Interested Article - Святки
- 2020-10-12
- 1
Свя́тки ( святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды ; др.-рус. свꙗтокъ ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды .
В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, то есть 7 (20) января ( Зимний свадебник ) и половину дня 8 (21) января , который называется Розданный день , поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество .
В христианской традиции — время с Рождества Христова до Крещенского Сочельника .
Этимология и названия
Святки (от праслав. *svętъ, *svętъjь ) — старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает, что праздник продолжается не один день (ср.: Червонные святки , Зелёные святки ).
- рус. святки , святые вечера, свечки, коля́ды, колёды (з.-рус., ю.-рус.) , рожествя́нские свя́тки (брян.) , цветьё (Удмуртия) , окрутники (новг.) , кудеса (новг., вологод.) , субботки (псков.);
- зап .- белор. калядныя святкі ; між каляд , поміж каляд (то есть 'между колядами'); либо калядныя святкi , калядныя нядзелi ;
- укр. святі дні, коляда ;
- полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество ;
- польск. Gody, Godnie Święta , Szczodre Gody, świeczki, święte wieczory ;
- чеш. Vánoce («святые ночи»), Hody ;
- словацк. Vianoce, Hody, sviatky ;
- словен. Volčje noči ( штир. ) (также см. Вучаренье );
- сербохорв. некрштены дани ;
- в.- болг. мръсни дни (нощи), погани дни ; з.- болг. некрстени дни, некрштены дани ; в Родопах — караконджерови дни, дяволски деня, вампирски де́н’ове, поганските дни, буганите дене .
Церковное празднование
Праздновать двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времён. Указанием на это могут служить 13 бесед Ефрема Сирина (ум. 373 г.), произнесённых им от 25 декабря по 6 января, а также проповеди Амвросия Медиоланского и Григория Нисского . Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака . То же подтверждено и кодексом Юстиниана , изданным в 535 году. Вторым туронским собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Ещё со времён Римской империи в эти дни нередко практиковались гадания и другие народные обычаи, с которыми боролась церковь. Против этого направлены, помимо всего прочего, 61 и 62 правила Шестого Вселенского собора . Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям , игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни » .
Обрядность
Начало зимних Святок и окончание рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивалось к Николину дню . Под влиянием христианской церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю — от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной .
У восточных славян считалось, что первый день надо провести дома или у родных. Во второй, называемый молодионы (день младенцев), все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением .
Святки особенно насыщены магическими обрядами , гаданиями , прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года . Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий .
В Новгороде со второго дня Святок ( окрутников ) до Богоявления наряженные ходят по городу в те дома, где в знак приглашения стоят на окнах зажжённые свечи, и потешают хозяев шутками, сатирическими представлениями, песнями и плясками. В Тихвине на Святки делается большая лодка, которая ставится на несколько саней, и по улицам везётся множеством лошадей, на которых сидят верхом «окрутники». В лодке находятся ряженые в масках («святочники») с разноцветными флагами, которых называют окрутниками, кудесниками, куликами, щеголями . Во время поездки они поют, играют на различных инструментах, шутят. Их сопровождает много народа, зажиточные горожане угощают вином и кушаньем .
В Псковской губернии (в Торопце ) девушки откупали на Святки дом у какой-либо вдовы, ставили скамейки до потолка в виде амфитеатра, посреди вешали огромный фонарь со множеством свечей, сделанный из цветной бумаги и украшенный разноцветными лентами. По сторонам ставят скамейки для парней. Когда все места в амфитеатре займут девушки, открывают ворота и впускают ребят, при этом каждого гостя встречают песнями с припевом:
Дунай, Дунай, многолетствуй!
И с твоею полюбовницей!
За это гости платят — сборы идут хозяйке избы. Женатые мужчины на «торопецкие субботки» не допускаются .
Святочный период
Во многих славянских традициях Святки делились на две половины — до Нового года и после. Первая неделя Святок нередко считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера , то первую неделю — вельми святые . Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового года — шчо́дрыи вэчори́» (ср. также укр. киев. святый тыждень ). В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы (брест.). На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера , а вторая — страшны́е вечера . У русских Удмуртии они, кроме того, назывались соответственно Ржаное цветьё и Яровое цветьё , что актуализировало параллелизм с летними Зелёными святками , во время которых происходило колошение и цветение злаков . Вместе с тем Святки воспринимаются как единый цикл, о чём свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья 'Рождественский сочельник', Друга или Середня кутья 'канун Нового года', Трэтья или Последняя кутья 'канун Крещения' (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная» .
