Детские игры 2
- 1 year ago
- 0
- 0
«Детские игры» , или « Игры детей » ( нидерл. Kinderspelen ) — картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего , изображающая более 200 детей, играющих в разнообразные игры. Находится в венском Музее истории искусств .
Картина написана Брейгелем в 1560 году. Сюжетно и композиционно она близка таким произведениям Брейгеля, как « Пословицы » и « Битва Масленицы и Поста », созданным годом ранее. Их объединяют красочность и многофигурность композиции, стремление к предельно подробному, исчерпывающему освещению выбранной темы . Н. А. Гершензон-Чегодаева отмечает, что все три работы носят подчёркнуто дидактический характер; основой их служит «тема безумия человеческого существования в условиях „перевернутого мира“» .
Сандра Хиндман замечает, что традиция изображения детских игр существовала и до Брейгеля, в XV веке: этот мотив нередко присутствовал на полях календарей и часословов (определённые игры связывались с определёнными месяцами) . Весьма вероятно, что Брейгель был знаком с подобными иллюстрациями, однако спектр изображаемых им игр гораздо шире, чем у его предшественников, и имеет, по всей видимости, несколько иную символику.
На картине изображена городская площадь; справа от неё вглубь уходит улица, а слева виден фрагмент пейзажа: несколько деревьев, лужайка и небольшая речка. Повсюду мы видим группки детей, поглощённых игрой. Интересно, что разные авторы приводят разные цифры касательно их количества: некоторые указывают, что детей на картине «более 230» , другие — что их «более 250» . Жан-Пьер Ванден Бранден в своей работе «Les Jeux d’enfants de Pierre Bruegel» называет более конкретные цифры: 168 мальчиков и 78 девочек . Разные цифры приводятся и относительно количества изображённых Брейгелем игр: 83 , 86 , более 90 .
Участники этой массовой сцены не объединены никаким общим действием: они разбиты на изолированные, индифферентные друг к другу группы . Обращает на себя внимание тот факт, что в персонажах Брейгеля очень мало детского: они изображены скорее как маленькие взрослые. Идеализация детства, которая станет типичной при изображении детей в последующие столетия, отнюдь не практиковалась во времена Брейгеля: в детстве видели лишь этап подготовки ко взрослой жизни и к детям относились соответствующим образом . Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми . Ни один ребёнок не улыбается, их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным .
Поскольку дети изображены столь непривычным для нас образом, трудно сказать, есть ли на картине взрослые. Многие исследователи полагают, что Брейгель изобразил исключительно детский мир; другие допускают, что на картине присутствуют несколько взрослых (двое по Ванден Брандену , шестеро по Эми Оррок ).
В композиции картины обращают на себя внимание необычно высокий горизонт и смещённая перспектива, направляющая взгляд зрителя вправо и вглубь .
Маловероятно, что задачей Брейгеля было создание своеобразной визуальной энциклопедии детских игр. По всей видимости, картина представляет собой некую аллегорию .
Существует предположение, что «Детские игры» должны были стать частью цикла, задуманного как «Четыре возраста человека» . Этим объяснялось также и отсутствие взрослых на картине. Однако, если это и так, другие картины цикла не были созданы или не сохранились.
Возможно также, что картина представляла собой, наряду с «Нидерландскими пословицами», ещё одно воплощение темы безумия мира. В этом случае играющие дети олицетворяют всё человечество, лишённое разума и одержимое суетными интересами .
Высказывается версия, согласно которой высокая, панорамная точка зрения как бы сверху вниз подразумевает, что вся изображённая сцена — это наш мир глазами Бога, для которого все люди — не более чем неразумные дети .
Город, на улицах которого играют дети, сочетает в себе черты типичного фламандского городка XV века и города вымышленного, фантастического . Однако если принять во внимание тот факт, что во время написания картины Брейгель жил в Антверпене , то следует отметить также и то, что в Антверпене в это время было около двухсот школ и что город был важным центром образования и науки . Не исключено поэтому, что в своей работе Брейгель отразил гуманистические тенденции и педагогические идеи своего времени и что толковать её следует не в духе христианского морализаторства, а, напротив, в духе ренессансного гуманизма .
Все игры, изображённые на картине, действительно существовали во времена Брейгеля . Французская исследовательница Мари Сегарра делит их на шесть основных групп: игры-имитации, в которых дети копируют действия и ритуалы взрослых; подвижные и силовые; ситуационные; игры со звучащими предметами; скатологические ; индивидуальные (в том числе творческие) . Исследователи отмечают, что Брейгель удивительно точно передал динамику и подробности каждой игры ; его картина может служить материалом для этнографических исследований.