Interested Article - Мадонна из Вевержи

Мадоннa из Вевержи ( Βевержская Мадонна ; чеш. Madona z Veveří ) — средневековая чешская икона Девы Марии с Младенцем, написанная в середине XIV века для капеллы Богоматери Вевержской , расположенной рядом с королевским замком Вевержи близ Брно . Одна из известнейших марианских икон в Моравии , с 2016 года входит в список национальных памятников культуры Чешской Республики . Создателем иконы считается мастер Вышебродского алтаря .

Описание изображения

Картина написана темперой на мелковой основе , без заметного рисунка, на доске из соснового дерева, покрытой с обеих сторон холстом (размер 79,5 × 62,5 см). В сравнении с более старыми итальянско-византийскими работами, контуры картины более продавлены, и художник использует лазурную технологию цветовых переходов в своих воплощениях. На Мадонне простая, неяркая накидка — красный плащ с синей подкладкой, украшенной золотыми звездами. Плащ, одежда Мадонны и прозрачная рубашка ребёнка оторочены по подолу тонкой отделкой. Корона Мадонны заканчивается кудрявыми листьями. Композиция изображения сродни типу Збраславской Мадонны , более поздних римских Мадонн или , но также обнаруживаются некоторые темы из старых Богородичных образов. Присутствие ярких красок напоминает картины итальянского художника Томазо да Модены .

Мотив с изображением Иисуса, держащего в руке тело щегла, часто встречался в Ломбардии и Венето , а также в Сиене с начала века, и появляется также в Райграде королевы Рихезы . По сравнению со старинной итало-византийской Мадонной — Одигитрией , где мать указывает на ребёнка, как на объект поклонения, эта композиция имеет заметный сдвиг в сторону большей близости и гуманизации отношений между матерью и ребёнком, который более согласуется с XIV веком. Кроме того, необычно то, что волосы Марии непокрыты и тело маленького Иисуса голое, едва наполовину покрыто мягкой рубашкой. Образ пронизан системой веропочитаемых (религиозных) символов.

Реституция

Владельцем иконы является католический приход в Веверска-Битишка . В 1938 году «Мадонну из Вевержи» после выставки в Брно отправили на реставрацию в Прагу, где она пережила военное время. С 1958 года «Мадонна из Вевержи» демонстрировалась в Национальной галерее в Праге . В соответствии с законом Чехии о реституции церковного имущества приход в Веверска-Битишка заявил о своих правах на это произведение искусства и потребовал реституции. По результатам продолжительного судебного процесса Национальная галерея вернула «Мадонну из Вевержи» приходу в Веверска-Битишка . Приход принял решение передать икону во временное пользование епархии Брно для участия в экспозиции в местном соборе Святых Петра и Павла .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 августа 2018. 7 августа 2018 года.
  2. . Kostel Nanebevzetí P. Marie // Umělecké památky Moravy a Slezska A/I (чешск.) . — Praha : Academia , 1994. — Vol. 1. — S. 224-225. — 651 S. — (Umělecké památky Moravy a Slezska). — ISBN 80-200-0474-2 .
  3. от 12 марта 2017 на Wayback Machine (нем.)

Литература

  • Поп И. И. Искусство Чехии и Моравии IX — начала XVI века. — М. : Искусство , 1978. — 267 с. — (Очерки истории и теории изобразительных искусств).
  • Ювалова Е. П. . — М. : Наука , 1998. — 222 с. — ISBN 5-02-011339-5 .
  • Jiří Fajt, Štěpánka Chlumská: Čechy a střední Evropa 1220—1550. Národní galerie v Praze 2014, pp. 24-28. ISBN 978-80-7035-569-5
  • Albert Kutal (1971), Gothic Art in Bohemia and Moravia . Published by London, New York, Sydney, Toronto : Hamlyn, ISBN 9780600016588
  • Antonín Matějček, Jaroslav Pešina: Česká malba gotická. Melantrich, Praha 1950, pp. 58-61

Ссылки

  • (чешск.)
Источник —

Same as Мадонна из Вевержи