Вавилонская башня (сайт)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вавилонская башня» ( нидерл. De Toren van Babel ) — картина нидерландского живописца Питера Брейгеля . Художник создал как минимум два произведения на этот сюжет.
В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни , которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба : « Построим себе город и башню высотою до небес ». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга, и рассеял их по всей земле; таким образом, реализация задуманного грандиозного плана не была осуществлена. Мораль сюжета — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.
Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи : налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.
Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме . В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры : выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды .
Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры высокопоставленных особ — инспектирующего строительный объект Нимрода , легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты — в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер, поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.
Представляется интересным, что, судя по некоторым деталям изображенного, Брейгель видит причины неудачи, постигшей столь «масштабный проект», не столько во внезапно возникших сверхъестественным образом языковых барьерах, сколько в ошибках, допущенных в процессе строительства. На первый взгляд, огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само сооружение кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.
Питер Брейгель Старший | |
Вавилонская башня (Роттердам) . около 1563 | |
Дерево, Масло . 60 × 74,5 см | |
Музей Бойманса — ван Бёнингена , Роттердам | |
Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса — ван Бёнингена , так называемая « Малая Вавилонская башня ». У историков искусства нет единого мнения, написана ли эта работа несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.