Interested Article - Мадонна (картина Мунка)

Мадонна ( норв. Madonna , известна также как «Зачатие» и «Любящая женщина» ) — картина норвежского художника- экспрессиониста Эдварда Мунка . Первый вариант «Мадонны» был нарисован в 1893—1894 годах, в 1895 году была исполнена литография , всего Мунк создал пять вариантов картины .

В 2004 году «Мадонну» вместе с одной из версий « Крика » похитили из Музея Мунка . Обе картины были найдены в 2006 году. Они получили незначительные повреждения и в мае 2008 года были возвращены в экспозицию музея после реставрации.

История

В мае 1890 Мунк приехал в Христианию , где проходила выставка его работ. Отзывы критиков были, как всегда, разными, но в целом более благосклонными к художнику, чем раньше . В конце года Мунк снова уехал во Францию, проведя зиму в Ницце . В апреле он посетил Салон независимых, где, вероятно, видел картины Ван Гога и Гогена .

В этот период окончательно оформился его отличительный «экспрессионистский» стиль с выразительными линиями, упрощёнными формами и сюжетами, наполненными символизмом. Вернувшись в Норвегию, Мунк написал картину «Меланхолия», в которой уже нет ничего от импрессионизма. В течение 1891 года появляется на свет первое полотно из будущего цикла «Фриз жизни» — «Настроение на закате», предтеча его будущего шедевра «Крик».

В 1892 году прошла персональная выставка Мунка, неожиданно вызвавшая восхищение у художника-пейзажиста Адельстена Нормана , имевшего репутацию консерватора . Вскоре он организовал Мунку выставку в Берлине . Однако в таком виде, как его задумал Мунк, «Фриз жизни» был представлен только в 1903 году в берлинской галерее «Сецессион». Картины, разместившиеся на четырёх стенах выставочного зала, делились на четыре секции: «Семя любви», «Любовь расцветает и гибнет», «Страх перед жизнью» и «Смерть». Среди представленных там картин были «Мадонна», «Крик», «Вечер на улице Карла Юхана», «Пепел» и «Танец жизни» .

Описание

Цветная литография в . 1895—1902. 60,5 см × 44,4 см

Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми в экстазе глазами и распущенными чёрными волосами, символизирующими беспокойную душу. Образ рождает предчувствие трагедии . От канонического изображения Мадонны остался только нимб вокруг её головы. На картине отсутствуют прямые линии — женскую фигуру окружают мягкие волны .

Картина задумывалась как отражение циклов в жизни женщины: зачатие, рождение ребёнка и смерть. Первую стадию этого цикла, предположительно, символизирует поза Мадонны, вторую Мунк отобразил в литографии 1895 года. Она отличается от других «Мадонн» Мунка своим оформлением в виде рамы с изображениями сперматозоидов и маленькой фигуркой в ​​позе эмбриона в нижнем левом углу. Об ассоциации со смертью может свидетельствовать то обстоятельство, что любовь в понимании Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром , Мунк считал, что предназначение женщины полностью реализуется после рождения ребёнка .

Натурщицей для одной из версий картины была Дагни Юль — жена польского писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка .

Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся в музее Мунка и Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло , а также в Кунстхалле в Гамбурге . Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам .

Кража

В 2004 году два вооружённых грабителя вынесли из музея «Мадонну» и « Крик » . В мае 2006 года, когда картины ещё не были обнаружены, над предполагаемыми похитителями состоялся суд. Три человека получили от четырёх до восьми лет тюрьмы, два из них также были приговорены к крупным штрафам, ещё трое были оправданы . Полиция нашла похищенные картины в августе того же года .

Наследие

В 2013 году в честь 150-летия Мунка норвежской почтовой компанией Posten Norge были выпущены почтовый блок и четыре почтовые марки с изображением картин художника, в том числе с «Мадонной» по цене 17 крон .

Примечания

  1. Стенерсен, Рольф. Эдвард Мунк . М.: Искусство , 1972 г.
  2. . Музей Мунка (15 мая 2008). Дата обращения: 8 октября 2009. Архивировано из 8 апреля 2012 года.
  3. Нэсс, 81
  4. Нэсс, 101—102
  5. Prideaux, Sue. Edvard Munch: Behind the Scream . — Yale University Press, 2012. — р. 225
  6. . — ОЛМА Медиа Групп, 2002. — P. 208. — ISBN 5224032415 . от 11 июня 2016 на Wayback Machine
  7. . МИА «Россия сегодня» (14 декабря 2013). Дата обращения: 18 июля 2022. 28 июня 2016 года.
  8. (англ.) . www.EdvardMunch.org . Дата обращения: 17 июля 2022. 18 мая 2016 года.
  9. Mary Kay Norseng. . — , 1991. — С. 8. — 219 с. — ISBN 0295969997 .
  10. Sue Prideaux. . — Yale University Press , 2007. — С. 145. — 391 с. — ISBN 9780300124019 .
  11. . BBC (22 августа 2004). Дата обращения: 8 октября 2009. 8 апреля 2012 года.
  12. . BBC (2 мая 2006). Дата обращения: 8 октября 2009. 8 апреля 2012 года.
  13. Berglund, Nina . Aftenposten (31 августа 2006). Дата обращения: 8 октября 2009. Архивировано из 24 мая 2011 года.
  14. (англ.) . ThorNews (14 февраля 2013). Дата обращения: 23 января 2019. 19 апреля 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Мадонна (картина Мунка)