Попова, Ольга Валентиновна
- 1 year ago
- 0
- 0
О́льга Сигизму́ндовна Попо́ва (урождённая Витлина ; 13 июля 1938 , Москва , Бутырская тюрьма — 16 января 2020 , Москва ) — ведущий советский и российский искусствовед, специализировавшийся на византийском и древнерусском искусстве.
Доктор искусствоведения, профессор, профессор отделения истории искусства исторического факультета МГУ . «Её статьи и книги стали большим вкладом в мировую науку, а лекции и семинары в Московском университете — значительным этапом в формировании многих поколений искусствоведов» .
Мать — Ядвига Антоновна Романовская (1907—1977), филолог, однако из-за того, что она была по национальности полькой, — ей было невозможно устроиться работать по специальности. Отец — Сигизмунд Озьяшевич Витлин (1904—1941), уроженец Лемберга , журналист, комиссар 3-й интернациональной бригады в Испании, погиб в 1941 году на фронте под Ельней .
Окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ (1960), ученица В. Н. Лазарева . Темой диплома были фрески Старой Ладоги . С 1960 по 1965 год работала в Отделе рукописей Библиотеки имени Ленина .
Вначале занималась только древнерусским искусством , поскольку изучение византийского в 1950-е годы не приветствовалось . В своём интервью Попова рассказывает: «…я ушла обратно в университет, когда меня позвал мой учитель Виктор Никитич Лазарев . На дворе был 1965 год, и уже можно было поступать в аспирантуру по выбранной моей теме. Чисто византийскую тему взять было все ещё нельзя. Вот древнерусскую — другое дело (…) Виктор Никитич оставил меня в университете. Это было трудно сделать, но он добился. Он расширил курс византийского искусства, сделал его многочасовым, семестровым. И с тех пор моя заинтересованность в древнерусском искусстве становилась все меньше, а византийском — возрастала» .
Попова вспоминает: «А потом Виктор Никитич, который вообще очень много для меня сделал, создал курс византийского искусства. Раньше Византия была в виде нескольких лекций, которые читал член-референт ЦК партии Полевой . А Виктор Никитич создал большой семестровый курс византийского искусства и оставил меня в университете этот курс читать. И это повернуло меня, мой корабль, мой парус из Древней Руси в сторону центра, в сторону Византии. Я в некотором роде эмигрировала из Древней Руси в Константинополь. И очень этим довольна. Я сама византийская по натуре, я центральная, я люблю столичное византийское искусство в его самых высоких вариантах» .
Окончила аспирантуру на кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ (1968), после чего стала её преподавателем. В 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Искусство Новгорода и Москвы 1-й половины XIV века, его связи с Византией». Ассистент (до 1976), доцент (с 1976 до 2005), профессор (2005). В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Византийские и древнерусские миниатюры».
С 1971 по 1974 годы параллельно с преподаванием в университете работала также в Институте славяноведения и балканистики АН СССР , в секторе истории Средних веков.
С 2002 года являлась заведующей отделом истории византийского искусства в Государственном институте искусствознания .
Издала шесть книг, а также более 100 научных статей. Кроме России, печаталась в Греции, Италии, США, Дании, Бельгии, Германии, Югославии, Болгарии. Многократно выступала с докладами на конференциях и конгрессах, российских и международных, в России, в Америке и в разных странах Европы. Основные интересующие проблемы: аскетическое направление в византийском искусстве разных периодов; типология образов византийского искусства как отражение различных вариантов религиозного сознания; переходные художественные процессы в византийском искусстве разных периодов. Основные темы: история византийского искусства IX—XII веков по миниатюрам греческих рукописей; искусство Киевской Руси XI — начала XII века. Основной метод исследования — стилистический анализ .
Ольга Сигизмундовна пишет очень интересно — это профессионал высочайшего уровня. Но главное — она умеет ВИДЕТЬ икону, ВИДЕТЬ византийское и русское искусство. В своих научных исследованиях она и передает то, что ВИДИТ — глубоко, затрагивая самую суть. Дух её исследований — это всегда нечто потрясающее. Настоящая проповедь. От её книг я просто загорелся иконописью, как клок сена от спички (Александр Лавданский) .
С 1978 года состояла членом комиссии по искусству при Международной ассоциации византинистов. В 1998 году была избрана почётным членом Христианского археологического общества Греции (Christian Archaeological Society, Greece). Являлась постоянным членом редакционной коллегии ежегодника « Византийский временник ». В 2003 году получила звание заслуженного преподавателя МГУ , в 2009 году награждена премией имени Ломоносова.
Тогда же возрождалась связь с искусствоведами, многие учились понимать иконопись на работах Ольги Сигизмундовны Поповой. Мне Бог тоже подарил встречу с ней. Она была моим учителем в МГУ, я писала у неё диплом. Именно она показала мне подлинную глубину иконы. Мы ей все благодарны. К ней на лекции всегда приходили и художники, и иконописцы, и просто люди, интересующиеся православной культурой. Благодаря её работам, художники, вслед за искусствоведами, пытались именно вникнуть в икону .
В 2008 году был опубликован «Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой», где имеется биографическая статья о ней . В 2010—2020 годах — постоянный куратор международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства» .
27—29 сентября 2023 года в Государственном институте искусствознания состоялась Международная научная конференция в честь профессора Ольги Сигизмундовны Поповой (1938—2020) .
Одна из авторов « Большой Российской энциклопедии ».
Её муж Ю. Н. Попов (род. 18 сентября 1938, Москва) — филолог-германист, переводчик, ведущий российский философ-энциклопедист. В 1959 г. окончил романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета . С 1964 г. работал в научном издательстве «Большая Российская энциклопедия» , пройдя путь от научного редактора до заведующего Редакцией философии, в 2002—2018 годах заведующий Редакцией философии, психологии и социологии.
Внёс большой вклад в издание «Философской энциклопедии» в 5 томах (1964—1970 гг.), осуществив новаторский подход в работе над разделами эстетики, этики и истории религии. В 1970—1980 гг. участвовал в третьем издании «Большой Советской энциклопедии» как автор статей и редактор разделов истории философии, психологии и эстетики. Вёл соответствующие разделы «Философского энциклопедического словаря» (1983 г., 2-е изд. 1989 г.), «Советского энциклопедического словаря» (1984 г.), затем «Российского энциклопедического словаря» в 2 томах (2001 г.). Вместе с С. С. Аверинцевым сформировал концепцию трёхтомной энциклопедии «Христианство» и осуществил это издание в качестве заместителя главного редактора (Аверинцева) и редактора-составителя . В 35-томном издании «Большой Российской энциклопедии» выступил как автор многочисленных статей по русской ( от 13 февраля 2019 на Wayback Machine , от 13 февраля 2019 на Wayback Machine , от 13 февраля 2019 на Wayback Machine , от 13 февраля 2019 на Wayback Machine , от 13 февраля 2019 на Wayback Machine , от 13 февраля 2019 на Wayback Machine и др.) и немецкой ( от 13 февраля 2019 на Wayback Machine , от 13 февраля 2019 на Wayback Machine , от 13 февраля 2019 на Wayback Machine , от 13 февраля 2019 на Wayback Machine и др.) философии и богословию. В переводах Ю. Н. Попова опубликованы труды И. Канта , Г. В. Ф. Гегеля , Ф. В. Шеллинга , Ф. Шлегеля , Э. Панофского , Х. Зедльмайра и др.