Interested Article - Портрет папы Иннокентия X

«Портрет папы Иннокентия Х» — известная картина испанского художника Диего Веласкеса .

История картины

В 1650 году по поручению короля Диего Веласкес поехал в Рим , чтобы закупить картины и статуи для будущей живописной и скульптурной академии в Мадриде . В Риме художник впервые повстречал папу Иннокентия Х , который был известен своей продажностью и корыстью. Папа заказал Веласкесу свой портрет.

Перед Веласкесом встали проблемы, связанные с традиционными правилами портрета и непременной парадностью. Художник решил показать на картине внутренний мир Иннокентия Х, как это когда-то сделал его любимый художник — Тициан , на своём портрете Павла III . Второй раз Веласкес увидел папу случайно: ему разрешили посещать Ватикан , и он подолгу там задерживался. Однажды художник увидел в окно проходившего по аллее папу. Веласкеса поразили изменения в лице старика: он был наедине с собой и поэтому не притворялся жестоким и подозрительным, он был угнетён и подавлен чем-то.

Через несколько дней Веласкес преподнёс портрет в дар Иннокентию Х. Увидев свой портрет, папа произнёс: «Слишком правдиво!» ( итал. Troppo vero! ). В награду за портрет художник получил массивную золотую нагрудную цепь с миниатюрным портретом Иннокентия X в медальоне , осыпанном самоцветами . Веласкес прославился по всей Италии , многие копировали портрет, чтобы учиться мастерству художника.

Описание

На картине папа изображён таким, каким его увидел Веласкес в первый раз — энергичным и подозрительным. Колористическая сконцентрирована на двух тонах — красном и белом. Красный цвет разнообразен множеством оттенков.

На портрете подчёркнуты грубые, некрасивые черты лица папы, на лице играют багровые блики . Наряду с красными красками выделяется белый цвет сутаны , воротника , манжет . В левой руке Иннокентий Х держит письмо с надписью: «Наисвятейшему папе Иннокентию X Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец его величества, короля католического» .

Этюд

Этюд к полотну находится в Музее Веллингтона (Лондон).

Судьба картины и её влияние

« Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса », Фрэнсис Бэкон, 1953

Веласкес написал два варианта картины (не считая авторских реплик и копий). Один портрет находится в римской галерее Дориа-Памфили , другой — хранился в собрании британского премьер-министра и знаменитого коллекционера Хораса Уолпола . В 1779 году вместе с другими картинами собрания это произведение было приобретено российской императрицей Екатериной II для картинной галереи Императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге . В 1937 году картина вместе с другими продана советским правительством американскому банкиру, промышленнику и коллекционеру Эндрю Меллону за твёрдую валюту и сейчас находятся в Национальной галерее в Вашингтоне .

Британский художник Фрэнсис Бэкон написал серию искажённых вариаций на тему Портрета папы Иннокентия Х, известную как «Кричащие Папы», в которой насчитывается более 45 полотен, созданных на протяжении 1950-х и начала 1960-х . Жиль Делёз называл эту картину примером креативной реинтерпретации классического искусства. Бэкон избегал смотреть на оригинальное полотно, но портрет оказал на него очень больше влияние, отсылки к нему наблюдаются в работах художника с конца 1940-х по начало 1960-х. В вариации 1953 года Папа изображён кричащим, но его голос как бы заглушается прозрачными занавесками и тёмной палитрой, что задаёт гротескный и кошмарный тон работы . Плиссированные прозрачные занавески будто проходят сквозь лицо Папы .

Полотно Бэкона в свою очередь послужило источником вдохновения для создания костюма Джокера для фильма « Тёмный рыцарь » — фиолетовое пальто злодея по замыслу художника по костюмам повторяло фиолетовую накидку Иннокентия .

Примечания

  1. Н. A. Ионина. . «Сто великих картин». Дата обращения: 31 октября 2010. 13 января 2013 года.
  2. Бенуа А. Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. — М.: Изобразительное искусство, 1997. — С. 249, 269 (Координационный указатель)
  3. Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1928—1937 годов. Архивные документы. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. — С. 479—492
  4. , p. 17.
  5. , p. 20.
  6. , p. 148.
  7. Баштовая, Анна . Arzamas (21 февраля 2019). Дата обращения: 22 февраля 2019. 22 февраля 2019 года.

Литература

  • Schmied, Wieland. Francis Bacon: Commitment and Conflict. — Munich: Prestel, 1996. — ISBN 3-7913-1664-8 .
  • Peppiatt, Michael. Anatomy of an Enigma. — Westview Press, 1996. — ISBN 0-8133-3520-5 .
Источник —

Same as Портрет папы Иннокентия X