Interested Article - Пражский Град

Национальный памятник культуры Чешской Республики (регистрационный номер 101 NP от 1962 года )

Пра́жский Град ( чеш. Pražský hrad ) — крепость в Праге , занимает восточную часть длинного утёса, который тянется от Петршинского холма . На юге соединяется с районом Мала-Страна , на севере ограничен Оленьим рвом . Пражский Град представляет собой комплекс зданий, храмов и фортификационных сооружений , располагающихся вокруг трёх главных дворов, и Иржской улицы . Архитектурная доминанта — собор Святого Вита .

Сейчас крепость является резиденцией президента Чехии , раньше была таковой для чешских королей. Дважды в истории замок становился главной резиденцией императоров Священной Римской империи .

Площадь замка обычно указывается в 7,28 га, но по сей день она является предметом споров. Согласно Книге рекордов Гиннесса , это самый большой древний замок в мире. Это также самый большой обитаемый замок в мире на сегодняшний день [ неавторитетный источник (обс.) ] .

История

Разные формы фортификационных сооружений были на территории города как минимум с середины XI века. В середине IX века появился Пражский град с земляными валами, в середине XI века он стал укреплён каменными стенами. На другой стороне реки возник Вышеград , появились Старе-Место , Мала-Страна , Градчаны , Нове-Место — четыре «города», так как имели свои крепостные стены; сейчас это исторические районы Праги.

В XVII и XVIII веках всё это постепенно превратилось в комплексную систему бастионных укреплений, которая к XIX веку потеряла смысл из-за развития военных технологий.

С другой стороны, Пражский град развивался не только как крепость, но и как резиденция чешских королей и культурный центр.

Появление

Макет Града около 1000 года
Расположение предшественников Собора святого Вита : чёрным обозначено расположение ротонды, красным — романской базилики, синим — собора

Возникновение крепости связано с появлением Праги. Влияние предыдущих эпох меньше отразилось в облике Града, потому что формирование города произошло, когда в VI веке сюда пришли славянские племена и вытеснили своих предшественников. Место лежало на скрещении важных путей. Один приходил с запада и ветвился к бродам через Влтаву и вдоль Градчанского хребта к Граду. Другой путь приходил с севера, у пересекал Влтаву и направлялся к Шарке .

Богатая неровностями земля предоставляла широкий выбор для расположения укреплённого поселения. Археологические раскопки это только подтверждают, славянские поселения были обнаружены вокруг в большом количестве .

Тем не менее наиболее благоприятным стратегически оказалось именно место Пражского Града. С этой точки замок господствовал над всей долиной, в которой лежали важнейшие подходы к бродам через Влтаву. Эти преимущества оказались важнее того, что сам холм, на котором стоит Град, довольно тесно ограничен ручьём Бруснице .

На противоположном берегу аналогичным образом возник Вышеград , но он расположился на широком холме, поэтому с точки зрения обороны не мог конкурировать с Пражским Градом .

Тогда Борживоем была возведена первая каменная церковь Святой Марии (885(?) год, её остатки были обнаружены археологами под первым и вторым двором). До 921 года датируется церковь Святого Георгия, предшественница своего ренессансного аналога . В 930 году князь Вацлав основал ротонду Святого Вита, предшественницу главного собора Пражского Града .

Крепостные стены тогда ещё не появились, территорию защищали только земляные валы , армированные деревянной решётчатой системой, снаружи укреплённые камнями. Их оборонительные свойства улучшил Бржетислав I около 1050 года. Около южной башни лежал каменный княжеский дворец, севернее, на месте ротонды, появился собор, перестроенный в 1061—96 годах в базилику. Севернее от него стоял дом капитула, с западной стороны епископский дворец с часовней. На востоке появились строения монастыря Святого Георгия .

Романские постройки

Интерьер базилики святого Георгия

Романский стиль стал проявляться в облике Града только при Пржемысловичах Собеславе I и Владиславе II .

Из числа укреплений лучше всего сохранилась южная крепостная стена, усиленная цельными башенками, а также западная между третьим и четвёртым двором. на восточном конце Града сохранилась полностью .

К XII веку Прага переживала период активного строительства. В 1135 году Собеслав I построил первый каменный княжеский дворец . По примеру императорских пфальцей он был снабжён галерейными окнами. Также был перестроен дворец Епископа, стоявший на месте и частично сохранившийся в его стенах. Обширные работы были произведены и в монастыре святого Георгия .

В таком виде крепость находилась, пока Пржемысл Отакар II не повелел расширить Королевский дворец и усилить стены и укрепления. При Яне Люксембургском Град не содержался должным образом. Королевский дворец был повреждён пожаром в 1303 году, после чего так и стоял не отремонтированный . Вышеград в это время переживал период расцвета, он считался лучше укреплённым и служил резиденцией правителей .

