938 года .
В 1939 году в качестве офицера РККА участвовал в походе на Западную Украину и в Западную Белоруссию. Во время советско-финской и Великой Отечественной войны служил в ВМФ политработником, был сотрудником газеты « Красный флот ». Капитан первого ранга .
Во второй половине 40-х годов здоровье Лебедева-Кумача пошатнулось. Он впал в глубокую депрессию, перенёс несколько инфарктов и перестал писать новые песни.
Последней его работой стало написание песен к кинофильмам « Первая перчатка » 1946 года («Закаляйся», «На лодке» и «Во всём нужна сноровка») на музыку Василия Соловьёва-Седого и « Весна » 1947 года на музыку Исаака Дунаевского .
Умер 20 февраля 1949 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
В. И. Лебедев-Кумач внёс в сокровищницу русской советской поэзии простые по форме и глубокие по содержанию произведения, ставшие неотъемлемой частью нашей социалистической культуры.
— Из некролога в газете «Правда»
Печатался с 1916 года , первые свои стихи опубликовал в малотиражном московском журнале « Гермес » — вначале переводы из Горация , а потом и собственные на античную тему . В начале литературной деятельности писал в основном сатирические стихи, рассказы, фельетоны. С 1918 года сотрудничал с газетами «Беднота», « Гудок », «Рабочая газета», « Крестьянская газета », « Красноармеец », позднее — в журнале « Крокодил » и др. Выходили отдельные сборники: «Развод» ( 1925 ), «Чаинки в блюдце», (1925), «Со всех волостей» ( 1926 ), «Защитный цвет» (1926), «Печальные улыбки» ( 1927 ), «Людишки и делишки», (1927).
Писал также для эстрады (для театральных обозрений « Синей блузы » и самодеятельных рабочих коллективов) и кино — тексты песен к кинокомедиям Г. В. Александрова « Весёлые ребята » ( 1934 ), « Цирк », « Волга, Волга » ( 1938 ), к фильмам « Дети капитана Гранта » (1936), « Остров сокровищ » (1937) и др. Многие из этих песен пользовались большой популярностью, а некоторые исполняются до сих пор.
Считается одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения» : «Песня о Родине» (« Широка страна моя родная …», 1936 год ; музыка И. О. Дунаевского ), «Марш весёлых ребят» («Легко на сердце от песни весёлой…», 1934 год , музыка И. О. Дунаевского), « Москва майская » («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…», 1937 год ), песни «Жить стало лучше, жить стало веселей»:
Зво́нки как птицы, одна за другой,
Песни летят над советской страной.
Весел напев городов и полей —
Жить стало лучше, жить стало веселей!..
Также автор слов « Гимна партии большевиков » ( 1939 год , музыка А. В. Александрова ), в частности, со словами:
Изменников подлых гнилую породу
Ты грозно сметаешь с пути своего!
Ты гордость народа, ты — мудрость народа,
Ты — сердце народа, ты — совесть его!
и « Священная война » («Вставай, страна огромная…», 1941 год ), музыка А. В. Александрова).
8 мая 1998 года в « Независимой газете » была опубликована статья Владимира Артемьевича Шевченко «„Священная война“ — эхо двух эпох» , в которой утверждалось, что настоящим автором песни « Священная война » был не Лебедев-Кумач, а учитель мужской гимназии города Рыбинска Александр Адольфович Боде , весной 1916 года во время Первой мировой войны написавший музыку и текст, который был впоследствии «советизирован» Лебедевым-Кумачом и опубликован им от своего имени. В статье также содержалось обвинение Лебедева-Кумача в присвоении авторства русского текста фокстрота «Маша» . В связи с публикацией внучка Лебедева-Кумача М. Г. Деева, обратилась в суд с требованием опровержения этой информации и возмещения ущерба, нанесённого репутации Лебедева-Кумача .
