Кингсли, Патрик
- 1 year ago
- 0
- 0
Святой Па́трик ( Патри́кий ) ( англ. Saint Patrick ; лат. Sanctus Patricius , Sanctus Patricus ; ирл. Naomh Pádraig ) — христианский святой , покровитель Ирландии и Нигерии . Почитание распространено в католицизме , в отдельных протестантских церквях (например, в англиканской , пресвитерианской , лютеранской ) и в Русской православной церкви . День памяти в Англиканской и Католической церквях — 17 марта, в Русской Православной церкви — 30 марта (17 марта по старому стилю).
Святому Патрику посвящено множество соборов и церквей по всему миру , наиболее известный из которых — собор Святого Патрика в Дублине , построенный в 1191 году . Настоятелем собора в XVIII веке был писатель и философ Джонатан Свифт .
Единственным источником сравнительно надёжных биографических сведений о Патрике являются его собственные произведения — «Исповедь» ( Confessio ) и «Послание к воинам короля Коротика» ( « » ). Как автор «Исповеди» , написанной на латинском языке , святой Патрик считается родоначальником ирландской литературы .
Точные время и место рождения святого неизвестны. Упомянутое в «Исповеди» местечко Баннавем, или Баннавента Берния ( Bannavem Taburniae ), по свидетельству жития — Вентре , более нигде не фиксируется. По предположению британского историка Чарльза Томаса, речь идёт о месте под распространённым в римской Британии названием Bannaventa (таких поселений было несколько) с каким-то уточняющим определением. Томас выдвигает предположение о том, что название первоначально должно было звучать приблизительно как Bannaventa Berniae , — вероятно, это тот же топоним, который позднее дал название англосаксонскому королевству Берниция .
Патрик называет себя сыном дьякона (по другой версии — сыном ( diaconus или decurio ), римского офицера-чиновника Кальпурния , Calpurnius или Calpornios , Куальфарния ) и внуком священника по имени Потит ( Potitus ; в «Гимне Фиакка» же упоминается, что Кальпурний был сыном Отида, сына Деохайна Одисса ). Из косвенных упоминаний в текстах, наподобие упоминания собственной загородной усадьбы для проведения праздников , очевидно, что святой происходил из достаточно состоятельной семьи. Есть свидетельства о том, что у него было две сестры (одна из них — Дарерка Ирландская ); кроме того, по ряду предположений, при рождении святого звали Магон (или Майвин Суккат, Maewyn Succat (или Sochet , Succetus , Сохет ), где Майвин — имя при крещении, а Суккат — имя при рождении ). Предположительное имя матери — Концесса ( Concessa ) , вероятно, близкая родственница святого Мартина Турского . В хозяйстве его отца были рабы .
В своих произведениях Патрик неоднократно упоминает о своей неучёности (и его «Исповедь» написана, по многим свидетельствам, на довольно плохой латыни ), в то же время встречаются и упоминания о полученном им хорошем образовании . В письме Коротику святой Патрик начинает называть себя ирландцем ( Hiberionaci sumus ) .
Когда Патрику было около шестнадцати лет, он из загородной усадьбы своей семьи был похищен и «со многими тысячами» увезён в Ирландию (вероятно, в Коннахт ), где был поставлен пасти овец (предположительно, в графстве Антрим ). Похитителями Патрика предположительно были разбойники-ирландцы под предводительством Ниалла Девяти Заложников , или же пикты и скотты (в 380—390-е гг., когда Максим , провозгласив себя римским императором и отправляясь в 383 году на Рим, увёл с собой большую часть римских войск ). В «Исповеди», которая является в большой степени христианским апологетическим текстом, это событие осмысляется как наказание за забвение заповедей Господа и игнорирование предостережений священников . По словам Патрика, в детстве и юношестве он не знал истинного Бога, но за годы рабства обратился к нему , проводил дни и ночи в непрестанных молитвах (до сотни в день и немногим меньше ночью ), и через шесть лет голос в ночном видении сказал ему: «Правильно делаешь, что постишься, ибо скоро вернешься ты в родную сторону», и потом — «Пойди и взгляни — твой корабль ждет тебя» .
