Interested Article - Сорока на виселице

Сорока на виселице ( нидерл. De ekster op de galg ) — картина Питера Брейгеля Старшего . Написана в 1568 году маслом по дереву. Хранится в музее земли Гессен в Дармштадте .

Описание

Центральную часть картины занимает виселица , на которой сидит сорока . Птица олицетворяет болтливость, ведущую к клевете и предательству. Образ пляшущих под виселицей крестьян, вероятно, отсылает к фламандской пословице «Дороги к виселице идут через весёлые лужайки».

Точка зрения сверху является типичной для полотен Брейгеля. Благодаря такому ракурсу зритель словно смотрит на происходящее отстранённо. Пейзаж воплощает собой все мироздание, в котором разворачивается драма. Беспечность пляшущих крестьян контрастирует с огромной виселицей, которую они словно не замечают. Возможно, для сознания средневекового человека контраст не был столь разительным. Орудия для приведения в действие смертных приговоров выставлялись на видных местах в назидание, поэтому сюжет пляски под виселицей навеян суровой действительностью.

Сама виселица по форме похожа на невозможную фигуру .

Пейзаж играет в картине не декоративную, но смыслообразующую роль. Это не декорации для жанровой сцены, но воплощение всего мироздания. Брейгель в этом смысле продолжает иконографическую традицию: на фоне пейзажа происходящее на полотне приобретает вселенское звучание.

Контекст создания

Современниками виселица воспринималась как символ борьбы с инакомыслием. Брейгелю было около двадцати, когда в Амстердаме и других городах состоялись массовые сожжения анабаптистов . Когда ему было около сорока, в Брюссель вошла армия герцога Альбы . Последующие годы Альба занимался яростным уничтожением еретиков , несколько тысяч нидерландцев были приговорены к смерти. Виселица ждала проповедников, несших в массы новую, протестантскую веру. Террор Альбы держался на слухах и доносах, поэтому выбор сороки как символа болтливости на картине не случаен.

Картина относится к позднему периоду творчества Брейгеля, написана им за год до смерти. Художник высоко ценил работу и завещал её своей жене Майкен Кук . К темам фольклора Брейгель обращался и ранее. Наиболее известна в этой связи его работа « Фламандские пословицы ».

Фрагменты картины

Литература

  • Львов С. Л. Питер Брейгель Старший — Издательство: ТЕРРА, 1998.
  • Королева А. Ю. Великие художники Нидерландов XV—XVII вв. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005.
Источник —

Same as Сорока на виселице