Кримпай
- 1 year ago
- 0
- 0
Римпа ( яп. 琳派 ) — японская художественная школа, зародившаяся в XVII веке в Киото . Основателями школы стали Хонъами Коэцу (1558—1637) и Таварая Сотацу (ок. 1570—1643). Спустя полвека их начинания развили Огата Корин (1658—1716) и Огата Кэндзан (1663—1743). Название школы образовалось именно последнего слога фамилии Корин и японского слова школа ( яп. 派 ха , из-за рэндаку слог ха изменился на па ) , хотя фактически школа никогда не являлась «школой Корина» . Это название стало употребляться с периода Мэйдзи . Ранее школа именовалась школой Коэцу , школой Коэцу-Корина либо школой Сотацу-Корина .
Около 1615 года на северо-западе Киото художник и керамист Хонъами Коэцу основал сообщество художников и ремесленников под покровительством богатых купцов, исповедовавших учение Нитирэна . Купцы и аристократы города поддерживали художников, следовавших японскому традиционному стилю, и Коэцу производил для них множество керамических изделий, работы с каллиграфией и декоративные изделия в технике маки-э . Его единомышленник Таварая Сотацу держал в Киото мастерскую вееров и ширм . Он специализировался на работах с золотым и серебряным фоном, впоследствии ставшим одним из знаковых элементов стиля школы Римпа . Оба художника происходили из аристократических семей, и стиль их работ содержал элементы, символизирующие богатство и власть . Таварая Сотацу также увлекался классическим жанром ямато-э , но внутри него он использовал новую технику с чёткими контурами и яркой цветовой палитрой. Сотацу разработал новую технику подачи цвета и линии, а также новую, популярную технологию живописи под названием тарасикоми , при которой одна из красок наносится на рисунке на другую, пока эта вторая остаётся ещё влажной .
Школа Римпа развивалась в эпоху Гэнроку (1688—1704) благодаря братьям Огате Корину и Огате Кэндзану , сыновьям богатого торговца тканями. Огата Корин внёс новаторские черты в стиль школы; он изображал природные элементы в абстрактной манере, используя несколько цветов и оттенков, драгоценные материалы — золото и перламутр , а также технику тарасикоми для создания неожиданных эффектов. Шедевром Огаты Корина стала роспись на ширме Цветение красной и белой сливы (около 1714 года, находится в собрании в Атами ) . Работа считается образцом мастерства Римпа . Огата Кэндзан большую часть своей жизни работал с керамикой и серьёзно занялся живописью только после смерти своего брата. Братья часто работали вместе над керамическими изделиями, где Огата Корин создавал рисунки и каллиграфию для керамики .
В XIX веке в период Эдо школу Римпа возродил Сакаи Хоицу (1761—1828), ученик школы Кано , чья семья покровительствовала Огате Корину. Сакаи Хоицу несколько лет был занят подробным изучением творчества Огаты Корина и его брата Огаты Кэндзана . Он создал ряд репродукций произведений обоих братьев, две книги с ксилографическими иллюстрациями работ братьев Корин Хякузу (1815) и Кэндзан Ибоку Гафу (1823) .
У Сакаи Хоицу было множество учеников, развивавших стиль школы в XIX веке, они включились в направление Нихонга , появившееся в XX веке, возглавляемое Окакурой Какудзо и другими художниками. Одним из последних представителей школы Римпа стал Камисака Сэкка , сочетавший в своих работах традиционный стиль и европейский модерн .
Мастера школы Римпа работали в различных форматах — живопись на свитках, ширмах , веерах, раздвижных дверях фусума , книги с ксилографическими иллюстрациями, , ткани для кимоно и другое . Эстетика школы Римпа представляет собой чёткие контрастные контуры изображения, яркие цвета, графичное, иногда формализованное изображение сюжетов, стремление к упрощению и декоративности .
Сюжеты произведений часто брались из традиционного ямато-э , живописи тушью периода Муромати , китайского искусства ( цветы и птицы ) и сюжетов, развитых школой Кано . Типичное произведение в стиле школы Римпа включали в себя растения, цветы и птиц на позолоченном фоне. Работы акцентировались на отточенное изображение и технику исполнения. Стиль школы Римпа был декоративным, некоторые мастера (например, Судзуки Киицу ) сочетали в работах декоративность и реализм .