Многие из приключений Патрика пересекаются с ветхозаветными странствиями Моисея . После видения Патрик убегает и через двести миль пути обнаруживает корабль, спускаемый на воду. Капитан корабля отказывается взять святого с собой, так как Патрику нечем заплатить, но его в итоге приглашает на борт один из подчинённых капитана. Патрик принимает предложение при условии, что ему не придётся соблюдать обычаи мореходов . Корабль отплывает к Британии или к Галлии (современной территории Франции ). Патрик со своими спутниками после трёх дней плавания двадцать восемь дней движется по пустынной местности ; в пути по молитвам будущего миссионера Бог посылает путникам пропитание — стадо свиней. Кроме того, путешественники находят мёд диких пчёл, но Патрик, считая эту пищу языческой, отказывается от него . В ту же ночь на Патрика нападает сам сатана , но Бог помогает ему одолеть его
Далее в «Исповеди» кратко упоминается второе шестидесятидневное рабство . Вероятно, по дальнейшему упоминанию десятидневного поиска людей с некими спутниками , нападавшими были местные племена, а не матросы с корабля. В тексте «Исповеди» Патрик упоминает, что всего невзгод на его долю пришлось двенадцать .
В конечном итоге Патрик возвращается домой, однако вскоре во сне ему является некий Викториций (вероятно, ангел ; Виктор ), несущий множество писем, одно из которых было адресовано ему и гласило: «Святой брат, приди к нам, и снова будь с нами» («Мы умоляем тебя, приди и обрати нас» ). Согласно разным переводам «Исповеди», либо письмо было озаглавлено «Голоса́ Ирландии», и слова будто звучали в голове Патрика , либо же он услышал голоса, говорящие на ирландском языке (в связи с голосами упоминается также местность — лес ).
Здесь начинается период в жизни святого, слабо освещённый в «Исповеди». Видимо, Патрик становится служителем церкви, вероятно, в Галлии получает сан диакона после обучения у святого Германа и готовится к тому, чтобы стать новым епископом. Известно, что немалую часть времени после возвращения и до вторичного отправления в Ирландию уже в епископском сане в 432 году он провёл вне Британии. Согласно разным сведениям, Патрик не то несколько лет провёл в Галлии, обучаясь в тамошних монастырях (в том числе, в Леринском монастыре ), не то уже тогда отправился снова в Ирландию, не то обучался и принял сан в монастыре святого Мартина Турского в галлийском Оксерре .
Критическим моментом в жизни Патрика стало совещание неких «старейшин» или «старших» ( seniores ) по поводу того, достоин ли он епископского сана. У него, очевидно, были противники, которые в конечном итоге одержали верх (во всяком случае, в том эпизоде, который описывает Патрик). Среди его обвинителей был его старый друг, которому Патрик рассказывал о своём «тридцатилетней давности» грехе до того, как стать диаконом, и который ранее простил его. Этот грех Патрик совершил, когда ему, вероятно, ещё не было пятнадцати лет, и он «ещё не был достаточно силён» . Суд происходит в Британии, в отсутствие Патрика .
Патрик подчёркивает, что изменился с тех пор, после обращения к Господу и пройденных испытаний, что Бог избрал его проповедовать Евангелие язычникам на «краю земли». Той же ночью у него случается видение, в котором Бог обещал кару его обвинителям .
На этом месте в повествовании происходит разрыв. Патрик прибывает в Ирландию не то в сане епископа в 431-32 году , не то по указанию явившегося ему ангела . В письме Коротику Патрик упоминает, что он является епископом ( episcopum me esse fateor ) ; вероятно, он был поставлен в сан не папой, а британскими епископами , вероятно Аматорексом . Расходятся и данные о том, покидал ли он Ирландию вновь после своего возвращения .
