Родина-мать (Киев)
- 1 year ago
- 0
- 0
Скульпту́ра «Ро́дина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы » на Мамаевом кургане в Волгограде . Одна из самых высоких статуй мира , высочайшая статуя России (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки и в течение последующих 22 лет).
Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом . Статуя является аллегорическим образом Родины , зовущей своих сыновей на битву с врагом.
В 1959—1967 годах по проекту и под непосредственным руководством скульптора был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами М. С. Алешенко, В. Е. Матросовым , В. С. Зайковым , , А. Н. Мельником, , В. С. Новиковым, ; архитекторами Я. Б. Белопольским , В. А. Дёминым , и др.; руководитель группы инженеров — Н. В. Никитин ).
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.
Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе , а лицо — с жены Веры . По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова , Валентина Изотова или Екатерина Гребнева . Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже [ источник не указан 475 дней ] .
В 1975 году в газете « Известия » отмечалось [ значимость факта? ] , что тема меча связывает монумент « Тыл — фронту » в Магнитогорске с монументальным ансамблем на Мамаевом кургане в Волгограде и памятником в Трептов-парке в Берлине (« Воин-освободитель ») :
Монументальный ансамбль в Магнитогорске завершит эту величественную скульптурную трилогию о подвигах и героизме советского народа.
С 2000 года силуэт скульптуры присутствует на гербе и флаге Волгоградской области .
Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура) [ неавторитетный источник (обс.) ] , 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра . Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.
Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.
Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 металлических тросов (с учётом двух шлейфов — по 4 троса в каждом, и камеры натяжения — 10 металлических тросов), постоянно находящихся в натянутом состоянии.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана . Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году клинок заменили на другой — целиком состоящий из стали ,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность . Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых .
Расчёты устойчивости конструкции выполнены Н. В. Никитиным .
В марте 1965 года Госстрой СССР выдал рекомендацию усилить стоящий на обводнённой толще майкопских глин фундамент скульптуры для предотвращения «сползания» в сторону Волги. В 2013 году архитектор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с опасениями о сползании фундамента и возможном обрушении скульптуры. Директор музейного комплекса Александр Васин отверг эти опасения .
Проект реставрации статуи подготавливался с 2008 по 2016 годы . В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи ; это был последний частичный её ремонт . В 2017 году проводились противоаварийные работы: были заменены канаты внутри статуи, обеспечивающие её устойчивость, отремонтированы внутренние помещения, заменены освещение и система пожаротушения.
В марте 2019 года началась реставрация внешней поверхности статуи, которую завершили в мае 2020 года к 75-й годовщине Победы . Для этого вокруг скульптуры были созданы 30 ярусов строительных лесов высотой 60 метров и весом 270 тонн . Основные цели — очистка статуи от грязи и мха, возвращение ей первоначального цвета и заделка трещин в бетоне, общая длина которых, по подсчётам реставраторов, составила 13 километров. Кроме того, произведено восстановление частей заржавевшей арматуры . Столь масштабная комплексная реставрация памятника проводилась впервые .