Костры сердца Иисуса
- 1 year ago
- 0
- 0
Костёл Пресвятого Сердца Господня ( чеш. Kostel Nejsvětějšího srdce Páně ) — католический храм в Праге в районе Винограды на . Архитектор Йоже Плечник . Храм освящён 8 мая 1932 года в честь Святейшего Сердца Иисуса , что символизировало благодарность Господу за получение независимости и сохранность власти .
В 2010 году церковь была внесена в список национальных памятников культуры Чешской Республики . В 2014 году по инициативе правительства Словении , муниципального района Прага 3 и министерства культуры Чехии церковь была номинирована на статус памятника UNESCO . Хилари Френч в своей книге «История архитектуры» внесла Церковь Пресвятого Сердца Господня в список восьми грандиозных сооружений в истории человечества.
В начале XX века существующего костёла святой Людмилы стало не хватать для района Винограды , и городские власти выделили участок земли под строительство нового храма . Архитектурный конкурс был объявлен в 1919 году, хотя «Общество за постройку второго храма Пресвятого Сердца Господня в Королевских Виноградах» ( чеш. Spolek pro vybudování druhého chrámu Páně na Královských Vinohradech ) было образовано ещё в марте 1914 года. Архитектор Плечник не принимал участия в конкурсе, только его ученики; позже они попросили профессора самого разработать проект .
В 1927 году Плечник представил эскиз. Изначально архитектор планировал более широкую застройку территории жилыми зданиями, школой и триумфальной аркой. В конечном счете, отказавшись от масштабных планов, он снизил бюджет в три раза. Плечник разработал три варианта проекта, при том что он не был претендентом на победу в конкурсе. Плечник подготовил также планы перестройки площади , но они были реализованы лишь частично и не пережили постройки метро и подземных бомбоубежищ .
28 октября 1928 года в честь десятилетия появления чехословацкого государства был положен первый камень. Работы продолжались по 1932 год и финансировались фондом Карла Бепты ( чеш. Beptovská nadace ) .
8 мая 1932 года кардинал Карел Кашпар торжественно освятил церковь, в том числе шесть колоколов. Во время Второй мировой войны пять из них (кроме самого маленького) были сняты. Два колокола вернулись в храм только в 1992 году .
Плечник учился в Вене у Отто Вагнера , и в его творении воплотились многие эстетические принципы архитектуры модерна . Долгое время в XX веке творчество Плечника не вызывало интереса, и о храме не было информации. С одной стороны может показаться, что здание продолжает традиции классицизма середины XIX века, но гигантские сюрреалистические часы и нестандартная башня в корне искажают композицию. Для Плечника не было единого главенствующего стиля, он был сам себе хозяином и применил формы архитектуры последних двух столетий .
Храм является крайне нетипичным для строений такого рода. Зданию присуща простота форм и композиции. Церковь представляет собой центральный неф прямоугольной базиликальной церкви с клеристорием . У входа с западной стороны двери и окна увенчаны статуями Доброго пастыря, Богородицы с младенцем и Богородицы Оранты. Восточная сторона здания примечательна массивной башней во всю ширину, возвышающейся над уровнем крыш района. В башне находятся гигантские часы диаметром 7,6 метра, которые являются самими большими в Праге и одни из крупнейших в Центральной Европе. Прозрачные циферблаты также выполняют функцию окон освещающих длинный зигзагообразный пандус ведущий к звоннице. Окна располагаются в верхней части стен. Стены наклонены внутрь. Фасад украшен кирпичными выступами.
Здание церкви содержит множество элементов королевской символики, так как оно становилось доминантой района « Королевские Винограды » . Например, выступающие камни на фасаде являются знаком королевской мантии из горностая, луковка на вершине башни значит державу . Плечник одновременно работал и на Пражском Граде . Он использовал некоторые обломки от Собора святого Вита в устройстве крипты .
Интерьер храма функционален, но при этом изыскан и торжественен. Плоскость стен подчеркнута пилястрами . Вдоль стен располагаются деревянные статуи чешских святых, а посередине алтарной стены возвышается монументальная статуя Христа, творение Д.Песана.