В «Исповеди» Патрик упоминает о тысячах произведённых им крещений, исповедуется, что вручал подарки королям и судьям в землях, где он бывал особенно часто, но говорит, что сам отказывался от мзды и подарков. Он упоминает, что однажды со своими спутниками две недели сидел в тюрьме в кандалах . Первоначальная паства Патрика, судя по упоминаемым в «Исповеди» людям, состояла в основном из молодёжи, женщин и рабов, то есть из довольно маргинальных слоёв общества . Анналы четырёх мастеров упоминают, что он основал 600 церквей (по другим источникам — церквей было 300 ), а принявших от него крещение ирландцев — более 120 000 . В 1991 году С. В. Шкунаев , ссылаясь на «Житие святого Патрика» авторства Мурьху, предположил, что христианизация Ирландии происходила при поддержке святого Патрика местными аристократами-землевладельцами по модели индийского «восстания кшатриев » , что противоречит «маргинальной» теории христианизации. Сложно судить в целом о процессе ранней христианизации Ирландии, так как следующий после произведений Патрика литературный памятник ирландского церковного законодательства, «Первый Синод св. Патрика», был составлен лишь в середине VII века .
Святой Патрик подчёркивал важность миссионерства, которое к VI веку стало отличительной чертой ирландской церкви, и приветствовал распространение христианства через монашеские общины, а не через епископские епархии .
С миссионерской деятельностью связано «Письмо к Коротику», бриттскому вождю. Коротик собрал отряд скоттов и южных пиктов и совершил с ним набег на юг Ирландии, где убил и захватил в плен многих ирландцев, в том числе уже обращённых в христианство. Коротик называл себя христианином, и святой Патрик в своём письме просил его покаяться и образумиться .
Одна из легенд, связанных с миссионерством святого, рассказывает о двух королевских дочерях, Этне и Феделм, встретивших святого и его спутников у озера. Девушки расспросили святого Патрика о Боге, уверовали и были крещены, но им захотелось большего: они попросили о причастии , чтобы быстрее увидеть Бога, и после тут же умерли. Обе они были канонизированы как святые девы Коннахта, и их память почитается 11 января . В житии Мурьху существует и другая аналогичная легенда о королевской дочери Монесан ; существовали и крещёные ирландские принцессы, для которых смерть не последовала сразу за крещением ( Синния из Ольстера , Монинна ).
Святой Патрик за время своей миссии не внедрил в Ирландии римскую тонзуру взамен кельтской .
Существует предположение, что церковь святого Патрика повлияла на христианизацию Руси через варягов .
Несмотря на то, что святой Патрик несомненно многое сделал для христианизации Ирландии, неверно называть его первым христианским миссионером этой страны. Первые христианские захоронения Ирландии относятся к концу IV века ; археологические находки свидетельствуют, что христианизация Ирландии началась скорее с юга, а не с севера, где действовал Святой Патрик ; первым епископом Ирландии, согласно «Хронике» Проспера Аквитанского, был галло-римлянин святой Палладий , поставленный в сан папой Целестином в 431 году . Согласно преданиям, его миссия была неудачной, он заболел и скончался, вернувшись в Британию . В Confessio о Палладии не сказано ни слова.
Учитывая несколько дат смерти, сохранившихся в ирландских анналах, и существование Палладия, в ирландской средневековой традиции и в научной литературе XX века родилась «концепция двух Патриков» , молодого и старого (или даже трёх) .
День поминовения святого — 17 марта ; информация о годе смерти расходится в зависимости от источника. Место кончины и захоронения святого также достоверно неизвестны, однако считается, что он захоронен в соборе Святой Троицы в Даунпатрике (по другим традиционным преданиям — в Соуле или Арме ). По легенде, для выбора места в повозку с телом святого были впряжены два неукрощённых быка, и захоронение должно было случиться там, где они остановятся .
