Новая волна (музыка)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Большая волна в Канагаве » ( яп. 神奈川沖浪裏 Канагава-оки нами ура ) — гравюра на дереве японского художника Кацусики Хокусая . Первое произведение из серии « Тридцать шесть видов Фудзи ». Картина выполнена в стилистике укиё-э . Считается одним из самых знаменитых и самых популярных произведений японского изобразительного искусства за пределами самой Японии. Некоторые полагают, что на Западе эта гравюра известна лучше, чем любое другое произведение азиатского искусства в целом .
В центре сюжета, на переднем плане, изображена огромная волна, нависшая над лодкой; в центре заднего плана расположена гора Фудзияма . Действие происходит в заливе Йокогама . В техническом отношении «Большая волна» является образцом айдзури-э , написанных берлинской лазурью .
Композиция «Волны» — это гармоничное сочетание стиля традиционной японской гравюры и западной техники перспективы . Благодаря этому произведение обрело большой успех сначала в Японии, а потом в Европе, где она стала объектом вдохновения для многих творцов, например импрессионистов .
Первые гравюры появились в Японии в XIII веке . В основном их тематика была религиозной, а уже после XVII века — светской, так как ксилография позволяет намного шире распространить произведение. Например, первый тираж
Распространение таких светских гравюр (укиё-э) сопровождало рождение нового социального класса — зажиточной городской буржуазии . Появился этот класс в эпоху Токугава благодаря тому, что одноимённой сёгунской династии удалось объединить страну и восстановить в ней мир. Городским богачам очень понравились приятные для глаз и не очень дорогие гравюры, на которых изображались их любимые темы: от гейш знаменитого квартала Ёсивара, до описанных в древних стихах красот Японии.
Серия, в которую входит «Волна», описывает природу и повседневную жизнь простых японцев, а потом отлично соответствует духу традиционных японских гравюр: «укиё-э» с японского переводится как «образы изменчивого мира». Но при этом серия и само произведение с эстетической точки зрения уникальны для тех времён. Это первые известные работы в жанре мэйсё-э, то есть изображения знаменитых мест. Фактически, Хокусаю, возможно, впервые удалось добиться действительно убедительного смешения укиё-э и западных гравюрных пейзажей .
«Большая волна в Канагаве» впервые была представлена публике в 1832 году, и является первой гравюрой из серии « Тридцать шесть видов Фудзи », а также самым известным произведением Кацусики Хокусая . Оттиски гравюры находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке , Британском музее в Лондоне , и ещё одна в доме Клода Моне в Живерни , Франция .
На гравюре изображена огромная волна, нависшая над лодкой близ префектуры Канагава . Лодки без груза направляются на юго-запад, так что можно предположить, что рыбаки возвращаются со столичных рынков в деревню. Морякам не повезло попасть в сильный шторм, возможно тайфун , так что им вряд ли удастся спастись.
Небольшие баржи типа , показанные на гравюре, использовались во времена Хокусая, в основном, для ловли и перевозки рыбы . В действительности они были приблизительно 12 метров в длину, так что высота основной волны достигает примерно 14—16 метров.
Гора Фудзи виднеется вдалеке и является фоном к основному действию на картине. Как и все остальные гравюры из этой серии, «Большая волна в Канагаве» представляет собой вид на гору Фудзи при определённых условиях. Главная вершина Японии видна сразу из нескольких провинций, что и обыграл Хокусай. На данной гравюре, например, она изображена со стороны Токийского залива . Эта гора на протяжении веков восхищала людей, сюда паломничали синтоисты и здесь пытались достичь просвещения буддисты. Её часто рассматривают как символ красоты в целом. Возможно поэтому и сейчас Фудзияма является одним из главных символов Страны восходящего солнца .
Волна бросает лодки, как спички. По мнению искусствоведов, несчастные моряки, цепляющиеся за борта хлипких лодок, пригодных только для прибрежного плавания, могут олицетворять всё человечество .
Хокусай почерпнул от западного искусства как минимум 2 аспекта: перспективу — немного сдержанную, но всё равно достаточно реалистичную — и использование берлинской лазури , которая прибыла в Японию только в 1829 году .
Традиционной дальневосточной живописи не присуща знакомая нам по европейскому искусству перспектива. Как и в древнем Египте, размер персонажа или предмета зависит не от их положения, а от их важности для сюжета : персонажи могут быть изображены большими, ибо они важны для сюжета, а деревья и горы — маленькими, чтобы не отвлекать зрителя от важного.
Японцы узнали о перспективе из европейских медных гравюр (особенно голландских) в начале XVIII века , которые завозились в страну через порт Нагасаки — единственный открытый для иноземной торговли порт в эпоху Эдо. Первыми воспользовались новой техникой Окумура Масанобу и Утагава Тоёхару .
Несомненно, успех «Волны» на западе не был бы столь громким, если бы зрители не увидели знакомый им приём: в каком-то роде это западная картина, но в японской обработке.
Японское искусство прибыло в Европу в середине XVIII века . Видения дальневосточных художников были совершенно новыми, так как разрушали каноны европейской живописи. Началась мода на японизм . Одним из главных японских художников, повлиявшим на европейское искусство был автор «Волны», Хокусай.
«Тридцать шесть видов Фудзи», в частности, вдохновили многих западных художников. Гравюры этой серии найдены в коллекции многих великих творцов: Винсента ван Гога , Клода Моне , Эдгара Дега , Огюста Ренуара , Камиля Писсарро и других.
Не только художники, но и музыканты вдохновлялись одной из самых известных японских гравюр. Например, на обложке партитуры « Моря » Клода Дебюсси изображена частичная репродукция «Волны». Дебюсси также хранил экземпляр этой гравюры в своём рабочем кабинете.
Но наибольшее влияние работа Хокусая оказала на , аниматора кабаре « Чёрный кот », иллюстратора и гравера. В 1902 году он опубликовал серию литографий под названием «36 видов на Эйфелеву башню», а также гравюру «Волна, ударяющаяся о скалу и падающая аркой», на которой невооружённым взглядом можно заметить большое сходство с «Волной в Канагаве».