Interested Article - Триодь

Триодь постная киевского митрополита Петра Могилы , 1646
Икона «Воскресение Христово» (Триодь цветная). XIX век. , Брест

Трио́дь, Триодио́н ( от др.-греч. τρία — « три » и ᾠδή, ᾠδά — « песнь ») — в православной церкви общее название богослужебных книг , содержащих трёхпесенные каноны («трипеснцы»), откуда и происходит название.

Триоди покрывают круг подвижных праздников года, даты которых находятся в зависимости от дня празднования Пасхи : от подготовительных седмиц к Великому посту (то есть от Недели о мытаре и фарисее ) до первого воскресенья после праздника Святой Троицы (то есть до Недели Всех святых ). Первые две подготовительные седмицы Триодь используется только в воскресной службе на Неделю о мытаре и фарисее и на Неделю о блудном сыне , а начиная со службы на субботу перед Неделей о Страшном Суде — ежедневно.

Изначально Триодь существовала в виде единого сборника, а затем была разделена на две части — «Триодь постную» и «Триодь цветную» .

Триодь постная

Триодь цветная

Когда цветная Триодь начинается с Пасхи, её называют « Пентикоста́рион» , «Пентикоста́рий» (от др.-греч. Πεντηκοστή — «Пятидесятница»), а постную Триодь называют просто «Триодью».

История

Триодь восходит к единому комплексу песнопений тропарно - стихирного типа, предположительно сложившемуся в VII веке и носившему название « Тропологий» ( Τροπολόγιον ). Впоследствии единый кодекс распался на минейную (тексты неподвижного годового круга), триодную (тексты подвижного пасхального круга) части и Октоих (тексты седмичного круга).

Гимнографический состав Триоди показывает, что за некоторыми исключениями полный канон присутствует на воскресных службах, в то время как на буднях — только трипеснец и четверопеснец. Следовательно, можно считать, что изначальной позицией для полного канона является воскресенье. Идея полного византийского канона могла быть связана со своеобразным «суммированием», собиранием всех библейских песней недели в службе воскресенья — первого и одновременно восьмого дня, «праздников праздника и торжества торжеств». В богословии времени эта идея соответствует теории άνακεφαλαίωσις, или «совозглавления», выдвинутой ещё святителем Иринеем Лионским : «Христос собирает в Себе всего человека и Собою исполняет всё». Таким образом, воскресенье как День Господень (κυριακή ήμέρα) «возглавляет» всю неделю и вбирает её в себя, что отражается в такой гимнографической конструкции, как канон .

Примечания

  1. Здесь и далее слово «седмица» означает семь дней
  2. Здесь и далее слово «Неделя» означает воскресенье
  3. Мясопустная родительская суббота — предпоследняя перед Великим постом
  4. Красовицкая М. С. от 11 декабря 2008 на Wayback Machine . / Литургика.
  5. . Дата обращения: 18 апреля 2014. 19 апреля 2014 года.
  6. А. А. Лукашевич. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XI : « — Гомар ». — С. 669-672. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-017-X .
  7. . Дата обращения: 18 апреля 2014. 19 апреля 2014 года.
  8. . Дата обращения: 18 апреля 2014. 19 апреля 2014 года.
  9. . Дата обращения: 3 октября 2017. 19 апреля 2014 года.
  10. Дата обращения: 11 декабря 2018. 5 декабря 2018 года.

Литература

  1. Протоиерей Серафим Слободской . Закон Божий . — Ульяновск МЦ «Информсервис Лимитед», 1997. — 726 с ISBN 5-87225-014-2
  2. Протоиерей Г. Дьяченко. Полный Церковно-Славянский Словарь. — издательство «Отчий дом», 2000. — 1122 с ISBN 5-86809-048-9

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Триодь