По легенде же, перед смертью святой сорок дней и ночей провёл на вершине горы Кро , а в последний час, после того, как его исповедовал епископ Тассах , бросил с горы колокол, молясь о том, чтобы в Ирландии не иссякла вера (и колокол подхватили ангелы, которые ещё и охраняли могилу святого в первую ночь) . Согласно преданиям, ангел обещал святому исполнение четырёх просьб: престол в Арме, возможность судить тех, кто в день кончины прочёл обращение к святому (и возможность судить всех ирландцев), а также милосердие потомкам Диху (одного из первых встретившихся Патрику во время миссии ирландцев) .
По тем же преданиям, чтобы тело не было вырыто, было определено положить его на локоть в землю; несмотря на это, между двумя народами после смерти святого разгорелась война за его мощи, ничем не кончившаяся из-за божественного вмешательства .
Точное датирование событий из жизни святого является дискуссионным вопросом . Патрик упоминает о том, что народ франков придерживается язычества ; их обращение в христианство началось с 496 года, так что данное упоминание не может сильно помочь. Другая привязка — римское знатное происхождение Патрика и упоминание, что его похитили в 16 лет, но достоверно ориентироваться в связи с этим и временем исчезновения римлян с северо-запада Британии тоже невозможно .
В целом и «Трёхчастное Житие», и жития Муирьху и Тирехана, и анналы, и прочие источники из Книги Армы связывают историю Патрика с людьми, умершими, согласно записям, к концу V или началу VI века .
Многие века в событиях из жизни святого традиционно ориентировались на две даты: 432 год, когда он (по свидетельствам летописей VI, VII и более поздних веков, упоминающих поездку Палладия в Ирландию в 431 году и поездку Патрика — в следующем году ) вернулся в Ирландию в сане епископа, и дату смерти, 492/493 год . Учитывая получение сана, Патрику предположительно в 432 году было 30 лет , однако летописи сообщают о смерти святого на 60 лет позже в возрасте 120 лет , что плохо согласовывается с обычной продолжительностью жизни . Встречаются упоминания о смерти в 461 году, но они, предположительно, возникли из-за смешения образа святого Патрика с образом папы Льва I .
В 1905 году историк Дж. Б. Бьюри пересмотрел традиционную хронологию с учётом своей специализации на римской истории и признанием даты смерти в 461 году ; в его модели святой родился в 389 году, был похищен в 405 году (год большого налёта на те земли Ниалла Девять Заложников ), освобождение произошло в 411 году, святой вернулся в Ирландию в 432 году, основал первую церковь в Арме в 444 году и умер в возрасте 72 лет в 461 году . В настоящее время правление Ниалла обычно датируют позднее, считая, что он умер около 452 года . Модель Бьюри во многом основывалась на авторитете её создателя; её критика в итоге была основана на отсутствии объяснений двух разных дат смерти, указанных в летописях, и привела к созданию «Концепции двух Патриков» . К. Хьюз в «Новой истории Ирландии», отмечая значительную литературу вопроса и его сложность, считает наиболее вероятной датировку деятельности Патрика 461—492 годами .
Мурьху и Тирехан ( Tírechán ), авторы первых житий святого Патрика, созданных уже в VII веке, по-видимому, читали Confessio , но достаточно вольно разбавляли его историями откровенно сказочного содержания . Оба автора опирались на более раннее произведение, ныне утерянную «Книгу Ультана» ( Book of Ultán ) . Мурьху пишет, что нашёл четыре имени Патрика, записанные в этой книге: Магон ( Magonus , знаменитый), Суккет ( Succetus , бог войны), Патрикий ( Patricius , знатный человек — по ряду свидетельств, это прозвище было дано ему в насмешку в рабстве и трансформировалось позже в имя ) и Котиртиак ( Cothirtiacus , так как он обслуживал четыре дома друидов ) , а также свидетельства об имени матери Патрика .
весьма активно пользовался именем своего легендарного основателя, чтобы стать главным религиозным центром Ирландии (что предполагало и большое политическое влияние) . В преданиях упоминаются чудеса, происходившие вокруг жадного хозяина, не желавшего честно отдать святому Патрику часть местных земель , и легенда о смерти святого, согласно которой он, чувствуя смерть, спешил в любимый город, но был остановлен ангелом с целью, чтобы в Арме святой запомнился живым . Вероятно, связь святого и Армы является исключительно вымышленной; однако это весьма ранняя традиция, не имеющая строгой локализации .