Готическая крепость

Собор Святого Вита с восточной стороны; эта часть сооружена в 1344—1349 годах
Владиславский зал , позднеготический свод Бенедикта Рида . Окна, как и более открытое решение пространства, говорят о приходе архитектуры возрождения

В XIV веке Карл IV начал перестройку Града по примеру королевских резиденций в Париже . При своём приезде в Прагу в 1333 году он начал строить готический двухэтажный дворец с тронным залом на месте старого романского дворца, который уничтожил пожар 1303 года . Чуть позже постройка была дополнена Капеллой всех святых . Дворец стоял непосредственно около новостройки Собора Святого Вита , их соседство было подчёркнуто ориентацией главного входа и положением Капеллы Святого Вацлава. Вся территория Града была вновь укреплена стенами, на двух главных башнях при входе были позолочены крыши, что было вдохновлено библейским Новым Иерусалимом . Большинство работ было произведено под руководством Петра Парлера .

Строительные работы не утихли и при Вацлаве IV , даже несмотря на то, что в основном он жил в Старе-Месте .

Позднеготический облик Град получил во время правления Владислава Ягеллонского , который затеял обширную перестройку в 1483 году. Работы вёл самый известный архитектор того времени Бенедикт Рид . Он построил Владиславский зал , наездническую лестницу, . Вместе с готическим стилем Рид принёс множество форм архитектуры возрождения .

Также прогрессивными являются укрепления, произведённые Бенедиктом с севера. С внутренней стороны он усилил стены глубокими аркадами для стрельцов, позднее использованными для проживания стражи. Впоследствии на месте этих аркад появилась живописная Золотая улочка . Со стороны Оленьего рва архитектор построил три башни, выступающие из стены, для пушечного обстрела — Белая, и Мигулка .

Приход архитектуры возрождения

Летний дворец королевы Анны и Королевский сад

Несмотря на то, что в архитектуре Бенедикта Рида ярко выражен стиль поздней готики, он впервые принёс в Чехию формы ренессанса . Мотивы возрождения пришли из Италии через работы венгерских мастеров и сделали Прагу центром нового стиля в средней Европе .

После строительных работ, проведённых Ягеллонами , оказалось, ренессанс принёс новые требования к репрезентативности королевской резиденции, которым Град уже не соответствовал. В 1526 году на трон взошёл Фердинанд I . Град подвергся большим изменениям даже несмотря на то, что Прага не была местом постоянного пребывания императора. Он повелел соорудить новые дома на южной стороне третьего двора, а также с северной стороны ареала. Уже с 1534 года началось создание Королевского сада . Наличие парка при резиденции — новое веяние ренессанса , впоследствии же оно стало неотъемлемым атрибутом домов знати. Для благоустройства сада было приглашено много специалистов, были заказаны фонтаны. В 1538 году в Прагу доехала бригада 13 каменщиков во главе с Паоло делла Стелла. Началось строительство летнего дворца королевы Анны . До 1552 года (смерть Паоло делла Стелла) был готов только первый этаж с аркадами. Достраивал дворец с 1557 года. В течение следующего столетия за Оленьим рвом появилось ещё множество зданий, как чисто практического назначения, так и репрезентативных (например, зал для игры в мяч ) .

При Рудольфе II

, завершены в 1614 году. Вероятно, основная часть была сооружена при Рудольфе II, чуть позже была добавлена только барочная декорация

Время правления Рудольфа II характеризуется бурным развитием Града. В 1583 году он превратил Прагу в метрополию Священной римской империи .

С детства Рудольф рос в среде, где господствовал интерес к коллекционированию предметов искусства. Император сам не был художником, однако был большим ценителем искусства, поэтому для Чехии он остался одним из крупнейших меценатов и покровителей науки и искусства. Его коллекция быстро росла, и вскоре для неё понадобились новые просторы. Поэтому в 1585 году, когда в Прагу приехал архитектор Джованни Гарджоли ( Giovanni Gargioli ), началось строительство «Длинного здания» ( чеш. Dlouhá stavba ), законченного перед 1600 годом .

При Рудольфе II продолжалось строительство на южной стороне 3-го двора, а также около так называемой «Белой башни» (отделяющей 2-й и 3-й двор) .

Немного позже начались работы над северной полосой построек ( чеш. Severní trakt ). К более старым конюшням Фердинанда были пристроены «Испанские конюшни» ( чеш. Španelská stáj ). На верхнем этаже над ними возникли два монументальные залы — Новый зал в несколько этажей с кассетным потолком и более узкий Испанский, в котором сейчас располагается . Идея продолжения полосы зданий на запад не была реализована. 2-й двор с западной стороны был ограничен массивными 1614 года. Соседние здания тогда были значительно ниже, масштаб современного ансамбля не соответствует первоначальной задумке. Своей первоначальной монументальностью ворота свидетельствуют о начинающемся влиянии барокко .