Изгнание святок
Обряды «изгнания святок» (кутьи, коляды), приуроченные к Крещению, широко распространены у западных и восточных славян. На Украине сжигание на Новый год рождественской соломы или мусора, накопленного за период Святок, называлось паліть діда или паліть дідуха . В Нижегородской области в Крещенской сочельник зажигали сноп соломы и возили его на санках по деревне с криками: «Митрофанушка горит!»; это называлось «провожать святки» .
Пословицы и поговорки
- На Святки только волки женятся .
- От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится .
- Одна кутья на людей, другая на скотину , а третья на урожай ( полес. Аднá куття на людей, а другая на худóбу, а треття на уражай ) .
- Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься (воронеж.) .
- Мокрые святки — мало урожая (пол. силез. ) .
- Ясные святки — полные амбары (пол. силез.) .
См. также
Примечания
- Страхов А. Б. Ночь перед Рождеством: народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян. Cambridge-Mass., 2003. С. 242.
- , с. 596.
- , с. 182.
- Кимеева Т. И., Глушкова П. В. . от 13 июля 2019 на Wayback Machine // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств — Кемерово, 2015
- ↑ , с. 584.
- . Дата обращения: 12 января 2020. 25 декабря 2019 года.
- . от 12 января 2020 на Wayback Machine // azbyka.ru
- , с. 557.
- Бальмонт К. Д.
- ↑ , с. 19.
- , с. 33.
- ↑ , с. 34.
- ↑ , с. 208.
- , с. 585.
- , с. 428.
- , с. 114.
- , с. 254.
- Свод Законов XIV. — Ч. 4. — С. 33—34. См.: прот. Г. С. Дебольский . Дни богослужения православной кафолической восточной церкви. — Т. 1. — СПб. , 1882.
- , с. 95.
- , с. 114.
- .
- , с. 557.
- , с. 33–34.
- , с. 34–35.
- , с. 588.
- , с. 72.
- , с. 35.
- , с. 133.
- , с. 44.
- ↑ , с. 587.
Литература
- Беловинский Л. В. Святки // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой . — М. : Эксмо , 2007. — С. 606. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4 .
- Святки / Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 584–589. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Ганцкая О. А., Грацианская Н. Н., Токарев С. А. Западные славяне // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы . Зимние праздники. — М. : Наука, 1973. — С. 204–234 .
- Волчьи дни / Кабакова Г. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 109–111. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Белгород: БелГУ, 2007. — Т. 4 , № 8 . — С. 114–120 . — ISSN .
- . Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III / Сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.
- Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
- Мануковская Т. В. Образ Николая Чудотворца в духовных стихах и житии // . — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2012. — С. 91–98 .
- Мир русской культуры / Науч. ред. А. Н. Мячин. — М. : Вече, 2004. — 608 с. — ISBN 5-9533021-2-6 .
- Перевезенцев С. В. Двоеверие // / науч. ред. , , С. В. Перевезенцев . — М. : Олма-пресс , 2001. — С. 181—182. — (Руссика). — 5000 экз. — ISBN 5-224-01258-9 .
- Плотникова А. А. . — М. : Индрик, 2004. — 768 с. — ISBN 5-85759-287-9 .
- Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 2). — М. : Университетская типография, 1838. — 142 с.
- Стародубцева С. В. / Науч. ред. Т. Г. Владыкина . — Ижевск: УдмИИЯЛ , 2001. — 419 с. — ISBN 5-85759-287-9 .
- Терещенко А. В. . — Русская книга, 1999. — 245 с.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик , 2005. — 600 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X .
- Толстые Н. И. и С. М. Заметки по славянскому язычеству. 2. Вызывание дождя в Полесье // / Отв. редактор И. М. Шептунов. — М. : Наука, 1978. — С. 95–130 .
- Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М. : Русский язык, 1999. — ISBN 5-200-02684-9 .
- Энциклопедия российских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. — СПб. : Респекс, 1997. — 448 с. — (Русь Великая). — ISBN 5-7345-0094-1 .
- Этнография и фольклор Рязанского края: материалы Российской научной конференции к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой : 1-е Лебедевские чтения, 6-8 декабря 1994 г. — Рязань, 1996. — 216 с.
- Язычество древних славян // Россия: Иллюстрированная энциклопедия / Редактор-составитель к. и. н. Ю. А. Никифоров. — М. : ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2006. — С. 595–596 . — ISBN 5-373-00239-9 .
Ссылки
- // Российский этнографический музей
- . Образ жизни русского народа . Фольклорус .
- . На официальном сайте «Белорусы Югры» . Архивировано из 7 апреля 2013 года.
- Анучина Т. . Пресса Архангельской области (5 января 2003).
- 2020-10-12
- 1