Две наиболее популярные легенды, связанные с именем Патрика, говорят о том, что он принёс в Ирландию письменность и что он изгнал оттуда всех змей . Однако письменность на остров проникла ещё раньше через романизированную Британию , а змеи исчезли независимо от Патрика . Академик Н. И. Кареев приводил легенду о змееборстве св. Патрика в качестве примера чисто словесного происхождения мифов: «Напр., ещё апостольский подвиг св. Патрикия в искоренении ядовитого гнезда ересей и язычества в Ирландии был переведён в легенду о том, как этот святой истребил всех змей до одной на этом острове» .
Житие ( Vita sancti Patricii ) ( moccu Machtheni ) датируется концом VII века . Оно было написано по просьбе епископа Аэда (к которому в «Житии…» есть обращение ), умершего в 700 году . И Мурьху, и Аэд участвовали в соборе 697 года в Бирре , вследствие чего, по мнению Л. Билера, «Житие…» и было написано после достижения соглашения, по которому во всей Ирландии принимались римский счёт Пасхи и форма тонзуры, а святой Патрик признавался апостолом всей Ирландии . Произведение было написано в том числе с целью утверждения первенства монастырского центра в Арме, с чем связан ряд содержащихся в нём легенд .
Житие святого Патрика авторства Мурьху сохранилось в трёх рукописях: в Книге из Армы , написанной до 845 года (в этом году умер её писец Фердомнах) , в рукописи из Брюссельской королевской библиотеки XI века , и в рукописи из Венской национальной библиотеки конца VIII века . Книга из Армы и представляет наибольший интерес для исследователей , так как в ней содержатся также произведения самого Патрика, его «Деяния» ( Collectanea ) в изложении епископа Тиренаха, примерно тех же, что и у Мурьху, лет написания, и оправдывающий первенство Армы среди ирландских монастырей текст Liber Angeli .
Текст «Жития…» скорее содержит представления церковных кругов VII века о древней Ирландии, нежели является достоверным описанием .
Согласно Мурьху, после первого пленения Патрик попал на семь лет в услужение к выкупившему его друиду по имени Милух мокку Бойн; далее в тексте проясняется, что Патрик служил в хозяйствах четырёх друидов, откуда происходит одно из его имён — Котиртиак (искаж. «четыре дома» , что является искажением: в V веке имя Patricius могло быть произнесено ирландцем как Cotrigios , что далее уже могло быть переосмыслено ). Далее святой Патрик прибыл в Темру, ко двору верховного короля Ирландии Лойгуре, сыну Ниалла. При дворе короля служило множество друидов; двое из них заранее предсказывали , что из-за моря придёт новый обычай, который «изничтожит богов их со всеми их искусными деяниями». При этом Мурьху, упоминая, что древний язык малопонятен , приводит всё же стихотворный текст пророчества (учитывая отсылку на алтарь на западе — древний, вероятно, восходящий к V веку ):
Придёт бритоголовый
Из-за моря безумного,
Его плащ с дырой для головы,
Его посох загнут наверху,
Его стол на западе его дома;
Все его люди ответят:
«Аминь, аминь»
Негативно относящийся к друидскому наследию агиограф ссылается на него не однажды, в том числе упоминая « Старину мест » .
Самое крупное и известное столкновение Патрика с друидами происходит на Пасху , когда король и его двор собираются праздновать некий языческий праздник (судя по близости дат — вероятно, белтайн ). Патрик зажигает пасхальные свечи раньше, чем загораются священные костры белтайна, вызывая этим гнев короля и друидов; во время последовавшего разговора с друидом Лохру Патрик желает, чтобы тот немедленно умер, и друид подлетает, падает и разбивает себе голову о камень ; напавшее после этого события на святого войско покрывает мгла и охватывает паника, в результате чего почти все нападавшие гибнут . После этого Лойгуре, по одним преданиям, приказывает запрячь для Патрика колесницу с девятью конями, как то полагается богам, но святой отказывается , по другим — король лишь преклоняет колени перед святым .
