Приз принца Уэльского
- 1 year ago
- 0
- 0
«Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом» ( исп. El príncipe Baltasar Carlos con un enano ) — один из портретов наследника испанского престола, написанных Диего Веласкесом .
Принц, несмотря на свой младенческий возраст, изображен торжественно позирующим по всем канонам парадного портрета. Его одеяния подчеркивают его высокий статус. На нем тёмно-зелёный, расшитый золотом «военный мундир», (включая миниатюрную кирасу), алая перевязь и кружевной «вандейковский» воротник. В одной руке он держит маршальский жезл, другая покоится на рукояти шпаги. Рядом на подушке покоится головной убор с роскошным пером. Все это — символы генеральского ранга. Изображенный рядом карлик (или карлица) держит яблоко и погремушку, и контрастирует с наследником могущественной империи, который «не нуждается» в этих обычных детских атрибутах. Оба стоят на ковре, позади них — красные драпировки, также традиционный атрибут парадного портрета.
Принц Бальтазар Карлос родился 17 октября 1629 в Мадриде и умер 9 декабря 1646 года в Сарагосе. На картине есть частично стертая надпись «Aetatis AN… / MENS 4», которая позволяет предположить, что портрет написан, когда принцу был 1 год и 4 месяца — в марте 1631 года .
Согласно первому биографу художника Франсиско Пачеко , после своего первого путешествия в Италию, «Веласкес вернулся в Мадрид после полуторагодового отсутствия и прибыл в начале 1631 года. Он был очень хорошо принят графом-герцогом , который приказал ему пойти и поцеловать руку Его Величества с глубочайшими благодарностями за то, что тот не призвал другого живописца, а предпочел дожидаться его, чтобы написать портрет принца, который он и сделал незамедлительно». Предположительно, речь идет именно об этом портрете. Однако, поскольку биограф не упоминает о карлике, некоторые предполагают, что речь идет о портрете принца кисти Веласкеса, находящемся в коллекции Уоллес, где тот изображен один. Однако там ему около трех лет, так что это не может быть «самый первый» портрет принца .
Дж. Браун и Дж. Г. Эллиот считали, что на портрете носит костюм, схожий по описанию письменного источника с тем, который он надевал на церемонию торжественной присяги кортесов, которая состоялась в Сан-Херонимо 7 марта 1632 году. Поэтому они предполагают, что портрет был написан, когда принцу было 2,4 года, а не 1,4. То, что карлик держит яблоко и погремушку, они расценивают как символическое обозначение королевских символов — скипетра и державы.
указал , что костюм карлика, включающий ожерелье, является женским . Браун допускает эту гипотезу . Традиционная идентификация карлика как Франсиско Лескано по прозвищу «Дитя из Вальескаса» (он же на другом портрете кисти Веласкеса ) была предложена Морено Вильей, который предположил, что портрет в таком случае написан в 1634 году, когда Лескано поступил на службу к принцу. Однако поскольку картина явно написана до этой даты, карлик не может быть Лескано. Его динамичная поза натолкнула Панторбу на мысль, что он был добавлен на картину позднее .
Хулиан Гальего, чтобы решить проблему несочетания хронологии, выдвигает, как он сам пишет, «рискованную идею», что портрет написан в излюбленном Веласкесом жанре «картина в картине»: то есть карлик изображен на фоне парадного портрета принца, а линия ковра — это граница реального мира и заднего полотна. Это, по его мнению, «объясняет стилистистическую разницу, замеченную Панторбой, и полотно может восприниматься, как одна из визуальных игр, столь любимых Веласкесом и творческими умами его времени, которые восхищались путаницей между миром реальным и изображенным» .
Картина, очевидно, была написана для испанского (или австрийского) королевского двора, однако её судьба не задокументирована до 1769 года, когда она впервые упоминается, как покупка, сделанная в итальянском городе Парма Генри Говардом, 4-м графом Карлайл. В замке Говард она находилась до 1900 года, когда Джордж Джеймс Говард, 9-й граф Карлайл, не продал её. Картина попала в Knoedler and Co., где был установлен её провенанс . Она была продана за 80 тысяч долларов и в 1901 попала в Бостонский музей .
До XIX века считалось, что автором картины является Корреджо , и изображает она одного из герцогов пармских .