XVII век

Западный фасад Базилики Святого Георгия , вторая половина XVII века. Вероятно, архитектором был . Скульптурное убранство

В XVII веке Чехия стала частью монархии Габсбургов , и строительная деятельность утихла. В 1631 и 1648 годах Град был занят вражескими войсками. Большая часть коллекции Рудольфа была увезена в качестве трофеев в Швецию .

Самым значительным изменением на территории крепости в XVII веке было появление летнего и зимнего манежа , спроектированного архитектором в 1694—98 годах .

При Марии Терезии

Единообразные фасады — дело рук 1753—75 годов. За ними скрываются здания разных эпох и стилей, о чём свидетельствуют только неправильные крыши и входы

В XVIII веке усилилась централизация вокруг Вены , было принято официальное решение, что Прага не станет главным городом, и её значение ещё сильнее упало. Парадоксально, но в это время в Граде были произведены масштабные работы .

В 1753—1775 годах по приказу Марии Терезии Венский архитектор занимался перестройкой фасадов по единому образцу, возведением курдонёра со стороны (в сотрудничестве со скульптором Игнацем Платцером ) и преобразованием Дворца Рожмберков в Институт благородных девиц . Пражский Град получил единый стиль рококо , почти перешедший в форму классицизма , и сохранил этот облик до сих пор .

После

После реформ Иосифа II значение Праги и Пражского Града всё падало. Некоторые здания были отданы в распоряжение штабу армии ( летний дворец королевы Анны , зал для игры в мяч , здания монастыря святого Георгия ) .

В 1860-х годах были адаптированы интерьеры (его прежний облик был работой Килиана Игнаца Динценхофера ) и в связи с подготовкой коронации Франца Иосифа I , которая в итоге так и не состоялась .

Примерно в это же время, в конце XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии была достроена в пуристическом стиле доминанта Града — собор Святого Вита . Конечно, архитекторы не смогли повторить индивидуальный стиль Петра Парлера . Однако в целом работа считается очень ценной, потому что в ней удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу , где собор стал выразительным акцентом в облике города .

Резиденция президента

Лестница , спроектированная Йоже Плечником

В 1918 году Град стал резиденцией президента Первой республики , и вновь были начаты работы по перестройке. Главным архитектором был Йоже Плечник .

Конец XX века

Оранжерея архитектора Эва Иржична , 1999—2001

К концу XX века Пражский Град был в основном закрытым для общественности. Когда в 1989 году к власти пришёл Вацлав Гавел , двери Града стали открываться одна за одной. Сначала он убрал сплошной забор от Президентской виллы и открыл для посетителей Королевский сад . К ноябрю он открыл Зал для игры в Мяч , следом Летний дворец королевы Анны и башню Собора Святого Вита . Дальше Вацлав Гавел открыл вход в Олений ров и занялся благоустройством барочных садов, первыми открылись Ледебурский и Малый Ралффиовский в июне 1995. Как и у многих правителей, у Гавела был любимый архитектор. Боржек Шипек спроектировал модель нового стула для Испанского зала, потом интерьеры, входы. В это время по проекту Эвы Иржичной была сооружена Оранжерея . Другим шагом президента стала новая униформа для дворцовой стражи по проекту Теодора Пиштека .

См. также

Примечания

  1. (чеш.) . Дата обращения: 3 декабря 2014. 13 декабря 2014 года.
  2. (нем.) — 1994.
  3. . Дата обращения: 7 апреля 2022. 2 апреля 2022 года.
  4. Jiří Hrůza. Urbanismus světových velkoměst. I díl. Praha. — Praha: Vydavatelství ČVUT, 2003. — 191 с. — ISBN 80-01-02764-3 .
  5. ABC kulturních památek Československa ; Zprac. aut. kol. za odb. red. Jan Muk, Eva Šamánková. — 1. vyd. — Praha : Panorama, 1985. — 678 s.
  6. .
  7. Rudolf Pohl. PRAŽSKÝ HRAD. Procházky s architektem Procházkou. — Praha: vlastním nákladem na Fakultě Dopravní ČVUT, 2007. — 362 с. — ISBN 802396675-8 .
  8. Vlček, Pavel, and České vysoké učení technické v Praze. Fakulta architektury. Dějiny Architektury Renesance a Baroka Vyd. 1. Praha: Česká technika — nakladatelství ČVUT, 2006
  9. от 10 июля 2012 на Wayback Machine // www.kulturanahrade.cz, официальный проект Správa Pražského hradu
  10. Haas, Felix. Vývoj Architektury a Umění V 19. a 20. Století Vyd. 5. nezměn. Praha: Nakladatelství technické literatury, 1983
  11. . Дата обращения: 12 октября 2013. 15 октября 2013 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Пражский Град