На следующий день Патрик является ко двору, и единственный вставший поприветствовать его, филид Дувтах мокку Лугир , уверует в Бога.
В результате дальнейших состязаний с друидами (в котором сам Патрик и далее проявляет магические способности , в список которых входит выделение яда из кубка, удаление с целой долины насланного друидами снега и управление огнём и водой ) Лойгуре и многие другие ирландцы Тары принимают крещение .
В другой сохранившейся поэме повествуется о том, как святой Патрик разрушил золотой идол бога , которому приносились человеческие жертвоприношения ; по свидетельству «Трёхчастного жития святого Патрика», святой не разрушал идол, а лишь подошёл к нему, при этом божество покинуло своё изваяние, которое упало наземь в знак покорности .
Одна из легенд, связанных со святым, гласит, что Патрик на примере трилистника объяснял ирландцам смысл Единства Божества в Святой Троице . Позднее возникновение данной легенды и отсутствие свидетельств самого Патрика заставляют ряд исследователей предполагать, что легенда недостоверна; вероятно даже, что монахи, записывавшие легенду, приписали Патрику то, что было типично скорее для друидов — почитание священного числа три , которое символизировал трилистник .
Согласно другой легенде, святой защитил себя и восемь своих спутников от мести Лойгуре, пропев «Олений гимн» (существует текст этого гимна, приписываемый Патрику ), после которого мстители увидели проходящих мимо оленей, а не людей .
Существуют предания, гласящие и о развязке конфликта святого с Коротиком, не внявшим письму; Патрик обратился с молитвой к Богу, после чего Кортикусу было видение, в котором голоса предлагали отказаться ему от трона, и в итоге этот воитель превратился в лисицу и бежал .
По преданию, святой Патрик совершал множество чудес, возвращая слепым зрение, глухим — слух, исцеляя прокажённых; воскрешал умерших . Однако, не во всех этих легендах Патрик представлен как положительный персонаж; например, в легенде об Оссиане , вернувшемся из Тир на Ног , коснувшегося ногой земли и сразу резко постаревшему, говорится, что святой, хоть и подобрал и приставил людей ухаживать за ним, но возвращал ему молитвой зрение и слух лишь для выполнения отдельных заданий, после которых решал, что такую мощь лучше забрать обратно .
Согласно текстам Мурьху и Тирехана , святой Патрик мог учиться в Леринском аббатстве, а значит — быть учеником Гонората Арелатского
Святой Гуасахт был сыном , иначе , хозяина, на которого работал в Ирландии святой Патрик в качестве раба . В «Житии…» рассказывается, что Святой Патрик вернулся к нему после странствий, желая спасти его душу, но Маэлху поджёг свой дом, запер двери и погиб в пламени, лишь бы вновь не встретиться с бывшим рабом . Гуасахт, согласно «Трёхчастному житию» святого Патрика (IX век), был в хороших отношениях со святым: он назван «совоспитанником» ( др.‑ирл. comalta ) Патрика . Гуасахт был обращён святым Патриком к Господу, помогал ему в евангелизации Ирландии, как и Святой Мэл , а также Секундий (Сегитий ), и позднее стал епископом Гранарда .
Отшельница Трея , дочь Кайртенна, короля Дал Арайде, обратилась в христианство молитвами святого Патрика. Согласно легенде, изложенной в «Трёхчастном житии святого Патрика», Треа была благословлена Патриком ещё во чреве своей матери Моган (кроме того, Патрик предсказал рождение святого Сенана ). Среди других обращённых в христианство Патриком святых — святой Кириан , игумен Мак Нисси , Ниссен и Асик из Элфина , святой епископ Лейнстерский Идус , кроме того, Патрик постриг в монахини будущую святую Аттаракту , учеником Патрика считается Махай Бьютский .