14 января 1999 года редакция «Независимой газеты» обратилась к доктору искусствоведения, профессору истории музыки Московской государственной консерватории Евгению Михайловичу Левашёву , который в мае того же года предоставил в распоряжение редакции своё экспертное заключение . Левашёв не сумел обнаружить неопровержимых доказательств, подтверждающих, что авторство «Священной войны» принадлежит Боде или же Лебедеву-Кумачу и Александру Васильевичу Александрову как автору музыки . Левашев отмечал, что творческая чистоплотность Лебедева-Кумача подвергалась сомнению ещё в 1930-е годы: в 1937 году по жалобе поэта Абрама Рувимовича Палея на плагиат Лебедевым-Кумачом строфы из его стихотворения «Вечер», опубликованного в 1915 году, было собрано заседание Пленума правления Союза писателей. На заседании было представлено около 12 случаев плагиата в стихах Лебедева-Кумача . Никаких негативных последствий для Лебедева-Кумача это заседание не имело, что Левашёв объясняет покровительством советского руководства [ значимость факта? ] , в частности Сталина , лично одобрившего фильм «Двадцатый май» [ значимость факта? ] , в котором звучала песня Лебедева-Кумача с заимствованной у Палея строфой .
Склонность Лебедева-Кумача к плагиату Левашёв объясняет поспешностью [ значимость факта? ] , с которой тот исполнял «большевистские приказы» о срочном создании высокохудожественных произведений, что в полной мере относится к песне «Священная война», сочинённой по официальной версии всего за несколько часов 22 июня 1941 года. Также эксперт обращает внимание, что переделки ранее существовавших произведений характерны для массовых песен 1920-х — 1940-х годов, имевших «официальный характер» .
Песня «Священная война» относится к музыкальному жанру полонеза , не популярному среди советских композиторов 1920-х — 1930-х годов, однако в период с 1791 по 1917 годы бывшего «символом военно-патриотических настроений и героизма русских войск». Левашёв подтвердил схожесть музыки «Священной войны» с «Мазуркой» Михаила Ивановича Глинки , которая по версии родственников Боде вдохновила его при создании песни .
В выводах экспертного заключения Левашёв поддержал версию об авторстве Боде, отмечая её внутреннюю непротиворечивость и наличие косвенных подтверждений в исторических материалах, а также существенные стилистические отличия «Священной войны» от собственных произведений Лебедева-Кумача и композитора А. В. Александрова . Последний, по мнению Левашёва, не сочинил, а «мастерски усовершенствовал» ранее существовавшую мелодию . Левашёв отметил, что собранные им доказательства недостаточны в юридическом смысле, но выразил убеждённость, что характеристика Лебедева-Кумача как плагиатора является справедливой .
21 декабря 1999 года Мещанский межмуниципальный суд города Москвы вынес решение в пользу М. Г. Деевой. Суд признал обвинения в плагиате из статьи В. А. Шевченко «несоответствующими действительности и порочащими честь, достоинство поэта В. И. Лебедева-Кумача» и обязал редакцию «Независимой газеты» опубликовать опровержение , что было исполнено 5 июля 2000 года . Хотя первым информацию о предполагаемом авторстве Боде широко распространил Андрей Викторович Мальгин в передачах «Радио Свобода» в 1990 году, а затем в журнале «Столица» № 6 за 1991 год , претензии Деевой к нему в ходе судебного разбирательства были сняты . Требование Деевой о материальной компенсации нанесённого ей ущерба суд удовлетворил частично [ значимость факта? ] .
В 2001 году в сборнике «Архив наследия — 2000» Левашёв выступил с критикой решения Мещанского суда и в дополнение к своему экспертному заключению привёл ранее неизвестные факты плагиата в песнях Лебедева-Кумача «Капитаны воздушных морей» и «Песня о Цусиме», которые выявил в 2000 году израильский исследователь Зеев Бар-Селла .
В мае 1941 года критик М. Беккер, разбирая в журнале « Октябрь » стихи и песни Лебедева-Кумача, писал:
Лебедев-Кумач, как никто из советских поэтов, передаёт песенной строкой чувство молодости, присущее людям сталинской эпохи. Его бесспорной заслугой является создание жанра весёлой, жизнерадостной песни. Бодростью, молодостью веет от каждой её строки .
А. А. Фадеев относился к Лебедеву-Кумачу негативно не только как к поэту, но и как к человеку. Фадеев считал Лебедева-Кумача трусливым приспособленцем и докладывал в ЦК ВКП(б) , что в период битвы за Москву Лебедев-Кумач сразу попытался бежать из города, «привёз на вокзал два пикапа вещей, не мог их погрузить в течение двух суток и психически помешался» .