Святой Одран был отождествлён с возничим святого Патрика . Он был убит вместо Патрика, так как они поменялись местами в колеснице, когда Одран узнал, что их ожидает засада. Наиболее древнее упоминание об этом эпизоде содержится в так называемом «Трёхчастном житии» святого Патрика (IX в.). Некий король по имени Фольге хотел отомстить Патрику за разрушение идола; тогда Одран сказал:
« Я уже долго был твоим колесничим, батюшка Патрик; теперь ты пусти меня на главное сиденье. Теперь ты будешь колесничим ». Патрик так и сделал. Тогда пришёл Фольге и пронзил своим копьём Одрана в образе Патрика. « Моё проклятье… », сказал Патрик. « На священное дерево Бри-Дам », сказал Одран. « Пусть так и будет », сказал Патрик. Фольге тут же умер и попал в ад .
Святой Фиака , сын сестры первого из обращённых Патриком на холме Тара, написал в честь Патрика гимн .
Святой Патрик уже был включён в первый список святых, составленный Римской католической церковью , и не проходил процесс канонизации в Риме .
Почитание святого наиболее распространено в Католической церкви . В Православной церкви было распространено местное почитание в отдельных общинах , а 9 марта 2017 года решением Священного Синода Русской православной церкви его имя было внесено в месяцеслов вместе с рядом древних христианских святых Запада как «святителя Патрикия, просветителя Ирландии» и установлением памяти 17/30 марта .
Святому Патрику посвящено множество соборов и церквей по всему миру , наиболее известный из которых — собор Святого Патрика в Дублине , построенный в 1191 году . Настоятелем собора в XVIII веке был Джонатан Свифт . Обсуждается возможность возведения православного храма святого Патрика в Москве .
Особо почитают Патрика как второго по значимости после Девы Марии покровителя в Нигерии — Отцы святого Патрика ( англ. The St. Patrick Fathers ), ирландские миссионеры, активно участвовали в евангелизации этой страны с начала XX века : согласно отчётам, с июня 1914 года по июнь 1930 года они крестили там 4858 человек .
С точки зрения протестантской церкви Ольстера (изложенной в XVII веке Джеймсом Ашшером ), святой Патрик теологически был протестантом, действовавшим независимо от Рима ; почитание святого проводится верующими и этой конфессии , особенно активно — в Церкви Ирландии .
Два наиболее древних иконографических памятника, связанных со святым Патриком, — сцены из легенд о святом на каменном кельтском кресте короля Фланна в Клонмакнойзе и на кресте святого Патрика в Кашеле , где Патрик крестил короля Мюнстера . Кроме того, существуют высокие кресты ( англ. high cross ) у Чистилища святого Патрика , и до XVIII века существовал крест в Ливерпуле , отмечающий место, где Патрик якобы проповедовал перед началом своей миссии в Ирландии . Герб Баллины (принятый в 1970 году) включает в себя изображение «креста святого Патрика», высеченного на скале кладбища якобы в день визита в эти края самого святого в 441 году .
Существуют православные иконы, изображающие святого , в том числе иконы, написанные в восточной традиции, хранятся в католических соборах .
Святой с XIV века изображается в епископских одеяниях (включающих в себя порой пастушеский посох), до XVII века — безбородым, позднее — с бородой . Зачастую изображается с трилистником в руке , может быть изображён попирающим ногой змею . Кроме того, одна из его рук может быть поднята для благословения .
Кроме Патрика Ирландского, существуют и иные святые с этим именем: 24 мая почитается святой Патрик, бывший епископом во Франции , а 16 марта — святой Патрик, бывший епископом в Испании .
День святого Патрика отмечается 17 марта в Ирландии , Северной Ирландии и в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор как государственный праздник (в Канаде этот праздник лоббирует фирма Guinness ); во многих других странах отмечается в пабах нецентрализованно. В ходе празднования с 1762 года (парад Нью-Йорка ) (или с 1737 года, парад Бостона ) устраиваются парады (в том числе в Москве с 1992 года , как официальные, так и неофициальные ).
В праздничный день принято носить зелёную одежду (в Чикаго даже реку красят в зелёный цвет , хотя изначально, до XVII века (в том числе до того, как во время восстания 1798 года ирландские солдаты не надели для привлечения внимания зелёную униформу ), цветом, ассоциируемым с Патриком, был синий ). В этот день устраиваются музыкальные и пивные вечеринки, хотя ранее во всей Ирландии в этот день закрывались все пабы .
Раньше в день праздника было принято носить на одежде кресты, сделанные из бумаги или ткани .
Один из наиболее ранних европейских христианских колоколов, клёпаный из двух изогнутых листов железа, называется Колоколом святого Патрика, относится к V веку и хранится ныне в Национальном музее Ирландии в Дублине . Он называется также «Завещанным колоколом», так как, согласно упоминанию в Книге Куану, его создание было завещано святым одному из учеников. Высота колокола составляет 16,5 сантиметров, вместе с ручкой — 19,68 сантиметров, ширина по ободу — 12,5 сантиметров, в плече — 12,8 см, и весит 1,7 килограмм .
На острове посреди Лох-Дерг существует пещера «Чистилище святого Патрика», по легенде представляющая собой вход в другой мир . Эта легенда, первые упоминания которой появляются в X—XI веке, была переложена на латынь Марией Французской в XII веке , и Педро Кальдерон писал свою пьесу, основываясь на её произведении. Не так давно вход в пещеру был закрыт, а рядом построена часовня, так что теперь паломники посещают эти места, чтобы провести здесь всенощную, а не для испытания мук чистилища , как в Средние века .
Флаг Святого Патрика представляет собой х-образный красный крест на белом фоне (на геральдическом языке — червлёный крест на серебряном поле). В целом связь данного флага с древней Ирландией и святым Патриком является сомнительной . Флаг использовался в ордене Святого Патрика , основанном в 1783 году королём Георгом III (в честь Конституции 1782 года) , а после Акта об унии Великобритании и Ирландии представлял Ирландию на флаге Великобритании , вследствие чего его не признают многие ирландские националисты как британское изобретение .
Происхождение креста ясно не до конца; согласно одной из версий, он был просто взят с герба Фицджералдов , согласно другой — символика основана на кресте Ордена Подвязки , повёрнутом на 45 градусов .
Однако, есть ряд источников об использовании косого креста до 1783 года: например, на ирландских монетах, отчеканенных около 1480 года, есть изображения двух щитов с такими крестами (впрочем, в это время Джералд Фицджералд был управляющим в Ирландии, и изображение может быть связано с его гербом) ; на гербе Тринити-колледжа , известном с 1612 года, есть два флага, на одном из которых есть крест святого Георгия, а на втором — косой красный крест , и прочие .
Так как святой Патрик не был мучеником, некоторые авторы утверждают, что у него нет права на собственный крест . Однако, существуют данные и о других «крестах и флагах святого Патрика»: статья 1935 года утверждает, что настоящий флаг святого Патрика — квадратный, и представляет собой белый крест на зелёном фоне с красным кругом . В брошюре 1679 года описывается флаг с красным крестом на жёлтом поле , который в 1688 году упоминается как «крест святого Патрика» . В 1914 году отделение Ирландских добровольцев в Голуэе приняло аналогичный флаг, так как он «использовался как ирландский флаг во времена Кромвеля» .
Существует легенда 1690-х годов о том, как шотландец и ирландец спорили, символизирует ли мельница крест Святого Андрея или крест святого Патрика .
Ballina Urban Council has officially approved a design of two pikes representing the '98 Rising, St Patrick's Cross, a salmon and a ship depicting commerce and trade.
{{
cite news
}}
:
|access-date=
требует
|url=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
|access-date=
требует
|url=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
|access-date=
требует
|url=
(
справка
)
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|